Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА:
ВЫВЕСТИ ФОРМУЛУ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫТАЛКИВАЮЩЕЙ СИЛЫ;
НАУЧИТЬСЯ РАССЧИТЫВАТЬ СИЛУ АРХИМЕДА;
УКАЗАТЬ ПРИЧИНЫ,
ОТ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ СИЛА АРХИМЕДА;
РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА, ОБОБЩАТЬ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ;
Слайд 3ВВЕДЕНИЕ
ПОД ВОДОЙ МЫ МОЖЕМ ЛЕГКО ПОДНЯТЬ КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ С ТРУДОМ ПОДНИМАЕМ
В ВОЗДУХЕ. ЕСЛИ ПОГРУЗИТЬ ПРОБКУ ПОД ВОДУ И ВЫПУСТИТЬ ЕЁ ИЗ РУК, ТО ОНА ВСПЛЫВЁТ. ПОЧЕМУ ТЯЖЕЛЫЙ КОРАБЛЬ НЕ ИДЕТ КО ДНУ?
Как можно объяснить эти явления?
Слайд 4ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Ответы на эти вопросы нашел Сиракузский ученый Архимед, он рассчитал,
выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело.
Слайд 5«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ
ФРОНТАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ:
ОПРЕДЕЛИТЕ ВЕС ДАННОГО ТЕЛА В ВОЗДУХЕ.
ОПРЕДЕЛИТЕ
ВЕС ЭТОГО ТЕЛА В ВОДЕ.
СРАВНИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД
ВЕС ТЕЛА В ВОДЕ МЕНЬШЕ ВЕСА ТЕЛА В ВОЗДУХЕ.
ПОЧЕМУ ВЕС ТЕЛА В ВОДЕ МЕНЬШЕ ВЕСА В ВОЗДУХЕ?
Задача: исследование действия жидкости или газа на погруженное в них тело.
"Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта."
(И. Кант)
Слайд 6
"Э-В-Р-И-К-А!"
На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая ……………сила,
…равная
…весу жидкости или газа, .
вытесненного
этим……. Телом!!!!!
FАрхимеда= ρж g VТ
Слайд 7ЗАКОН АРХИМЕДА ФОРМУЛИРУЕТСЯ ТАК:
АРХИМЕДОВА
СИЛА, ДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ПОГРУЖЕННОЕ В ЖИДКОСТЬ (ИЛИ ГАЗ) ТЕЛО, РАВНА ВЕСУ ЖИДКОСТИ (ИЛИ ГАЗА), ВЫТЕСНЕННОЙ ТЕЛОМ.
Слайд 9ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА?
НА БОКОВЫЕ СТЕНКИ ЖИДКОСТЬ ДАВИТ С СИЛОЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ И РАВНОЙ ПО МОДУЛЮ, ПОЭТОМУ СИЛЫ ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА БОКОВЫЕ СТЕНКИ ТЕЛА ВЗАИМНО УРАВНОВЕШИВАЮТСЯ, ИХ РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ РАВНА НУЛЮ.
А ВОТ СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ВЕРХНЮЮ И НИЖНЮЮ ЧАСТИ, НЕ РАВНЫ. НА ВЕРХНЮЮ ЧАСТЬ СТОЛБ ВОДЫ H1 ДАВИТ СИЛОЙ F1. А НА НИЖНЮЮ - СТОЛБ ВОДЫ H2 СИЛОЙ F2. ЗНАЧЕНИЕ ВЫТАЛКИВАЮЩЕЙ СИЛЫ РАВНО РАЗНИЦЕ F2-F1.
Слайд 10Экспериментальная работа
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только
воображением».
М. В. Ломоносов
Слайд 11ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙ !
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ВЫЯСНИТЬ, ОТ КАКИХ ВЕЛИЧИН ЗАВИСИТ
АРХИМЕДОВА СИЛА, А ОТ КАКИХ – НЕ ЗАВИСИТ.
Слайд 12Задание №1. (группа 1)
Оборудование:
Кусок пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
Слайд 13Задание №2. (группа 2)
Оборудование:
Набор грузов разной массы, но одинакового объема, сосуд
с водой, нить, динамометр.
Слайд 14Задание №3. (группа 3)
Оборудование:
Набор грузов разного объема, но одинаковой массы ,
сосуд с водой, нить, динамометр, линейка.
Слайд 15Задание №4. (группа 4)
Оборудование:
Груз, сосуд с пресной и соленой водой, нить,
динамометр.
Слайд 16Задание №5. (группа 5)
Оборудование:
Груз, сосуд с водой, нить, динамометр.
Слайд 191.Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо
тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?
Слайд 20Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может
сдвинуть его с места. Почему?
Слайд 213.В Вологодской области есть, на первый взгляд, странное озеро. С незапамятных
времен люди считали, что на дне его живет колдун, и боялись нарушать границы его владений. Однажды попы-тался крестьянин искупать свою лошадь в озере, а она не успела войти в него, как потеряла равновесие и упала, но не утонула, а всплыла. Да и другие предметы, брошенные в воду, не тонули, а поддерживались непонятной силой. Как же объяснить такое яв-ление?
Такие водоемы встречаются и в других странах. Самый большой из них Мертвое море. О нем сложились мрачные легенды. В одной из них говорится:»И вода, и земля здесь Богом прокляты».
Слайд 22НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ,
УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК,
ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ.
ПОЧЕМУ НЕ
ТОНЕТ МЯЧ?
Слайд 23ПОДУМАЙ !
НА КАКОЙ ИЗ ОПУЩЕННЫХ В ВОДУ СТАЛЬНЫХ ШАРОВ
ДЕЙСТВУЕТ НАИБОЛЬШАЯ ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА?
Слайд 24ПОДУМАЙ !
ОДИНАКОВОГО ОБЪЕМА ТЕЛА – СТЕКЛЯННОЕ И СТАЛЬНОЕ –
ОПУЩЕНЫ В ВОДУ. ОДИНАКОВЫ ЛИ ВЫТАЛКИВАЮЩИЕ СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА НИХ?
Слайд 25ПОДУМАЙ !
КАК ИЗМЕНИТСЯ ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА НА ДАННОЕ ТЕЛО ПРИ
ПОГРУЖЕНИИ ЕГО В ЖИДКОСТИ НА РАЗНУЮ ГЛУБИНУ?
Слайд 26ПОДУМАЙ !
ИЗМЕНИТСЯ ЛИ ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА, ЕСЛИ БРУСОК, НАХОДЯЩИЙСЯ В
ЖИДКОСТИ, ПЕРЕВЕСТИ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ А В ПОЛОЖЕНИЕ Б?
Слайд 27ПОДУМАЙ !
ПОДВЕШЕННЫЕ К КОРОМЫСЛУ ВЕСОВ ОДИНАКОВЫЕ ШАРЫ ПОГРУЗИЛИ В
ЖИДКОСТЬ СНАЧАЛА ТАК, КАК ПОКАЗАНО НА РИСУНКЕ А, А ЗАТЕМ ТАК, КАК ПОКАЗАНО НА РИСУНКЕ Б. В КАКОМ СЛУЧАЕ РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ НАРУШИТСЯ? ПОЧЕМУ?
Слайд 28ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ОБЪЕМА ТЕЛА ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА … (РУКИ ВВЕРХ)
ПРИ УМЕНЬШЕНИИ
ПЛОТНОСТИ ЖИДКОСТИ СИЛА АРХИМЕДА … (РУКИ ВНИЗ)
ПРИ УМЕНЬШЕНИИ ПЛОЩАДИ СОПРИКАСАЮЩЕЙСЯ ПОВЕРХНОСТИ ДАВЛЕНИЕ …(РУКИ ВВЕРХ)
СИЛА АРХИМЕДА НЕ ЗАВИСИТ ОТ ПЛОТНОСТИ ТЕЛА (ХЛОПАЮТ В ЛАДОШИ)
Слайд 29
«Архимедова сила»
Легенда об Архимеде
ЖИЛ В СИРАКУЗАХ МУДРЕЦ АРХИМЕД,
БЫЛ ДРУГОМ ЦАРЯ
ГИЕРОНА.
КАКОЙ ДЛЯ ЦАРЯ САМЫЙ
ВАЖНЫЙ ПРЕДМЕТ?
ВЫ ВСЕ ДОГАДАЛИСЬ – КОРОНА!
Слайд 30
«Архимедова сила»
ЗАХОТЕЛОСЬ ГИЕРОНУ
СДЕЛАТЬ НОВУЮ КОРОНУ.
ЗОЛОТА ОТМЕРИЛ СТРОГО.
ВЗЯЛ НЕ
МАЛО И НЕ МНОГО,
СКОЛЬКО НУЖНО, В САМЫЙ РАЗ.
ЮВЕЛИРУ ДАЛ ЗАКАЗ.
И ЦАРЮ УЗНАТЬ ОХОТА:
ЧЕСТНО ЛЬ СДЕЛАНА РАБОТА?
Легенда об Архимеде
Слайд 31
«Архимедова сила»
Легенда об Архимеде
И ПОЗВАЛ ОН АРХИМЕДА...
НАЧАЛАСЬ У НИХ БЕСЕДА.
ГИЕРОН: ВОТ КОРОНА, АРХИМЕД.
ЗОЛОТАЯ ИЛИ НЕТ?
Слайд 32
«Архимедова сила»
НО КОРОНУ НЕ ЦАРАПАТЬ, НЕ ПИЛИТЬ...
И ЗАДУМАЛСЯ УЧЕНЫЙ:
–
ЧТО ИЗВЕСТНО? ВЕС КОРОНЫ.
НУ А КАК НАЙТИ ОБЪЕМ?
ДУМАЛ НОЧЬЮ, ДУМАЛ ДНЕМ
Легенда об Архимеде
Слайд 33
«Архимедова сила»
Легенда об Архимеде
И однажды, в ванне моясь,
Погрузился он по
пояс.
На пол вылилась вода –
Догадался он тогда,
Как найти ОБЪЕМ короны,
И помчался к Гиерону
Слайд 34
«Архимедова сила»
Легенда об Архимеде
ОН ПРОМЧАЛСЯ МИМО СТРАЖИ.
– ЭВРИКА! НАШЕЛ РЕШЕНЬЕ!
–
ВО ДВОРЕЦ ПРИМЧАЛСЯ ОН.
– Я ПРИДУМАЛ, ГИЕРОН!
ЭВРИКА!!!
Слайд 35
«Архимедова сила»
Легенда об Архимеде
ПУСТЬ ВЕСЫ СЮДА НЕСУТ
И С ВОДОЙ БОЛЬШОЙ
СОСУД...
НА ВЕСЫ КЛАДЕМ КОРОНУ,
И ТЕПЕРЬ ТАКОЙ ЖЕ РОВНО
ИЩЕМ СЛИТОК ЗОЛОТОЙ...
Я СЕЙЧАС ОТКРЫЛ ЗАКОН.
ТОТ ЗАКОН СОВСЕМ ПРОСТОЙ…
Слайд 36ЗАКОН АРХИМЕДА
СИЛА, ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ ЦЕЛИКОМ ПОГРУЖЕННОЕ В ЖИДКОСТЬ ИЛИ
ГАЗ ТЕЛО, РАВНА ВЕСУ ЖИДКОСТИ ИЛИ ГАЗА В ОБЪЕМЕ ЭТОГО ТЕЛА.
FA = Рж
FA = g ρж Vт
Слайд 37
е
п
о б ъ е м т е л а
а
р х и м е д о в а
в в е р х
м а с с а
п л о т н о с т ь ж и д к о с т и
с и л а т я ж е с т и
Н ь ю т о н
к и л о г р а м м
в н и з
1. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
2. Куда направлена эта сила?
3.От чего она зависит?
4. Единица измерения силы.
6. Куда она направлена?
7. От чего она зависит?
8.Единица измерения массы.
5. Как называется сила с которой Земля притягивает все тела?
«Архимедова сила»
Слайд 38
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
№
УТВЕРЖДЕНИЕ
ДА/НЕТ
Слайд 39КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
№
УТВЕРЖДЕНИЕ
ДА/НЕТ
Слайд 40
Домашнее задание
Да, понравилось
Не знаю
Нет,
не понравилось
Слайд 41ИТОГ УРОКА
Домашнее задание:
§ 48, 49, упр. 32 зад. № 1,
2 (устно)
Слайд 42СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФИЗИКА. 7 КЛАСС. УЧЕБНИК (АВТОР А. В. ПЕРЫШКИН).
ФИЗИКА. МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ. 7 КЛАСС (АВТОРЫ Е. М. ГУТНИК, Е. В. РЫБАКОВА).
ФИЗИКА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. 7 КЛАСС (АВТОРЫ А. Е. МАРОН, Е. А. МАРОН).
ФИЗИКА. СБОРНИК ВОПРОСОВ И ЗАДАЧ. 7—9 КЛАССЫ (АВТОРЫ А. Е. МАРОН, С. В. ПОЗОЙСКИЙ, Е. А. МАРОН).