Презентация, доклад на тему Решение задач по механике разными способами

Содержание

Лебедева Н.Ю., учитель физики МОУ СОШ №4 им. И.С.Черных г. Томск … Любая задача должна иметь элемент новизны, чтобы не привести к ослаблению развивающей стороны решения задач. Полезно одну и ту же задачу решать разными способами,

Слайд 1Решение задач механики
различными
способами

Решение задач механикиразличными способами

Слайд 2Лебедева Н.Ю.,
учитель физики МОУ СОШ №4 им. И.С.Черных г. Томск

… Любая задача должна иметь элемент новизны, чтобы не привести к ослаблению развивающей стороны решения задач. Полезно одну и ту же задачу решать разными способами, это приучает школьников видеть в любом физическом явлении разные его стороны, развивает творческое мышление.
Задачи уровня С ЕГЭ, требующие нетрадиционного подхода, решают лишь те учащиеся, которые обладают навыками мыслительной деятельности в совершенстве, представляют задачу в новых условиях, умеют анализировать решение и его результаты…

«Развитие навыков исследовательской деятельности при решении физических задач» Новикова Л. В.

Урок решения задач для учащихся 10 класса естественно-научного профиля

Лебедева Н.Ю., учитель физики МОУ СОШ №4 им. И.С.Черных г. Томск … Любая задача должна иметь элемент

Слайд 3При решении любой задачи рационально выделить четыре этапа:
Анализ текста задачи(заданного

содержания), анализ физического явления и выбор его физической модели.

Определение способа (идеи) решения задачи или составление плана решения.

Выполнение запланированных действий (решение в общем виде, проведение опытов и др.), получение ответа в виде числа.

Анализ решения задачи. Подведение итогов.
При решении любой задачи рационально выделить четыре этапа: Анализ текста задачи(заданного содержания), анализ физического явления и выбор

Слайд 4 Тело брошено со скоростью 15м/с под углом 30 к

горизонту. Пренебрегая сопротивлением воздуха, определите, на какую высоту h поднимется данное тело?

0

Анализ условия задачи

Тело брошено со скоростью 15м/с под углом 30 к горизонту. Пренебрегая сопротивлением воздуха, определите, на

Слайд 5Энергетический
Решение на основе закона сохранения энергии
Кинематический
Решение на основе законов кинематики

Тело брошено со скоростью 15м/с под углом 30 к горизонту. Пренебрегая сопротивлением воздуха, определите, на какую высоту h поднимется данное тело?

1

ЭнергетическийРешение на основе закона сохранения энергииКинематическийРешение на основе законов кинематики  Тело брошено со скоростью 15м/с под

Слайд 6Краткая запись условия задачи; СИ.

2. Рисунок, направление перемещения, скорости, ускорения.

3.

Выбор системы координат, проекции векторов перемещения, скорости, ускорения.
4. Запись уравнение движения тела и уравнений, связывающих кинематические величины.
5. Решение полученной системы уравнений относительно неизвестных.
6. Анализ ответа. Если он противоречит физическому смыслу задачи, то поиск новых идей решения.

1 способ: кинематический

Решение на основе законов кинематики

Алгоритм решения задач на законы кинематики

Краткая запись условия задачи; СИ.2. Рисунок, направление перемещения, скорости, ускорения. 3. Выбор системы координат, проекции векторов перемещения,

Слайд 7т.к.
1
0
Дано:
= 15м/с
= 30
0
Решение
Из

рисунка видно:

Тело брошено со скоростью 15м/с под углом 30 к горизонту. Пренебрегая сопротивлением воздуха, определите, на какую высоту h поднимется данное тело?

т.к.    10Дано:  = 15м/с  = 300РешениеИз рисунка видно:  Тело брошено со

Слайд 8Алгоритм решения задач на законы сохранения энергии
Краткая запись условия задачи; СИ.

Чертеж,

на котором показать начальное и конечное состояние тела или системы тел, указать, какой энергией обладало тело в каждом состоянии.

Запись закона сохранения или изменения энергии и других необходимых уравнений.

Решение уравнения в общем виде.

Проверка по размерности, выполнение расчетов, оценка достоверность результата, запись ответа.

2 способ: энергетический

Решение на основе закона сохранения энергии

Алгоритм решения задач на законы сохранения энергииКраткая запись условия задачи; СИ.Чертеж, на котором показать начальное и конечное

Слайд 91
0
Решение
Тело брошено со скоростью 15м/с под углом 30 к

горизонту. Пренебрегая сопротивлением воздуха, определите на какую высоту h поднимется данное тело?

Дано:
= 15м/с
= 30

0

Нулевой уровень энергии свяжем с точкой броска.

В верхней точке параболы:

По закону сохранения энергии:

10Решение  Тело брошено со скоростью 15м/с под углом 30 к горизонту. Пренебрегая сопротивлением воздуха, определите на

Слайд 10Определите тормозной путь троллейбуса, начавшего торможение на горизонтальном участке дороги при

скорости 10 м/с, если коэффициент сопротивления равен 0,5.

Энергетический

Динамический

Решение на основе законов Ньютона

Анализ условия задачи

назад

Определите тормозной путь троллейбуса, начавшего торможение на горизонтальном участке дороги при скорости 10 м/с, если коэффициент сопротивления

Слайд 11 Определите тормозной путь троллейбуса, начавшего торможение на горизонтальном

участке дороги при скорости 10 м/с, если коэффициент сопротивления равен 0,5.

Энергетический

Решение на основе закона сохранения энергии

Динамический

Решение на основе законов Ньютона

2

Определите тормозной путь троллейбуса, начавшего торможение на горизонтальном участке дороги при скорости 10 м/с,

Слайд 12Алгоритм решения задач на законы Ньютона
Краткая запись условия; СИ.

Чертеж.

Направление сил, ускорения.

Выбор системы координат.

Запись второго закона Ньютона в векторном виде.

Запись второго закона Ньютона в проекциях на оси X и Y.

Решение системы уравнений.

Проверка по размерности, расчет числового ответа к задаче и сравнение его с реальными значениями величин.

1 способ: динамический

Решение на основе законов Ньютона

Алгоритм решения задач на законы Ньютона Краткая запись условия; СИ. Чертеж. Направление сил, ускорения. Выбор системы координат.

Слайд 13Решение
Основное уравнение динамики:

Определите тормозной путь троллейбуса, начавшего торможение на

горизонтальном участке дороги при скорости 10 м/с, если коэффициент сопротивления равен 0,5.

В проекциях на оси координат:

2

РешениеОсновное уравнение динамики:  Определите тормозной путь троллейбуса, начавшего торможение на горизонтальном участке дороги при скорости 10

Слайд 14 Определите тормозной путь троллейбуса, начавшего торможение на горизонтальном участке

дороги при скорости 10 м/с, если коэффициент сопротивления равен 0,5.

Решение
Так как на тело действует сила трения, применим закон изменения механической энергии:

2

Определите тормозной путь троллейбуса, начавшего торможение на горизонтальном участке дороги при скорости 10 м/с, если

Слайд 15 Определите скорость тела массой 1000 т, которую оно

наберет, пройдя расстояние 5 м без начальной скорости, под действием (горизонтальной) силы тяги 14 кН, если сила сопротивления составляет 40% от силы тяжести.

3

Работа в группах

Определите скорость тела массой 1000 т, которую оно наберет, пройдя расстояние 5 м без

Слайд 16Дано:
= 1000 т
= 5 м
=

0
= 14 кH
= 0,4

Определите скорость тела массой 1000 т, которую оно наберет, пройдя расстояние 5 м без начальной скорости, под действием (горизонтальной) силы тяги 14 кН, если сила сопротивления составляет 40% от силы тяжести.

СИ

Решение
Основное уравнение динамики:

В проекциях на оси координат:

3

Дано:  = 1000 т  = 5 м  = 0  = 14 кH

Слайд 17Дано:
= 1000 т
= 5 м
=

0
= 14 кH
= 0,4

Определите скорость тела массой 1000 т, которую оно наберет, пройдя расстояние 5 м без начальной скорости, под действием (горизонтальной) силы тяги 14 кН, если сила сопротивления составляет 40% от силы тяжести.

СИ

Решение
Так как на тело действует сила трения, применим закон изменения механической энергии:

3

Дано:  = 1000 т  = 5 м  = 0  = 14 кH

Слайд 18 На невесомом нерастяжимом шнуре, перекинутом через неподвижный блок, подвешены

грузы 1 кг и 0,5 кг. С каким ускорением движется система связанных тел, если трением можно пренебречь?

Дано:
= 1 кг
= 2 кг

4

Работа в группах

На невесомом нерастяжимом шнуре, перекинутом через неподвижный блок, подвешены грузы 1 кг и 0,5 кг.

Слайд 19 На невесомом нерастяжимом шнуре, перекинутом через неподвижный блок, подвешены

грузы 1 кг и 0,5 кг. С каким ускорением движется система связанных тел, если трением можно пренебречь?

Дано:
= 1 кг
= 2 кг

Решение
Запишем уравнения движения грузов.
Для 1 груза:

Для 2 груза:
Спроецируем на ось координат.


Решим систему уравнений

y

4

На невесомом нерастяжимом шнуре, перекинутом через неподвижный блок, подвешены грузы 1 кг и 0,5 кг.

Слайд 20 На невесомом нерастяжимом шнуре, перекинутом через неподвижный блок, подвешены

грузы 1 кг и 0,5 кг. С каким ускорением движется система связанных тел, если трением можно пренебречь?

Дано:
= 1 кг
= 2 кг

Решение
В отсутствии сил трения полная механическая энергия замкнутой системы тел не изменяется:

(1)

Из уравнения (1):

4

На невесомом нерастяжимом шнуре, перекинутом через неподвижный блок, подвешены грузы 1 кг и 0,5 кг.

Слайд 21 Волчок, имея угловую скорость 31,4 рад/с свободно падает с

высоты 19,6 м. Сколько оборотов сделает волчок за это время) Чему равна линейная скорость точек волчка, которые находятся на расстоянии 15 см от его оси, в начальный и конечный точке его падения.

Дано:
= 19,6 м
= 15 см
= 31,4 рад/с

5

Работа в группах

Волчок, имея угловую скорость 31,4 рад/с свободно падает с высоты 19,6 м. Сколько оборотов сделает

Слайд 22 Волчок, имея угловую скорость 31,4 рад/с свободно падает с

высоты 19,6 м. Сколько оборотов сделает волчок за это время) Чему равна линейная скорость точек волчка, которые находятся на расстоянии 15 см от его оси, в начальный и конечный точке его падения.

Дано:
= 19,6 м
= 15 см
= 31,4 рад/с

Решение

А

Траектория движения волчка в точке А (окружность):

В

Траектория движения волчка в точке (спираль) В:

А

В

5

Волчок, имея угловую скорость 31,4 рад/с свободно падает с высоты 19,6 м. Сколько оборотов сделает

Слайд 23 Волчок, имея угловую скорость 31,4 рад/с свободно падает с

высоты 19,6 м. Сколько оборотов сделает волчок за это время) Чему равна линейная скорость точек волчка, которые находятся на расстоянии 15 см от его оси, в начальный и конечный точке его падения.

Дано:
= 19,6 м
= 15 см
= 31,4 рад/с

Решение

А

По закону сохранения энергии:

В

5

Волчок, имея угловую скорость 31,4 рад/с свободно падает с высоты 19,6 м. Сколько оборотов сделает

Слайд 241

Проверочная работа
Камень падает с высоты 5 м.

Пренебрегая сопротивлением воздуха, определите время падения и конечную скорость камня.

Два тела одинаковой массой соединены нерастяжимой нитью, перекинутой через блок. Одно из тел без трения скользит по наклонной плоскости с углом у основания 30 . Определите ускорение тел. Массами блока и нитей пренебречь.

2

0

1  Проверочная работа  Камень падает с высоты 5 м. Пренебрегая сопротивлением воздуха, определите время падения

Слайд 25Дано:
= 5 м
Решение 1 задачи проверочной работы
А
В
Решение кинематическим способом
Решение

энергетическим способом
Дано:  = 5 мРешение 1 задачи проверочной работыАВРешение кинематическим способомРешение энергетическим способом

Слайд 26Решение 2 задачи проверочной работы

Дано:
=30
Решение динамическим способом
1. Движение по

наклонной плоскости.

2. Движение по вертикали.

Решение энергетическим способом

0

Решение 2 задачи проверочной работыДано:  =30Решение динамическим способом1. Движение по наклонной плоскости.2. Движение по вертикали.Решение энергетическим

Слайд 28Дано:
= 200 кг
= 60 м
=

0
= 0,14
= 0,4

Санки с грузом 200 кг скатываются с горки под углом 14 к горизонту. Длина спуска 60 м, коэффициент трения скольжения саней 0,14. Определите, на какое расстояние по горизонтали прокатятся санки после спуска до полной остановки. Считать , что на переходе от наклонной плоскости к горизонтали трение отсутствует.)

6

Дано:  = 200 кг  = 60 м  = 0  = 0,14

Слайд 29Дано:
= 200 кг
= 60 м
=

0
= 0,14
= 0,4

Санки с грузом 200 кг скатываются с горки под углом 14 к горизонту. Длина спуска 60 м, коэффициент трения скольжения саней 0,14. Определите, на какое расстояние по горизонтали прокатятся санки после спуска до полной остановки. Считать , что на переходе от наклонной плоскости к горизонтали трение отсутствует.)

Решение
1. Движение по наклонной плоскости.

6

Дано:  = 200 кг  = 60 м  = 0  = 0,14

Слайд 30Дано:
= 200 кг
= 60 м
=

0
= 0,14
= 30

Санки с грузом 200 кг скатываются с горки под углом 14 к горизонту. Длина спуска 60 м, коэффициент трения скольжения саней 0,14. Определите, на какое расстояние по горизонтали прокатятся санки после спуска до полной остановки. Считать , что на переходе от наклонной плоскости к горизонтали трение отсутствует.)

Решение
2. Движение по горизонтали.


Так как

0

6

Дано:  = 200 кг  = 60 м  = 0  = 0,14

Слайд 31Дано:
= 200 кг
= 60 м
=

0
= 0,14
= 0,4

Санки с грузом 200 кг скатываются с горки под углом 14 к горизонту. Длина спуска 60 м, коэффициент трения скольжения саней 0,14. Определите, на какое расстояние по горизонтали прокатятся санки после спуска до полной остановки. Считать , что на переходе от наклонной плоскости к горизонтали трение отсутствует.)

Решение
В качестве нулевого уровня отсчета потенциальной энергии выберем горизонтальную плоскость. По закону сохранения энергии:

6

Дано:  = 200 кг  = 60 м  = 0  = 0,14

Слайд 32Решение задач
части С
ЕГЭ

Решение задаччасти С  ЕГЭ

Слайд 33 По гладкой горизонтальной направляющей длины 2L скользит

бусинка с положительным зарядом Q > 0 и массой m. На концах направляющей находятся положительные заряды q > 0. Бусинка совершает малые колебания относительно положения равновесия, период которых равен Т.

Во сколько раз следует уменьшить заряд бусинки, чтобы период ее колебаний увеличился в 3 раза?

Дано:

Анализ решения задачи

1. Сместим бусинку на малое расстояние от положения равновесия.
2. На бусинку действуют кулоновские силы со стороны зарядов +q.

4. Бусинка начинает совершать гармонические колебания.

3. Так как , появилось ускорение, но оно переменное.

5. Период колебаний можно выразить через :

7

6. Частоту можно найти из уравнения ускорения или скорости тела.
7. Выразив частоту, найдем искомую величину.

По гладкой горизонтальной направляющей длины 2L скользит бусинка с положительным зарядом Q >

Слайд 34 По гладкой горизонтальной направляющей длины 2L скользит

бусинка с положительным зарядом Q > 0 и массой m. На концах направляющей находятся положительные заряды q > 0. Бусинка совершает малые колебания относительно положения равновесия, период которых равен Т.

Во сколько раз следует уменьшить заряд бусинки, чтобы период ее колебаний увеличился в 3 раза?

Дано:

Решение

Динамический способ

7

По гладкой горизонтальной направляющей длины 2L скользит бусинка с положительным зарядом Q >

Слайд 35Получили уравнение гармонических колебаний
или
Из полученной формулы видно, чтобы период

колебаний увеличился в 3 раза, заряд бусинки надо уменьшить в 9 раз.

Рассмотрим знаменатель. По условию

Рассмотрим числитель.

Получили уравнение гармонических колебаний или Из полученной формулы видно, чтобы период колебаний увеличился в 3 раза, заряд

Слайд 36 По гладкой горизонтальной направляющей длины 2L скользит

бусинка с положительным зарядом Q > 0 и массой m. На концах направляющей находятся положительные заряды q > 0. Бусинка совершает малые колебания относительно положения равновесия, период которых равен Т.

Во сколько раз следует уменьшить заряд бусинки, чтобы период ее колебаний увеличился в 3 раза?

Дано:

Решение

Энергетический способ

7

По гладкой горизонтальной направляющей длины 2L скользит бусинка с положительным зарядом Q >

Слайд 37Колебания гармонические, если угол мал

где амплитуда колебаний.

Полый металлический шарик массой 3 г подвешен на шелковой нити длиной 50 см над положительно заряженной плоскостью, создающей однородное электрическое поле напряженностью 2∙10 В/м. Электрический заряд шарика отрицателен и по модулю равен 3∙10 Кл. Определите период свободных гармонических колебаний маятника.

Дано:

Решение

+ + + + + + + +

А

1

2

В состоянии 1:

В состоянии 2:

По закону сохранения энергии:

Так как поле однородно

Из рисунка

-8

6

Энергетический способ

8

Колебания гармонические, если угол мал            где

Слайд 38Подставим уравнения (2) и (3) в уравнение (1), получим
При

свободных незатухающих колебаниях максимальная скорость связана с амплитудой законом

Тогда

Подставим уравнения (2) и (3) в уравнение (1), получим  При свободных незатухающих колебаниях максимальная скорость связана

Слайд 39 Полый металлический шарик массой 3 г подвешен

на шелковой нити длиной 50 см над положительно заряженной плоскостью, создающей однородное электрическое поле напряженностью 2∙10 В/м. Электрический заряд шарика отрицателен и по модулю равен 3∙10 Кл. Определите период свободных гармонических колебаний маятника.

Дано:

Решение

+ + + + + + + +

А

1

2

-8

6

Динамический способ

8

Полый металлический шарик массой 3 г подвешен на шелковой нити длиной 50 см

Слайд 40Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
Антуан де

Сент-Экзюпери

Рефлексия

Оцени свою работу на уроке по предложенным параметрам по трех бальной системе.

Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.Антуан де Сент-ЭкзюпериРефлексияОцени свою работу на уроке по

Слайд 41Решить задачи по выбору:

Решить задачи:
1. Кинетическая энергия тела

в момент бросания вертикально вверх равна 400 Дж. Определить, до какой высоты может подняться тело, если его масса равна 2 кг?

Домашнее задание

Повторить:
Алгоритм решения задач кинематическим способом
Алгоритм решения задач динамическим способом
Алгоритм решения задач энергетическим способом

Составить задачу, которую можно решить различными способами.

Решить задачи по выбору:  Решить задачи: 1. Кинетическая энергия тела в момент бросания вертикально вверх равна

Слайд 42Спасибо за хорошую
работу на уроке

Спасибо за хорошуюработу на уроке

Слайд 43Литература
Дряпина А.А. Рефлексия деятельности на уроке. Радуга успеха. Сайт кафедры развития

образовательных систем НМЦ ЮВОУО. http://experiment.nmc.uvuo.ru/
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учебник для 10 класса ООУ. - М.: Просвещение, 2009.
Орлов В.Ф. Практика решения физических задач: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профил. Уровни: для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.А. Парфентьева. – М.: Просвещение, 2007.
Фоминых О.Ю. Решение задач механики динамическим и энергетическим способами.- Газета «Физика» №2/99
Шабалин Е.И. Репетитор по физике. Задачи ЕГЭ. http://www.reppofiz.info/ege.html
ЛитератураДряпина А.А. Рефлексия деятельности на уроке. Радуга успеха. Сайт кафедры развития образовательных систем НМЦ ЮВОУО. http://experiment.nmc.uvuo.ru/Мякишев Г.Я.,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть