Слайд 2Работа с одаренными учащимися
учитель физики и информатики
Щекочихина Александра Аниковна
Слайд 3Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества
насчитываются не более 400
Слайд 4Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей
ученика
Слайд 5
О Д А Р Е Н Н О С Т Ь
ЧТО
ЭТО…???
Слайд 6
Семя, брошенное в землю изначально имеет ДАР превратиться в прекрасный цветок.
Но сколько солнечных лучей коснется это семя и сколько животворящего дождя прольется на эту землю…
Слайд 7ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
ОДАРЕННОСТИ
Одаренность – это ярко выраженные способности, умения и навыки проявленные
в определенной сфере жизнедеятельности человека
Наличие определенных способностей и навыков не гарантирует человеческого Счастья
Слайд 8ПСИХОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
ОДАРЕННОСТИ
Одаренность – это потенциальная возможность обрести свой путь в Жизни
и быть тем, кем ты себя видишь.
Когда ты обрел Себя, только тогда ты можешь быть Счастливым!
Слайд 9
КЛЮЧЕВЫЕ ИСТИНЫ, КОТОРЫЕ МЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ОБ ОДАРЕННЫХ ДЕТЯХ
Слайд 10ИСТИНА №1
Каждый ребенок является одаренным !
Слайд 11ИСТИНА №1
Каждый ребенок является одаренным !
Слайд 12ИСТИНА №2
Не существует фиксированных критериев одаренности !
Слайд 13ИСТИНА №3
Ребенок делает всегда лучшее на что он способен в данный
момент времени!
Слайд 14ИСТИНА №4
Одаренность ребенка проявляется в его индивидуальности !
Слайд 15ИСТИНА №5
Несовершенных детей не бывает, есть только наше несовершенное виденье!
Слайд 16ИСТИНА №6
Ребенок есть ценность сам по себе, а не определяется конкретными
способностями, возможностями и достижениями!
Слайд 17ИСТИНА №7
Проявление и развитие одаренности детей – прямопропорционально нашей одаренности способствовать
этому процессу
Слайд 18
КЛЮЧЕВЫЕ ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Слайд 19ПРАВИЛО №1
Сделайте все, чтобы каждый ребенок помнил и знал, что он
одарен и несет в себе изначальное совершенство
Слайд 20ПРАВИЛО №2
Не делите детей на одаренных и неодаренных, а поймите их
особенности и найдите индивидуальный подход к каждому
Слайд 21ПРАВИЛО №3
Цель обучения одаренных детей не в том, чтобы учить их
чему-либо, а в том , чтобы создать условия для проявления и развития изначально заложенных в них способностей
Слайд 22ПРАВИЛО №4
Не навязывайте детям «готовые» знания о мире. Дайте возможность ребенку
посмотреть на мир многогранно
Слайд 23ПРАВИЛО №5
Учите детей не «умности», а мудрости
Слайд 24ПРАВИЛО №6
Если поведение ребенка не укладывается в ваше восприятие мира –
не говорите, что этого не существует , а изучите это с большей внимательностью и беспристрастностью
Слайд 25ПРАВИЛО №7
Учитель должен не выявлять одаренность, а видеть разные грани одаренности
Слайд 26Задачи
Своевременно выявлять способных и творчески мыслящих детей с первых уроков изучения
физики.
Научить ребенка применять и развивать свои способности в учебной деятельности
Слайд 27Сформировать навыки самостоятельного приобщения учеников к меняющимся знаниям и приобретению новых
знаний.
Развивать продуктивное мышление, способности переосмысления имеющихся знаний и генерации новых
Поощрять инициативу детей, их желание к творческому росту, самореализации и самоопределению.
Слайд 28В систему обучения включаю следующие компоненты
Корректирующие – для одаренных детей, которые
испытывают эмоциональные и поведенческие трудности.
Развивающие – для улучшения состояния эмоциональной сферы
Интегративные – соединяют познавательные и эмоциональные компоненты
Слайд 29«Многознание уму не научает»,- сказал древний философ. Изучить учебники- ещё не
значит освоить физику и овладеть соответствующим мышлением. Настоящее образование человек получает тогда, когда сам ищет ответы на возникающие у него вопросы. А научить задавать вопросы труднее, чем отвечать на них…
Как же научить задавать вопросы? Прежде всего , нужно научить видеть и замечать вокруг удивительное. «Познание начинается с удивления»- эта древняя мудрость говорит о первом и непременном условии любого образования. Способность удивляться- великий дар природы, который помогает нам не только учиться, но и жить
Слайд 30Например на экскурсии во время дождя:
Дождь- это движущие капли воды.
Мы же видим не капли, а струи как это объяснить?
Какие капли дождя падают быстрее крупные или мелкие? Почему?
Существует примета о продолжительности дождя по пузырькам на лужах? Как её можно объяснить
Почему сильный дождь охлаждает воздух?
предлагаю составлять вопросы, например на прогулке в лес:
Почему журчит ручей?
Почему течение реки посередине быстрее, чем у берегов?
Почему листья осины дрожат в безветренную погоду?
Почему удар молнии расщепляет дерево? И т.д. Не забывая при этом обращать внимание на красоту природы и бережное отношение к ней.
Слайд 32 Следующий шаг- понять и сформулировать своё незнание об увиденном. Подчеркну,
что именно незнание , а не знание! Незнание гораздо важнее уже известного. Дело в том, что движущей силой является вопрос, а не ответ. Вопрос начинает познание, а ответ, то есть знание, завершает его, как бы успокаивает исследующего. Перефразируя Ф.Бекона , скажем, что именно «Незнание- сила!» Умение сформулировать своё незнание- значит приблизиться к истине. Как говорится, «поставить проблему- это значит наполовину её решить».
Слайд 33 В классической физике инструментарий, как правило, известен- это методы физического
познания: наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, моделирование, проверка построенного объяснения или теоретической схемы и др. Но не только физические методы применяются для того, чтобы искать решения. Помогут и методы, которые называются эвристическими, фантазирование, гиперболизация (преувеличение), «вживание»в изучаемый предмет или явление, « мозговой штурм» и др.
Слайд 34Метод «вживания»
С помощью чувственно- образных и мысленных представлений человек пытается «переселиться»
в изучаемый объект, как бы почувствовать и познать его изнутри. Например: одного ученика прошу представить что он молекула , он описывает что он видит и чувствует , остальные учащиеся задают ему наводящие вопросы.
Слайд 35Метод образного видения
Предлагается нарисовать увиденные образы изучаемого объекта, то есть то
на что он похож.
Слайд 36Метод придумывания
Создание нового, неизвестного ранее продукта в результате определённых умственных действий.
Используя такие приёмы, как замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; поиск свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. Например: «Представьте себе, что кусок бетона попал в жидкую ртуть, как он будет там себя вести?»
Слайд 37Метод «Если бы…»
Составляется описание или рисуется картина о том, что произойдет,
если в мире что-либо изменится – увеличится в 10 раз сила гравитации, исчезнет трение, растают ледники и т.д.. Подобный метод не только развивает способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, его фундаментальные физические основы.
Слайд 38Я перечислила только те методы которые использую в своей работе ,
но их намного больше , с ними можно ознакомиться в книге «Увлекательная физика» А.В.Хуторской, Л.Н. Хуторская издательство АРКТИ Москва 2000
Слайд 39Нестандартные уроки
Интегрированный зачет (необходимо применить физические знания , умения и навыки
к другим предметам, например, к литературе, философии, математике, химии, экологии и др. Или , наоборот, используя знания по другим наукам объяснить те или иные физ. явления.
(формируется единая физическая картина мира)
Слайд 40Основные принципы внеклассной работы предполагают выявления и развития у школьников склонностей
и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности.
Слайд 41Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и реализация полученных
знаний, умений и навыков во внеурочное время
Слайд 42Исследовательские конференции
Как исследовать явления природы
Задавать познавательные вопросы
Вести научные дискуссии
Слайд 43Экскурсии
Любые физические понятия и любая физическая теория только тогда становятся для
ребят осознаваемыми, когда они подтверждены конкретными, понятными и близкими примерами.
Слайд 44Лев Давидович
Ландау
« Грош цена вашей физике, если она застилает для
вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усечённая физика, если хотите,– выхолощенная. Я, например, в неё не верю… Физик, не воспринимающий поэзии, музыки, искусства, –
ПЛОХОЙ ФИЗИК»
Слайд 45Необходимо учить ребят отыскивать «такие» примеры в природе и объяснить их
с точки зрения науки.
Это помогает не только глубокому и прочному усвоению материала, но и развивает наблюдательность
Слайд 46Экскурсия
«Физика на
весенней тропе»
Слайд 47Задания:
Выясните, что быстрее освобождается от снега: пригорки или равнина. Почему?
На весенний
тающий снег положите два кусочка материи- темный и светлый. Пронаблюдайте, как под ними тает снег. Объясните , почему именно так.
Слайд 48Задания:
Обратите внимание на следы лыжника, который проходил по полю зимой. Почему
они кажутся приподнятыми по отношению к остальному снегу?
Рассмотрите внимательно снег. Почему, после того, как начало активно пригревать солнышко, он стал не пушистым, как зимой, а в виде крупинок?
Положите на снег под солнечные лучи два одинаковых по размеру бруска: деревянный и металлический. Пусть они полежат некоторое время. Что вы увидели? Как это объяснить
Слайд 49Задания:
Измерьте температуру снега. Измерьте температуру соли. Затем на снег посыпьте соль,
перемешайте все и снова измерьте температуру. Чем вы объясните результат
Слайд 51Измерение скорости ветра
Бросьте маленький кусочек бумажки «по ветру»; измерьте, какой путь
он пролетел, и затраченное время» результаты оформите в таблицу
Слайд 53Измерение высоты горы с помощью барометра
Слайд 54Внеклассные занятия
для ученика:
Углубляют и расширяют знания
повышают интерес к
предмету
развивают творческие способности
учат применять знания в новых нестандартных ситуациях
Слайд 55Внеклассные занятия
для учителя:
Помогают лучше узнать индивидуальные способности учеников
Выявить среди них
одаренных учащихся (проявляющих интерес к физике)
Привлечь внимание к своему предмету
Помогают «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнать новое и докопаться до истины, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность
Слайд 56Первое и последнее правило
Если спросят:
- Как выявить одаренность?
- Какой подход иметь
к одаренным детям ?
Ответ всегда один
– через Любовь!