Слайд 1Подготовка и проведение государственной (итоговой) аттестации в
9-х классах по физике в
2015 г.
Бояркина Ю.А. - к.п.н., доцент, председатель региональной комиссии по физике на едином государственном экзамене учащихся XI классов Тюменской области
Слайд 2Формирование идеологии ГИА-9
Ориентация на государственный стандарт нового поколения
Профессиональная ориентация
Возможность формирования портфолио
Формирование
системы показателей для региональной системы оценки качества образования
Слайд 3Расписание ОГЭ по физике в 2015 году
Досрочный период
27 апреля 2015 г.
Резерв:
7
мая 2015 г.
Основной период
5 июня 2015 г.
Резерв:
17 июня 2015 г.
18 июня 2015 г.
Дополнительный период (августовские сроки):
10 августа 2015 г.
14 августа 2015 г.
Дополнительный период (сентябрьские сроки):
11 сентября 2015 г.
Резерв:
18 сентября 2015 г.
22 сентября 2015 г.
Слайд 4Изменения КИМ 2015 года по сравнению с 2014 годом
Изменена структура варианта
КИМ: каждый вариант состоит из двух частей. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.
Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 1–16, 21, 22: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа.
Слайд 5Длительность проведения экзамена: 180 минут (3 часа).
Разрешенные материалы: непрограммируемый калькулятор
(на каждого ученика) и экспериментальное оборудование – один из 7 комплектов.
Слайд 6ОТЛИЧИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ОТ МАТЕРИАЛОВ ЕГЭ
технологические особенности проведения
ЕГЭ не позволяют обеспечить полноценный контроль сформированности экспериментальных умений, и этот вид деятельности проверяется опосредованно при помощи специально разработанных заданий по фотографиям. Проведение экзамена за курс основной школы не накладывает таких ограничений, поэтому в работу введено экспериментальное задание на реальном оборудовании.
в экзаменационной работе за курс основной школы более широко представлен блок по проверке овладения учащимися приемов работы с информацией физического содержания.
Слайд 7Подготовка к проведению экзамена
Комплекты лабораторного оборудования для выполнения экспериментальных заданий формируются
заблаговременно, до проведения экзамена. Для подготовки лабораторного оборудования в пункты проведения за 1-2 дня до экзамена сообщаются номера комплектов оборудования, которые будут использоваться на экзамене.
Заблаговременную подготовку аудитории к экзамену осуществляет специалист по физике. В Приложении 2 приведено примерное руководство для специалиста по физике, осуществляющего подготовку аудитории к проведению ОГЭ по физике. При отсутствии в пунктах проведения экзамена каких-либо приборов и материалов оборудование может быть заменено на аналогичное с другими характеристиками.
Слайд 8Внимание! В целях обеспечения объективного оценивания выполнения экспериментальных заданий участниками ОГЭ
в случае замены оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо довести до сведения экспертов предметной комиссии, осуществляющих проверку выполнения заданий, описание характеристик реально используемого на экзамене оборудования. Для этого рекомендуется использовать специальный бланк «Характеристика комплектов оборудования», в котором отражаются все необходимые изменения. Данный бланк вкладывается в конверт с экзаменационными работами и передаётся экспертам при проверке заданий с развёрнутым ответом. Примерная форма бланка и работа с ним отражены в руководстве по подготовке аудитории к экзамену (см. Приложение 2).
Слайд 9Проведение экспериментально части экзамена
На экзамене присутствует специалист по физике, который
обеспечивает экзаменуемых комплектами оборудования для выполнения экспериментальных заданий, проводит перед экзаменом инструктаж по технике безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы участников экзамена с лабораторным оборудованием.
Примерная инструкция по технике безопасности приведена в Приложении 3. В случае нарушения экзаменуемым правил безопасного труда при выполнении экспериментального задания данный специалист делает соответствующие замечания участнику экзамена. Примерная инструкция для специалиста по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ приведена в Приложении 4.
Слайд 12Четыре основных вида деятельности, на проверку которых были ориентированы КИМы ГИА
2015:
Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики (понимание смысла физических понятий, моделей, явлений, величин, законов);
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями;
Решение задач различного типа и уровня сложности;
Понимание текстов физического содержания.
Слайд 14А 11. (Электростатика) - процент выполнения 54,90 (снижение выполнения на 23%
по сравнению с прошлым годом).
Отрицательно заряженную эбонитовую палочку поднесли, не касаясь, к шару незаряженного электроскопа. В результате листочки электроскопа разошлись на некоторый угол (см. рисунок).
Слайд 18Задание С1, вызвало наибольшие сложности при выполнении, т.к. требовало развернутого ответа
по вопросу, к заданному тексту. Полностью верный ответ в котором учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объяснить указанное в тексте физическое явление или процесс, смогли представить лишь 30,71 % учащихся.
Ниже представим критерии оценивания данного задания.
Критерии оценивания задания С1
Слайд 23В лодку, плавающую в озере, попало много воды. В первом случае
в лодку кладут полено, которое плавает в воде внутри лодки, не касаясь ее дна. Во втором случае вместо полена в лодку кладут чугунную трубу такой же массы, что и полено. Труба тонет в воде и ложится на дно лодки. В обоих случаях лодка продолжает плавать в озере. Одинаково ли погрузится лодка в воду в обоих случаях? Если не одинаково, то в каком случае погрузится глубже? Ответ поясните.
Образец возможного ответа
1. Лодка погрузится в воду одинаково в обоих случаях.
2. Одинаковое увеличение массы лодки означает одинаковое увеличение силы тяжести, действующей на лодку с грузом. Поскольку лодка продолжает плавать, то есть остается в равновесии, одинаковое увеличение силы тяжести вызовет одинаковое увеличение выталкивающей силы, действующей на лодку со стороны воды в озере. (Объем дополнительно погруженной части лодки в обоих случаях будет равен отношению массы добавленного груза к плотности воды).
С3.(Повышенный уровень).
В ванну с водой в одном случае погружают полено из сосны (плотность сосны 400 кг/м3), а во втором случае полено из дуба такой же массы (плотность дуба 700 кг/м3). Сравните уровень воды в ванне в первом и втором случае. Ответ поясните. В обоих случаях вода из ванны не переливалась через край.
Образец возможного ответа
1. Уровень воды будет одинаковым.
2. Оба полена плавают, а, значит, при одинаковой массе вытеснят одинаковые объемы воды, так как действующие на них со стороны воды выталкивающие силы одинаковы.
Задания С4 и С5. (Высокий уровень) Расчетные задачи (комбинированная задача на механические и электромагнитные явления: КПД двигателя с применением работы электрического тока и механической работы; на механические и тепловые явления: связь количества теплоты с кинетической энергией движения тела и КПД процесса). Выполнены учащимися на более низком уровне, т.к. требовали привлечения знаний из различных разделов курса физики, умений решать задачу в общем виде и владеть высокими навыками математического вычисления.
Слайд 24Рекомендации по подготовке к ОГЭ по физике
Администрации ОУ
Контролировать выполнение практической составляющей
программы по физике (не только количество, но и качество выполнения лабораторных работ) с привлечением дополнительных заданий к работе: постройте график, исследуйте зависимость, докажите на практике.
Рекомендуется организация предпрофильных физико-математических классов с преподаванием физики минимум 3 часа в неделю в основной школе.
При невозможности организации предпрофильных классов рекомендуется обеспечить проведение элективных курсов по подготовке к ГИА по физике для учащихся, планирующих сдачу данного экзамена по выбору.
Если число учащихся, планирующих сдачу ГИА по физике, недостаточно для проведения элективного курса, рекомендуется организация индивидуальных образовательных траекторий по подготовке к экзамену с оплатой необходимого числа часов учителю, проводящему эти консультации.
При планировании учебного процесса следует обращать внимание не только на количество лабораторных работ, но и на те виды деятельности, которые они формируют. Так, желательно переносить часть работ с проведения косвенных измерений на исследования по проверке зависимостей между величинами и построение графиков эмпирических зависимостей, поскольку это вид деятельности недостаточно отражен в типовом наборе лабораторных работ.
Слайд 25Благодарю за внимание!
Бояркина Ю.А. - к.п.н., доцент, председатель региональной комиссии по
физике на едином государственном экзамене учащихся XI классов Тюменской области