Слайд 1 Проектно - исследовательская деятельность учащихся на уроках физики
Кубалова Ф.М.,
Учитель физики
МБОУ СОШ № 11
Слайд 2
Есть три силы, заставляющие детей учиться:
послушание, увлечение и цель. Послушание
подталкивает, цель манит, а увлечение движет. С.Соловейчик
Слайд 3Почему именно проекты?
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране,
так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
Слайд 4Проект
от лат. projectus - брошенный вперед
разработанный план сооружения, какого - нибудь
механизма, устройства;
предварительный текст какого-либо документа;
замысел,план.
Словарь русского языка С.И.Ожегова
Ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Педагогический словарь
Слайд 5Исследование
процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется
объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня -эмпирический и теоретический.
Энциклопедический словарь
изучение, анализ какого-либо явления или предмета.
Бизнес словарь
Слайд 6Что такое проект ?
для учителя
- это интегративное дидактическое средство
развития, обучения
и воспитания, которое позволяет
вырабатывать и развивать специфические умения и
навыки проектирования: проблематизация,
целеполагание, планирование деятельности,
рефлексия и самоанализ, презентация и самопризентация.
для ученика
- это раскрытие творческого потенциала, умение работать в группе, деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учеником, умение презентовать свою работу.
Проект — это особая философия образования:
философия цели и деятельности
Философия результатов и достижений.
Слайд 7Проектно-исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность и проектная деятельность близки, хотя и имеют некоторые отличия. «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» (А.И. Савенков). На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. Это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Слайд 9Проектная деятельность - ученику
Слайд 14Цели проектной деятельности
Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации
и рефлексии.
Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
Развитие исследовательских умений.
Слайд 15Метод позволяет развивать:
аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов,
сравнения, сопоставления фактов, явлений.
ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр.
логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы.
Слайд 16Психологический аспект метода проектов
Удовлетворение важных потребностей подростков:
желания подростка
почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.
склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.
стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных. В противном случае реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами.
Слайд 17Этапы формирования навыков проектно-исследовательской деятельности
1-й этап (7-8 классы), выполнение индивидуальных мини-проектов:
изготовление
физических приборов или моделей из подручных средств;
выполнение схем и чертежей проектируемых устройств;
изготовление плакатов по теории (см. «портрет формулы»);
презентации и слайд-шоу.
Слайд 20Плакат на тему «Законы механики»
Слайд 21Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности
2-й этап (8-9 классы), выполнение групповых проектов с
распределением обязанностей в группе и защитой проекта :
изготовление физических устройств, моделей;
выполнение мини-исследований;
изготовление учебных таблиц для кабинета;
Слайд 22Проект по теме «Маятник»
9 классы (9А, 9Б, 9В).
Время выполнения - 2 урока.
Накануне формируем группы 4-5 человек, формулируем темы.
Примерные темы:
Маятник Максвелла.
Маятник Фуко.
Японский маятник.
Маятниковые часы.
Богородская игрушка.
Д/З на первый урок по группам: подготовить подборку теоретического материала, принести все необходимое для выполнения изделия.
Слайд 23Проект по теме «Маятник»
9 классы (9А, 9Б, 9В).
1-й урок.
Распределение
обязанностей в группе.
Возможные роли:
Капитан – распределяет обязанности, следит за работой, контролирует выставление оценок.
Дизайнер – выполняет задание.
Художник – выполняет рисунки.
Докладчик – выступает, отвечает на вопросы.
Секретарь – оформляет письменный отчет.
Систематизация теоретического материала.
Изготовление маятника, модели или игрушки-маятника.
Д/З на второй урок: окончательное оформление работы.
Слайд 24Проект по теме «Маятник»
9 классы (9А, 9Б, 9В).
2-й
урок.
Презентация результатов деятельности:
историческая справка,
объяснение принципа работы устройства,
демонстрация маятника в действии.
Рефлексия.
Коллективное оценивание результата.
Слайд 25Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности
3-й этап (10-11 классы), выполнение групповых и индивидуальных
работ разного типа:
исследовательских задач и проблем, ответ на которые не является очевидным;
исследований, связанных с изучением характеристик и свойств организма человека;
исследований, в результате которых будет создан значимый продукт.
Слайд 26Три уровня организации исследовательского обучения
первый: педагог сам ставит проблему и
намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Слайд 27Смачивание различных поверхностей водой
Слайд 30Составление
физического паспорта человека
Слайд 32Оценивание проекта
(индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)
85 – 100 баллов –
«отлично»;
70 – 85 баллов – «хорошо»;
50 – 70 баллов – «уд.-но»;
менее 50 баллов - «неуд.-но».
Слайд 34Источники информации
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200404608 (Вадим РОДИОНОВ, Мария СТУПНИЦКАЯ, АНО «Школа «Премьер», МГППУ)
Дьюи Дж.
Школа и общество. – М., 1925.
Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. – №9.
http://tolkslovar.ru/p21550.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/programma-organizacii-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti Стандарты 2 поколения)