Слайд 1Проектная и научно-исследовательская деятельность как способ самореализации школьников на уроках и
факультативах по физике.
Выполнила: учитель физики МОУ СОШ
№17
Могильницкая. М.С.
Слайд 2Проект-это значит «брошенный вперёд».
В условиях современности, обусловленной ускоряющимся научно-техническим
прогрессом, глобализацией в мире, развитием информатизации и телекоммуникаций, в обществе сформировалась острая потребность в подготовке конкурентоспособных выпускников, творчески мыслящих личностях, обладающих исследовательской компетентностью. Развитие интеллектуального потенциала школьников, поиски и отбор талантливых учеников, оказание им поддержки в профессиональном развитии- являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования.
Слайд 3
Я зафиксировала понятия концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. Начну
с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.
Слайд 4
Проект- происходит от латинского «брошенный вперёд». В русском языке слово проект
означает совокупность документов (расчётов, чертежей) необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Слайд 5
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей
по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Слайд 6
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей
и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Слайд 7
Основу метода проектов составляют следующие положения:
1. Развитие познавательных умений и навыков
учащихся;
2. Умение ориентироваться в информационном пространстве;
3. Умение самостоятельно конструировать свои знания;
4. Умение интегрировать свои знания из различных областей наук;
5. Умение критически мыслить;
6. Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по физике;
7. Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;
8. Развивает личностные качества ученика;
9. Влияет на выбор будущей профессии учеников.
Слайд 8
Метод проектов и исследований я применяю в своей работе с 1998г.
За это время были поставлены чёткие цели и задачи , реализованы многие идеи и замыслы. И это не обошлось без детального освоения самого метода путём изучения научных статей и литературы, и путем выделения главных критериев для своей работы.
Слайд 9
Актуальность:Нид оченьэффективна: предоставляет учащемуся максимум свобод в реализации задачи, повышает у
ребят интерес к решению задачи способствует творческому развитию личности. Предмет физика один из немногих, где нид может стать основной формой обучение.На уроках физики нид помимо всего прочего решает еще одну важную проблему. В результате выполнения проекта, исследовательской работы у ребят автоматически формируется логическое мышление, формирование исследовательских умений. Нид нацелена:на выработку у учащихся навыков применения методов научного познания и методов, соответствующей науки, изучении вопросов, выходящих за рамки учебных программ. Она ставит ученика в роль исследователя, учит правилам научного поиска. Именно в этом виде деятельности проявляются индивидуальные качества личности школьников: оригинальность мышления, творческие способности, одаренность. Используя учебно- и научно-исследовательский метод во взаимосвязи, мы поднимаем на новый качественный уровень изучение основ физики.
Слайд 10
Задачи:1.Обеспечение развития сложившейся методологии образования учащихся за счет использования элементов исследования
2. Внедрение информационных технологий. 3.Формирование навыков исследования при решении творческих образовательных задач. 4.Создание банка проектов, исследовательских работ . 5.Усиление дифференциации и индивидуализации образовательного процесса путем внедрения научно-исследовательской работы учащихся с применением ИКТ. 6.Создание материалов методического и учебного характера
Слайд 11
Цели:1.Выявление и поддержка одаренных учащихся,2. Развитие их творческих, интеллектуальных способностей 3.Поддержка
научно-исследовательских интересов учеников 4.Распространение и пропаганда работ учащихся среди учеников школы № 17 5.Выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов 6.формирование и развитие информационной культуры учащихся 7.повышение качества образования, 8.увеличение его доступности
Слайд 12
Основы научно-исследовательской работы
1.Составляет совокупность методов и приемов
обучения , способствующих активизации познавательной деятельности. 2.Ведущими выступают индуктивный и дедуктивный , эвристстический и исследовательский метод (приемы и средства стимулирования учения), 3.Общедидактические приемы (анализ и установление причинно – следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательство и опровержение гипотезы; планирование исследования; оформление результатов исследования). гипотезы; планирование исследования; оформление результатов исследования).
Слайд 13
Их реализации способствуют:1. учебные ситуации, которые предполагают выполнение заданий
повышенной трудности, требующих от учащихся чтения дополнительной литературы, научных источников, проведения теоретического или практического исследования. 2.Учащихся необходимо ставить в ситуацию свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера. 3.Пробуждать их к нескольким способам решения проблемы, к самопроверке, анализу и оценке собственных работ, способам решения проблемы, к самопроверке, анализу и оценке собственных работ.
Слайд 14
Формы исследовательской работы учащихся
Учебная:
1.Уроки.
2.Экскурсии.
3.Практические работы.
4.Спецкурсы.
5.Факультативы.
Слайд 15
Внеурочная:
1.Домашние задания.
2.Летние задания.
3.Работы
на экспериментальных объектах.
Слайд 16
Внеклассная:
1.Индивидуальная.
2. Групповая.
3. Массовая.
Слайд 17
Внеклассная:
1. Индивидуальные исследования
2. Научные кружки
3. Проблемные группы
4.Олимпиады
5. Конкурсы
6. Конференции
7. Выставки
8. Научные вечера
9. Дни науки
Слайд 18Развитие проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся предполагает наличие и решение следующих
проблемных аспектов:
1. Проблема, которая актуальна и требует интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность ученика.
4. Структурирование содержательной части проекта или научного исследования.
5. Использование исследовательских методов, т.е. выявление проблемы, цели, задач, гипотезы исследования, определения путей решения, анализ, выводы, конечный результат и подведение итогов работы.
Слайд 19
Использование проектной и научно-исследовательской технологии предполагает отход от авторитарного стиля обучения,
с одной стороны, а с другой стороны – предусматривает хорошо продуманные, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Слайд 20
Для этого учитель должен уметь:
1.владеть всем арсеналом исследовательских поисковых методов, уметь
организовать исследование и самостоятельную деятельность учащихся;
2.уметь организовывать и проводить дискуссии, не подавляя учеников своим авторитетом;
3.устанавливать в творческих группах эмоциональный настрой, направленность учащихся на самостоятельный поиск;
4.уметь интегрировать знания из различных научных областей.
Слайд 21Мероприятия по организации проектных и научно-исследовательских работ.
1. Самообразование учителя должно соответствовать
основным требованиям и методикам работы с учащимися в рамках проектной и научно-исследовательской деятельности.
2. Работа над проектом, это пять «П», проблема – проектирование поиск информации; продукт; презентация; портфолио.
3. Создание творческих групп учителей и учащихся.
4. Организовать и поддерживать связь с ВУЗами и общественностью.
5. Проводить дни науки и искусства, проектную неделю в школе.
6. Принимать участие в конкурсах проектных и исследовательских работ.
Слайд 22Учитель должен изучать:
Методические аспекты работы над научным исследованием, которые связаны с учением о воспитании и обучении подрастающего поколения и взрослых людей;
Нормативные источники, связанные государственным законодательством, директивными документами;
Научно-педагогические источники, связанные с произведениями выдающихся педагогов, работами современных исследователей в области школьной, профессиональной педагогике;
Специальные исследования по общей возрастной и педагогической психологии;
Различные материалы по передовому педагогическому опыту;
материалы педагогической печати;
Продукты ученического творчества (доклады, рефераты, творческие работы, рисунки);
Слайд 23Предполагается, что реализация поставленных задач силами учащихся будет способствовать:
Естественному развитию убеждения
в том, что получаемые в школе знания необходимы и могут быть применены в реальной жизни для решения важных задач;
Развитию представления о существовании органической связи между различными предметами, преподаваемыми в школе;
Формированию навыков написания курсовых проектов и самостоятельной подготовки докладов, отчетов, аналитических справок и др.;
приобретению опыта работы с различными источниками информации;
правильному выбору будущей специальности;
воспитания чувства рачительного отношения к окружающей среде и формированию сознания, что природу необходимо оберегать;
Слайд 24Прогнозируемые результаты реализации ученического проектирования:
Работая над проектом или научным исследованием,
ученик приобретает следующие знания и умения:
Учится самостоятельно овладевать навыками, знаниями и использует их для решения познавательных и практических задач;
Приобретает коммуникативные навыки и умения, работает в группе, исполняет разные социальные роли (лидер, исполнитель, посредник);
Знакомится с разными точками зрения на одну проблему;
овладевает практическими навыками научно-исследовательской работы;
Проектное обучения активизирует деятельность учеников, т.к. оно –
личностно ориентировано, самомотивируемо
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле,
приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего труда.
Слайд 25Приведу примеры из своей практики:
Проведение уроков
Создание творческих проектов-фильмов по физике
Создание творческих
проектов-
домашних заданий
НИД на факультативах-индивидуальная проектная деятельность
Слайд 26Более сложные проекты, разработанные на факультативных занятиях
Прежде всего представляю программу
факультативных занятий
по НИД
Слайд 27
Пояснительная записка
Одним из способов развития познавательной активности школьников является обучение их
проектно-исследовательской деятельности, которая помогает решать задачи развивающего образования: повышает мотивацию учения, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление, умение поисковой работы, интеллектуальные и креативные способности, обогащает социальный опыт. Так как успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь в виде проекта: определить ближайшую и дальнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, осуществить его, оценить, удалось ли достичь желаемый результат.
Слайд 28
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является способом самореализации не только одарённых, но и
высокомотивированных учащихся. Чаще всего трудности начинающих исследователей носят методологический характер. Им недостаёт знаний и опыта в организации своей работы, выделении понятийного аппарата, применении логических законов и правил.
Приобщение учащихся к научно-исследовательской или проектно-поисковой деятельности позволяет наиболее полно развить их интеллектуальные и творческие способности, причём не только в старшей школе, но и на более раннем этапе. Курс рассчитан на 17 часов.
Слайд 29
На заключительном этапе курса учащиеся самостоятельно работают над проектом по физике,
готовят компьютерную презентацию. Затем защищают своё исследование на научно-практической конференции школьников, также принимают участие в оценке как своих проектов, так и работ одноклассников: обсуждают их, дают оценку и самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность учеников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета
Слайд 30
Используемые технологии: метод проектов, проблемно-поисковая, обучение в диалоге, личностно-ориентированная, технология развивающего
обучения.
Целью факультативного курса является: развитие проектно-исследовательской компетентности школьников.
Слайд 31
Задачи:
формировать мотивацию к творческой поисковой деятельности;
формировать у учащихся интерес
к учебно-исследовательской деятельности по физике;
дать представление о проектировании;
развивать навыки коллективного и самостоятельного проектирования;
формировать у школьников готовности к переносу учебных навыков в ситуацию реальной жизнедеятельности.
По окончании курса ученик должен знать:
основные закономерности проектно-исследовательской деятельности на основе знаний о методе проектов;
содержание исследования и проектирования;
основные методы теоретического и эмпирического исследования
Слайд 32
Ученик должен уметь:
владеть
понятийным аппаратом научно-исследовательской деятельности (уметь ставить цель, задачи, анализировать проблему, определять объект и предмет исследования, выдвигать гипотезу, разрабатывать методику эксперимента, формулировать выводы);
применять знания технологии оформления проекта по физике;
иллюстрировать проект с помощью компьютерных технологий;
работать с литературными и электронными источниками
Слайд 33
Программа предполагает развитие у учащихся: интеллекта, проектного мышления, творческого мышления,
самостоятельного мышления, прикладной стороны мышления, навыков самоконтроля, навыков самоанализа, самореализации, познавательного интереса к проектной исследовательской деятельности.
Слайд 34
Данная программа позволяет реализовать следующие принципы обучения:
дидактические (обеспечение самостоятельности и
активности учащихся; достижение прочности знаний и умений в проектной деятельности; реализация интегративного политехнического обучения, профессиональной ориентации);
воспитательные (трудолюбие, целеустремленность, развитие чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели);
межпредметные, показывающие единство природы, что позволит расширить мировоззрение учащихся.
Слайд 35 Тематическое планирование факультативного курса
Слайд 38Содержание факультативного курса
Формы научно-исследовательской работы.
Ознакомление с
основными формами научно-исследовательской работы: реферат, научный доклад, проект. Требования к оформлению реферата: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (главы), заключение, список литературы, приложения. Работа с библиотечным каталогом, электронными ресурсами. Оформление библиографии, цитат, сносок.
Слайд 39Технология выполнения исследовательского проекта.
Ознакомление учащихся с методом проектов как одной из
образовательных технологий. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы по физике. Определение целей и задач исследования. Постановка проблемы. Установление объекта и предмета изучения. Выдвижение гипотезы. Ознакомление с методами исследования (теоретическими и эмпирическими). Реализация плана исследования. Общие рекомендации по описанию результатов эксперимента. Оформление научно-исследовательской работы по физике. Подготовка компьютерной презентации проекта (программа Power Point).
Слайд 403. Организация самостоятельной научно-исследовательской деятельности учащихся.
Самостоятельная подготовка творческого проекта по физике
по ранее составленному алгоритму действий. Определение сферы применения найденного решения. Представление проекта на научно-практической конференции школьников.
Слайд 44Модель, демонстрирующая реактивное движение
Слайд 50Модель домика с электрическим освещением
Слайд 54Модель для определения цены деления
Слайд 56Модель , демонстрирующая интерференцию волн
Слайд 67Более сложные проекты, изготовленные на факультативе
Слайд 68Исследование полупроводниковых приборов
Слайд 71Прибор для измерения ускорения свободного падения
Слайд 72Прибор для измерения центростремительного ускорения