МБОУ СОШ №7 с УИОП Г.о. Балашиха Московской области
Лаборатория физического проектирования «Perpetuum mobile»
Выступление на заседании ГМО учителей физики Г.о. Балашиха.
Тема: Достижение планируемых результатов обучения физике посредством заданий
на установление соответствия
при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Автор – Петренко Надежда Федоровна,
учитель физики
высшей квалификационной категории
20.03.2017
Слайд 2Введение ФГОС, базирующегося на системно-деятельностном подходе, требует внесения изменений в структуру
заданий, выполняемых учащимися при достижении как предметных, так и метапредметных результатов обучения.
Знаниевый подход, при котором основным критерием качества является освоение учащимися системы предметных знаний, должен уступить место деятельностному подходу, при котором на первый план выходит овладение обучающимися различными видами деятельности, в том числе владение умением устанавливать соответствие элементов, представленных в 2-х множествах.
Владение данным умением можно сформировать, используя в процессе обучения физике задания, при выполнении которых элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.
Слайд 3Задания на установление соответствия
особенно полезны для ассоциирования физической теории со
сферами ее практического применения
позволяют проверить ассоциативные знания – знания о взаимосвязи определений и фактов, имен ученых и их открытий. Физической сути явлений и их названий, соотношение между различными свойствами, законами, формулами, приборами и т.д.
Слайд 4Выполняя задания на установление соответствия, учащиеся осуществляют следующие действия:
Актуализируют опорные знания,
описания и предписания, способствующие установлению соответствия элементов, представленных в 2-х множествах, применяя их в новой ситуации
Осознают сущность задания
Приводят алгоритмическое или эвристическое исследование
Осуществляют обобщение и синтез знаний в выводах, оценочных суждениях
Закрепляют результаты мыслительной деятельности при заполнении предлагаемой для ответа схемы
Слайд 5Анализ материалов для подготовки к ГИА по физике показал, что данный
вид заданий на установление соответствия представлен:
4 уровнями сложности обработки информации, в зависимости от числа задействованных в них связей
3 типами, в зависимости от физической информации, представленной в обоих множествах.
Слайд 7Пример 1. Материальная точка движется с постоянной линейной скоростью по окружности
радиусом R. Как изменяются угловая скорость, центростремительное ускорение и период обращения по окружности, если линейная скорость точки увеличивается?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1)Увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется
1. Подсистемный
При выполнении заданий данного уровня используются знания описания и предписания из одного раздела курса физики, одной и той же темы.
Слайд 8Пример 2. На покоящейся на горизонтальной поверхности тележке массой М и
длиной L находится человек массой m. Человек начинает движение по тележке со скоростью v. Трением тележки о поверхность пренебречь. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.
2. Внутрисистемный.
При выполнении заданий данного уровня используются знания описания и предписания 2-х или более разделов физики.
Слайд 10
3. Межсистемный
Выполнение заданий
данного уровня проводится на основе межпредметных связей, т.е. используются знания описания и предписания из 2-х и более предметов.
Пример 3. Три точечных тела движутся вдоль оси Ох по горизонтальной плоскости из точки с координатой х0 =0. Установите соответствие между графиками зависимостей скорости этих тел от времени и формулами зависимости координаты этих тел от времени.
Слайд 12
4. Смешанный
Выполнение заданий
данного уровня требует применения знаний описаний и предписаний из 2-х и более разделов физики и других предметов естественно-математического цикла.
Пример 4. К кольцу, сделанному из тонкой металлической проволоки, подносят постоянный магнит таким образом, что поток магнитной индукции через плоскость кольца линейно возрастает с течением времени t. Установите соответствие между графиками и физическими величинами, зависимости которых от времени эти графики могут представлять.
Слайд 14В каждом уровне могут быть представлены задания на установление соответствия разного
типа.
1-й тип.
Задания направлены на выявление характера изменения («уменьшается», «увеличивается», «не изменяется») различных физических величин при тех или иных явлениях/процессах.
Такие задания позволяют проверить у учащихся владение умением устанавливать взаимосвязи определений, формул/законов, содержания и сущности явлений, а также владение умением применять знания описания и предписания, изученные ранее, в измененных условиях.
Несмотря на то, что число элементов в обоих множествах всего 6, однозначного соответствия здесь установить нельзя (выбор 3-х ответов из 9 возможных).
Слайд 16Пример 5 (внутрисистемный уровень).
Тело бросили с поверхности Земли вертикально вверх.
Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при движении тела вверх, считая, что сопротивление воздуха движению тела пренебрежимо мало.
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
2-й тип.
Задания направлены на установление взаимосвязей особенностей протекания явления/процесса с описывающими его величинами и формулами, дающими представление о расчете данных величин.
Слайд 18Пример 6 (межсистемный уровень).
Материальная точка движется равномерно, прямолинейно и со
направленно с осью координат ОХ. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.
3-й тип.
Задания направлены на диагностирование владения учащимися умением применять знания описания и предписания о сущности физического явления/процесса и его признаков/условий протекания или на выявление знаний описаний о физических закономерностях/явлений, лежащих в основе работы приборов.
Слайд 20Пример 7 (внутрисистемный уровень).
Установите соответствие между особенностями явления и его
названием.
Слайд 21Пример 8 (внутрисистемный уровень).
Установите соответствие между техническими устройствами и физическими
закономерностями, лежащими в основе их действия.
Слайд 22 Формируя у учащихся умения выполнять задания на установление
соответствия мы - учителя должны четко представлять, для достижения каких предметных и метапредметных результатов обучения применяется то или иное задание.
Я проанализирую ранее представленные задания с позиций формирования предметных и метапредметных результатов обучения и сопоставлю их с элементами кодификаторов ОГЭ и ЕГЭ.
Слайд 26 Обучение учащихся умению выполнять задания на установление соответствия имеет
свои особенности, обусловленные системообразующей функцией этих заданий и наличием в структуре деятельности учащихся определенных операций:
Определение тем, разделов курса физики, в которых изучались представленные в задании элементы
Построение умозаключений путем установления связи на основе соответствия элементов, представленных в 2-х множествах, с целью получения соотношения между условием и требованием задания, определение их достаточности
Выявление на основе установления соответствия причинно-следственных связей, что востребовано не только при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по физике и при диагностике достижений планируемых результатов, но и при обработке различной научной информации.
Слайд 27Анализ КИМов по физике, размещенных на сайте ФИПИ, пособий, рекомендованных для
подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по физике, рекомендаций специалистов ФИПИ показывает, что доля заданий на установление соответствия элементов, представленных в 2-х множествах, значительно выросла с 2011 года.
Слайд 28Вывод: Для результативного достижения планируемых результатов обучения физике необходимо:
Формировать у учащихся
умения выполнять задания на установление соответствия нужно с 1-х уроков и продолжать все годы обучения физике
При подборе к учебному занятию заданий на установление соответствия учитель должен учитывать, что они бывают разного вида и типа
Знакомить учащихся с различными методами выполнения заданий на установление соответствия всех видов и типов
Реализация данной деятельности учителя и учащихся возможна при наличии достаточного количества заданий на установление соответствия на сайте ФИПИ или специализированного дидактического пособия, включающего различные виды и типы заданий по всем разделам курса физики, а также методику выполнения этих заданий.
Слайд 29 Источники информации и литература
Шефер О.Р., Шахматова В.В.
Задания на установление соответствия//Физика в школе. – 2008 - №8, стр.42 – 48.
Шефер О.Р., Шахматова В.В. Сборник заданий по физике на установление соответствия: учебное пособие. – Челябинск: КрайРа, 2015.
http://www.fipi.ru/
https://phys-ege.sdamgia.ru/test?theme=295