Слайд 1ВИДЫ ОЦЕНКИ
УЧЕБНЫХ
ДОСТИЖЕНИЙ
Осипова Майя Владимировна
МБОУ УВК «Школьная академия»
Слайд 2«Отсутствие оценки для ребёнка несравненно большая беда, чем двойка...»
Сухомлинский В.А.
Слайд 3 Актуальность темы
Всё очевиднее становится необходимость сделать оценку более дифференцированной
и содержательной, сместив акцент на формирование реалистичной самооценки и усиление внутренней мотивации. Поэтому меняются принципы оценивания и содержание оценки.
Контрольно-оценочная деятельность
остается полем деятельности только педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности.
Слайд 4 ...Образование из элитарного превращается в массовое и приобретает
характерные черты «производственного процесса», «фабрики» усвоения новыми поколениями достижений человеческой цивилизации, интеллектуальному и нравственному развитию.
Традиционное образование устарело...
Нужны новые дидактические формы организации обучения и оценивания в современной системе образования.
Необходима серьезная модернизация российского образования.
Слайд 5В технологическом подходе
к обучению выделяют следующие этапы:
Постановка целей с ориентацией
на достижение результатов.
Подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями.
Оценка текущих результатов.
Коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
Заключительная оценка результатов.
Слайд 6Функции оценки
Система оценивания в образовательном учреждении должна быть организована так, чтобы
с ее помощью можно было:
• устанавливать, что знают и понимают обучающиеся о мире, в котором живут;
• давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
• отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения материала;
• обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
• отслеживать эффективность реализуемой учебной
программы.
Слайд 7Федеральный государственный
образовательный стандарт
содержит чёткие требования к
системе оценки достижения
планируемых результатов
(пункт 4.1.8).
Школа несёт
обязанность
по организации процесса оценивания в классе и разработке подходов,
соответствующих требованиям стандарта к учебным результатам.
Слайд 8Оценивание учебной деятельности обучающихся в рамках ФГОС осуществляется с соблюдением определенных
требований к результатам освоения образовательной программы:
Личностные результаты: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация к деятельности и др.
Метапредметные результаты: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в различных формах; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях; формирование умений работать в группах и др.
Слайд 9 Общие предметные результаты: знания и смысл явлений и закономерностей;
умения пользоваться методами научного исследования; умения применять теоретические знания на практике, решать задачи; развитие теоретического мышления, коммуникативных умений и др.
Частные предметные результаты: понимание и способность объяснять физические явления и законы; умение измерять физические величины; овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости физических величин; понимания принципа действия машин и способов обеспечения безопасности при их использовании; способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
Слайд 10• В современных условиях от учителя требуется использование инновационных способов
оценивания достижений обучающихся, предоставление им возможности для проявления необходимых умений и ключевых компетенций.
• У каждого учителя должна быть своя система оценки, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы обучающиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Слайд 11Наша контрольно-оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не будет прекращена ни
на каком этапе урока, она не должна и слабеть, а должна только качественно меняться.
Ведь важно понимать, что стратегия оценивания – это не краткое завершение урока, а его центральная часть.
Слайд 12Основные методы анализа
и оценивания знаний, умений и навыков
устная
письменная
практическая
тестовая проверка
Использование этих методов позволяет учителю оценить и личностные, и метапредметные, и общие, и частные предметные результаты
Слайд 13Устная проверка способствует развитию у обучающихся умение мыслить и грамотно излагать
мысли в логической последовательности; развивает культуру устной речи.
Письменная проверка более эффективна, поскольку одновременно можно проверить уровень владения знаний, умений и навыков всех учеников класса.
Практическая проверка тесно связана с привлечением учеников к конкретной практической деятельности, в ходе которой проверяются умения применять знания на практике, формировать умения и навыки.
Слайд 14Тестовая проверка...
Важно моделировать задачи таким образом, чтобы ученик аргументировал свой выбор
ответа, анализировал, почему другие ответы он считает ошибочными или неполными.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов:
начальный уровень
средний
достаточный
высокий
Слайд 15Формы контроля и учета достижений (три вида оценивания ):
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ АТТЕСТАЦИЯ (стартовая диагностика): диагностическая контрольная работа, тестирование и т.д.
ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ (текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения): домашние задания, устный опрос, самостоятельная работа, физ. диктанты, тестовые задания, контрольные работы, творческая работа (проекты, мини-проекты, презентации, сообщения, отчеты о наблюдениях и экспериментах, дневники, подборки информацион-ных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы)...
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ (итоговое оценивание): итоговая (годовая) контрольная работа, контрольное тестирование и т.д.
Слайд 16Следует учитывать...
1. Освоение новых приемов формирующего оценивания позволит учителям повысить их
профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких результатов учащихся на ОГЭ и ЕГЭ.
2. Комплексное использование формирующего оценивания позволит администрации построить эффективную систему оценки образовательных
результатов учащихся.
Слайд 17Следует учитывать...
3. Нет смысла проводить диагностическую работу, если после нее не
следуют рекомендации и коррекционная работа для конкретного ученика.
4. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Слайд 18Способы оценивания учебных достижений, которые удовлетворяют всем требованиям современной образовательной политики
в Российской Федерации, а именно:
применение различных видов оценочных шкал;
широкое использование тестовых работ;
обеспечение формирования и развития самооценки обучающихся своих достижений
Слайд 19Рейтинговая система оценивания
В зависимости от типа урока выделяются основные этапы,
например:
Анализ домашнего задания: краткое повторение теоретического материала, обсуждение вопросов по домашнему заданию. Ученики оценивают себя сами.
Кратковременная проверочная работа по домашнему заданию. Взаимопроверка.
Изучение нового материала. Первичное закрепление. Проверяет учитель, взаимопроверка.
На заключительном этапе урока ученики «видят» свои оценки, а учитель объективно оценивает их работу.
Слайд 20Такая система оценивания
нормализует отношения обучающегося с учителем, родителями и самим
собой;
снимает тревожность,
повышает учебную мотивацию,
позволяет отслеживать динамику школьной успешности.
Слайд 21Вопросы для обсуждения
Стоит задуматься...
• Насколько эффективны современные системы оценки качества
образовательных достижений обучающихся?
• Что меняется в системе оценки образовательных достижений при переходе на ФГОС нового поколения?
• Как оценивать личностные и метапредметные результаты?
• Как оценивать внеучебные достижения обучающихся?
Слайд 22Выводы...
Современная реформа системы образования и реалии нашей жизни требуют совершенствования методологии
и методики оценивания достижений обучающихся, тщательного планирования и координации действий всех участников образовательного процесса.
Необходимо обеспечить наше учительство надежным и простым в использовании инструментом педагогической диагностики, который бы облегчал работу педагога, а не создавал ему дополнительные трудности.
Слайд 23Выводы...
Окончательно вся система оценивания сложится
через несколько лет, когда будут созданы
и
апробированы все измерители, критерии,
процедуры оценивания личностных,
метапредметных, предметных результатов при
текущем, промежуточном, итоговом оценивании.
А У НАС ТАК???
И всю эту работу должны осуществить МО,
учителя-предметники
Слайд 24Педагогические ситуации
1) Ученик учится очень слабо по предмету. За текущую контрольную
работу он получил отметку «2», при выставлении Вами отметок в журнал он попросил Вас не ставить «2», так как дома его будут ругать. Ваши действия.
2) Ученики выполнили проверочную работу. Одному Вы поставили «4», а другому при том же количестве ошибок «3». Ученик, получивший «3», решил
выяснить у Вас, почему выставлены разные оценки. Ваши действия.
Слайд 25 3) В школу пришла мама одного из Ваших учеников и
высказала возмущение по поводу успеваемости своего сына: «Домашние задания выполняем с сыном всей семьей, а оценок положительных нет. Вы намеренно их занижаете. Репетитор говорит, что мой сын способный мальчик, а Вы к нему предвзято относитесь». Ваши действия.
4) На уроке Вы спросили ученика, претендующего
на получение медали, однако он ответил, что не
готов, так же, как и предыдущий ученик, который
претендентом на медаль не является. Ваши
действия.
Слайд 26«Именно через изменение способа оценивания
образовательных результатов можно и нужно
начинать реформировать школу…
И
начинать это делать надо было ещё «вчера».
Каждому учителю, лучше – школе. Дожидаться
того, что эти изменения будут инициированы
властью, смысла, как мне кажется, нет».
А.А. Каспржак