Слайд 1
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Школа №87»
города Ростова-на-Дону
Системно-деятельностный
подход на современном уроке физики.
Главная цель обучения и воспитания
дать человеку деятельность,
которая бы наполнила его душу.
К.Д.Ушинский
Учитель физики Большакова Людмила Николаевна.
Слайд 3Послушайте – вы забудете,
посмотрите - вы запомните,
сделайте –
и вы поймёте.
Китайская мудрость. Конфуций.
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
Уильям А. Уорд
Слайд 4Какие качества необходимы
современному выпускнику?
Глубокие и прочные знания?
Воспитанность?
Интеллектуальные
и творческие силы?
Умение учиться?
Способность к саморазвитию...
Слайд 5Системно-деятельностный подход
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому,
и я научусь.
Слайд 6Использование прогрессивных образовательных методов есть фактор повышения профессионального мастерства учителя, находящихся
в поиске ответа на вопрос: как учить так, чтобы на выходе получить компетентного выпускника, способного к профессиональному самоопределению, к жизни с людьми других культур, языков, религий.
Слайд 7Новые стандарты общего образования второго поколения - это целевой подход
к образованию. Согласно этому подходу главным в образовании является вопрос, какими действиями необходимо овладеть ученику, чтобы решать в будущем возникающие перед ним задачи. В результате обучения обучаемый должен приобрести универсальные действия..
Слайд 8При таком подходе результатами школьного образования должны стать умения учиться и
познавать мир, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации - ставить и решать задачи.
Слайд 9На свете есть только один способ побудить кого либо что то
сделать..
И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать…
Дейл Карнеги.
Удивление – интерес – мотив – цель - собственная учебная задача.
Слайд 10Меня учат
Я учусь!
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок
не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Слайд 11
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как
учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Системно-деятельностный подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
формирование универсальных способов действий
Слайд 12Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип
психологической
комфортности
Система
дидактических
принципов
Принцип вариативности
Принцип творчества
Слайд 13Деятельностный подход на уроках
Участие в проектной
деятельности,
владение
приёмами
исследовательской
деятельности
Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность
Моделирование
и анализ жизненных ситуаций на занятиях
Использование активных и интерактивных методик
Слайд 14проблемно – диалогическая технология;
технология мини – исследования;
организация проектной деятельности;
оценивания образовательных достижений
(учебных успехов);
технология сотрудничества;
ИКТ–технология.
При системно-деятельностном подходе используются следующие современные образовательные технологии:
Слайд 15Выделяю 2 цели:
деятельностная : работает на метапредметный результат. Формирование у
учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Урок «открытия» новых знаний
Слайд 16Урок отработки умений и рефлексии.
деятельностная цель: - формирование способностей к
рефлексии корреционно -контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД.
содержательная цель: - закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов.
Слайд 17Урок построения системы знаний
деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей
к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий.
Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.
Слайд 18Урок развивающего контроля
деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.
содержательная цель:
контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Слайд 19
Урок – исследования
(урок творчества)
деятельностная цель: формирование способностей применять новые
знания в учебной деятельности.
содержательная цель: - Проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
Слайд 20Критерии эффективности
проведения урока при СДП:
- наличие у учителя плана проведения
урока в зависимости от готовности класса;
- использование проблемных творческих заданий;
- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
Слайд 21Критерии эффективности
проведения урока при СДП:
- стимулирование учеников к выбору и
самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность ,оригинальность.
- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Слайд 22 Позиция учителя-профессионала:
демонстрирует культурные образцы действий;
инициирует пробные действия детей;
консультирует, корректирует
действия;
ищет способы включить в работу каждого.
Позиция воспитателя:
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей.
Слайд 23Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ученика от собственного опыта
к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй ученика.
Слайд 24Учитель – в его руках будущее ученика, ибо только его усилиями
человек поднимается всё выше и делается всё могущественнее.
И. Ефремов.
Слайд 25Способность человека
к деятельности.
“Главная цель учителя должна заключаться в развитии самодеятельности,
благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”
А. Дистервег
Слайд 26Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках физики способствует:
личностному развитию учащихся –
развитию готовности и способности учащихся к саморазвитию, реализации их творческого потенциала в выбранной деятельности;
социальному развитию учащихся – формированию гражданской личности на основе воспитания патриотических убеждений, развития толерантности жизни в обществе;
познавательному развитию учащихся – формированию у учащихся научной картины мира, развитию способности управлять своей познавательной деятельностью, овладению стратегиями и способами познания, развитию памяти, внимания, воображения, мышления, рефлексии;
коммуникативному развитию учащихся – формированию компетентности в общении, умению слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.