Слайд 1Решение экологических задач на уроках физики
Слайд 2
На уроках физики рассматриваются вопросы и задачи, затрагивающие следующие направления:
Слайд 3Загрязнение атмосферы:
Озоновые дыры и фреоны
Механизмы усиления парникового эффекта
Кислотные дожди
Влияние транспорта на
состояние воздушной оболочки Земли.
Конвекционные потоки в промышленных зонах.
Испарение жидкого топлива с поверхности открытых хранилищ.
Очистка газопылевых выбросов
Загрязнение при авиаполетах и космических запусках.
Слайд 4Загрязнение воды:
Загрязняющие вещества и их распространение в воде
Влияние нефтяной пленки на
организмы
Использование законов физики в очистных сооружениях
Электрические методы очистки воды
Магнитная сепарация
Слайд 5Физические загрязнения окружающей среды:
Влияние вибраций на состояние тел
Шумовое и инфразвуковое загрязнение
Звуковой
резонанс и биоритмы
Экологическое влияние электромагнитного излучения
Круговорот радиоактивных элементов
Радиоактивные загрязнения среды при взрывах атомных бомб и работе АЭС.
Слайд 6Экология человека:
Действие электрического поля на организм человека.
Влияние статического электричества, теплового действия
электрического тока.
Электрическое сопротивление тела человека и его зависимость от состояния организма.
Влияние на здоровье громкого звучания аудиомузыкальной техники.
Человек как теплокровный организм, его термодинамические характеристики.
Биологическое действие неионизирующего и ионизирующего излучений.
Особенности действия радиации на живые организмы и защита от неё.
Бытовая радиация.
Слайд 7Задача №1
Автомобиль движется со скорость 100 км/ч, расходуя горючее из расчёта
8 км/л. Какая мощность расходуется на поддержания движения с постоянной скоростью?
Слайд 8Решение:
В час автомобиль расходует 12 л бензина. Каждый литр бензина содержит
3 ∙ 107 Дж энергии и, практически, расходуется мощность Р = 100 кВт. Таким образом, расход энергии стандартным средним автомобилем эквивалентен потребности в электричестве примерно 50 жилых домов. Автомобили расходуют энергию расточительно и при этом загрязняют окружающее пространство ядовитыми выхлопными газами. Рост числа автомобилей и их интенсивное движение приводит к росту травматизма, аварий и к заражению растительности вблизи дорог. Ядовитые вещества усваиваются травой, ягодами, грибами, деревьями и могут попасть в пищу, если собирать дары природы возле дорог.
Слайд 9Задача №2
При перекачке нефти с танкера в береговые нефтехранилища из-за прорыва
шланга произошла утечка. На поверхности морского залива образовалось пятно нефти площадью S = 1 км2 толщиной d = 2 мм. Во сколько раз была превышена предельно допустимая концентрация (ПДК) нефти в воде, если ПДК нефти и нефтепродуктов составляет 0,1 мг/м3. Плотность нефти ρ = 0,8 кг/дм3; глубина воды в заливе h = 10 м? К каким экологическим последствиям приводит утечка нефти в прибрежной зоне морского залива?
Слайд 10Решение:
Объём вытекшей нефти V = S∙d, а масса
М = ρ ∙
Sd; М = 13,5∙103-106∙2∙10-3 = 27∙106кг.
Объём воды, оказавшейся под нефтяной плёнкой в заливе
Vвод = Sh; Vвод = 106∙10 = 107 м3.
Концентрация нефти в воде после перемешивания ветром
2,7 кг/м3
Превышение ПДК равно = 2,7*104 = 27000 раз.
Плёнка из нефти на поверхности моря приводит к гибели морских обитателей, так как прекращается доступ кислорода. Птицы, окунувшись в такую воду, не могут взлететь. Из-за ежегодных аварий танкеров и нефтепродуктов почти одна пятая часть поверхности мирового океана покрыта слоем нефти.
Слайд 11Задач №3
Парашютист падает со скоростью 193 км/ч. На раскрытие парашюта и
уменьшение скорости падения до 32 км/ч необходимы 2 с. Какое постоянное ускорение испытывает парашютист? Выразить результаты в единицах g. Безопасны ли прыжки с парашютом, если люди могут потерять сознание при перегрузке в 5 g?
Слайд 12Решение:
193 км/ч = 53,61 м/с, а 32 км/ч = 8,89 м/с.Таким
образом, α = 22,36 м/с2. Ускорение, которое испытывает парашютист, выраженное в единицах g, равно α = 2,28 g.
Слайд 13
Прилипание мокрого снега к проводам линий электропередачи может привести к их
обрыву, что создаёт опасность для жизни. Можно ли быстро избавиться от прилипшего снега?
(Можно, пропустив кратковременно по проводу сильный ток, который расплавит снег.)
-Почему города, в которых воздух загрязнен пылью и дымом, получают меньше солнечной энергии
(Непрозрачная дымовая среда препятствует проникновению солнечных лучей)
- Стекло, хорошо пропуская видимый свет, не пропускает теплового излучения. Объясните на основе этого устройство парников и теплиц.
(Стеклянное покрытие парника, пропуская солнечный свет, не «выпускает» из него внутреннюю энергию в виде теплового излучения. Возникает так называемый парниковый эффект, благоприятный для растений: обеспечивающий им свет и тепло.)
Слайд 14
-Почему ветровые и солнечные электростанции не получили широкого распространения в нашей
энергетике? Присущи ли экологически нежелательные факторы гидроэлектростанциям?
(Ветровые и солнечные электростанции маломощны и работают не стабильно: первые зависят от силы ветра, вторые не «работоспособны» в ночное и пасмурное время.)
- Определить отношение скоростей распада соответственно через 150 и 300 лет и сделать выводы, касающиеся экологической обстановки в данном районе, если период полураспада равен 150 лет.
(Получив результат можно сделать вывод: через каждые 150 лет скорость распада увеличивается в 2 раза. Увеличение скорости ведёт к уменьшению массы вещества, уменьшению сроков отрицательного воздействия отходов на окружающую среду и здоровья людей).
Слайд 15
Физика – наука о природе, имеющая тесную связь с биологией, химией,
экологией. При обучении физике есть возможность ознакомить учащихся с современными методами изучения и охраны природы, обобщить полученные на других уроках знания. Одна из важнейших задач школьного курса физики – развить научный подход к явлениям и процессам природы, сформировать умения и навыки проведения научного эксперимента. Это даёт возможность выработать у школьников умения, важные для изучения и решения доступных им физико-экологических задач