Слайд 1 Методическая разработка
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках физики
на основе использования технологии проблемного обучения»
учитель физики
Чернышева А.Г.
Слайд 2Содержание
1.Введение.
2. Технология проблемного обучения.
3. Технология коллективной мыследеятельности.
4. Использование проблемного обучения на
уроках
физики.
5. Проблемные ситуации на уроках.
6. Исследовательские работы на уроках физики.
7. Заключение.
8. Список используемой литературы.
9. Приложение.
Слайд 3Введение
Сегодня школа вся и во всем изменяется, обновляется и перестраивается. Новая
социально-экономическая ситуация предъявляет в ней и новые требования.
Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Школа формирует целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Целью обучения и воспитания является формирование личности, способной активно действовать, принимать самостоятельные решения, свободно мыслить.
Слайд 4Основная идея реализуется через следующие принципы обучения:
Деятельностный подход при обучении физике
проектирование учебного занятия, составление вопросов по теме, сравнение и обобщение пройденного, творческие задания, проведение исследований, фронтальных экспериментов.
Принцип последовательности
от простого к сложному, от частного к общему
Принцип наглядности
демонстрации, эксперимент, наблюдения и опыты
Слайд 5 Технология проблемного обучения
Под проблемным обучением понимается такая
организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результатах чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Слайд 6Методические приемы создания проблемных ситуаций
определить противоречие и самим найти способ
его решения;
рассмотреть различные точки зрения на один и тот же вопрос;
делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские)
проблемные задачи , например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречащими данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции»
Слайд 7Технология коллективной мыследеятельности
Сущность данной технологии - непрерывный процесс управления развитием потребностей,
способностей у обучаемых.
Цели, содержание, способы развития определяются педагогом и учащимися совместно, с учетом их интересов и способностей.
Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений. При этом существенно меняется отношение к другому человеку как к личности: отчужденность, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.
Коллектив становится механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого.
Слайд 8Технология коллективной мыследеятельности состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых
разделяется на четыре основных такта:
ввод в проблемную ситуацию;
работа по творческим микрогруппам;
вынос обсуждаемой проблемы на поток;
вывод на новую проблему.
Слайд 9Использование проблемного обучения на уроках физики
При изучении физических явлений
При изучении физических
законов
При изучении физических теорий
Слайд 10Проблемные ситуации
Ситуация неожиданности
Ситуация предположения
Ситуация несоответствия
Ситуация неопределенности
Ситуация с опорой на жизненный опыт
учащихся
Слайд 11Основные этапы проблемного урока
1) Постановка проблемы. Под постановкой подразумевается понимание сути
проблемы и ее формирование.
2) Выдвижение гипотез. Учащиеся пытаются найти выход из затруднения, вспоминая сходные ситуации.
3) Разработка способов проверки гипотезы.
4) Вывод.
Слайд 12Пример фрагментов урока
«Сила трения», 7класс.
I. Этап.
1)
Почему возникает сила трения? Как направлена? Как можно ее измерить?
2) От чего зависит сила трения?
2. Этап. Учащиеся выдвигают гипотезы (рассмотрим второй проблемный вопрос)
1) от веса тела
2) от площади
3) от вида движения (т.е. скользит или катиться)
4) от материала тела и соприкасающейся поверхности (гипотезы выписываются на доске, причем допускаю выдвижение не только правильных, но и ошибочных гипотез)
III. Этап. Ребята работают в группах; им предлагаю продумать и провести исследовательские работы по изучению силы трения (набор
материалов выдается заранее). После обсуждения формулируем ответы.
IV. Этап. По вопросам, записанным на доске, ученики делают
выводы.