Слайд 1Презентация проекта
Технология модульного обучения -
одно из направлений индивидуализированного обучения и
самообучения по целевой программе и
ее внедрение на уроках физики.
Слайд 2Автор проекта
Кошкин Николай Петрович –учитель физики, учитель высшей категории.
Слайд 3Цель современной школы и ее достижение
Создание такой системы обучения, которая обеспечивала
бы образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Достичь эту цель, значит, изменить отношение ученика и учителя в учебном процессе (УЧИТЕЛЬ-УЧЕБНИК-УЧЕНИК на УЧЕБНИК-УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ).
Слайд 4Противоречия
в учебном процессе
Между фронтальными формами обучения и индивидуальным обучением;
Между формой
усвоения и темпом учебно-познавательной деятельности;
Между необходимостью дифференциации обучения и единообразием содержания и технологии обучения;
Между объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельным характером ученика для развития способностей и интересов ученика;
Между традиционным способом информации и компьютеризацией.
Слайд 5Изменения в педагогической теории и практике
Содержание образования пополняется новыми процессуальными умениями,
развитием способностей работать с информацией, умением творчески решать проблемы науки и рыночной практики с опорой на индивидуализацию образовательных программ.
Традиционные способы информации уступают место компьютерным средствам обучения.
Главная составляющая педагогического процесса – личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика.
Духовное воспитание личности, становление нравственного облика ЧЕЛОВЕКА.
Большая роль отводится науке в создании педагогических технологий.
Слайд 6Основные тенденции совершенствования образовательной технологии
От учения как функции
запоминания к учению
как
процессу умственного
развития, используя
изученное.
От
статической модели знаний к динами-
чески структурированным системам
умственных действий.
От ориентации
на среднего ученика
к дифференцированным,
индивидуализированным
программам
обучения
От внешней мотивации к внутренней
нравственно-волевой регуляции.
Слайд 7Определение педагогической технологии
- это совокупность приемов, примененных в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве (толковый словарь);
-это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев);
- это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);
- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков);
- это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель);
- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося и учителя (В.М. Монахов);
- это система методов создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию образования (ЮНЕСКО).
Слайд 8Структура, источники и составные элементы педагогической технологии
концептуальность
системность
управляемость
эффективность
воспроизводимость
Социальные преобразования
и новое педагогическое
мышление
Наука – педагогическая,
психологическая, общественная
Передовой педагогический опыт
Опыт прошлого
(отечественный и зарубежный)
Народная педагогика
Слайд 9модульная технология
последовательная программа
подачи информации и их контроля,
самостоятельного поиска информации
и самоконтроля.
Слайд 10Классификационные параметры
технологии модульного обучения
По уровню применения: общепедагогическая
По философской основе: приспосабливающаяся
По основному
фактору развития: социогенная
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская
По ориентации на личностные структуры: знания, умения, навыки
По характеру содержания: проникающая
По типу управления: программная
По организационным формам: классно-урочная, групповая, индивидуальная
По подходу к ребенку: помощь
По преобладающему методу: репродуктивная
По направлению модернизации: эффективная организация и управление
По категории обучаемых: любые
Слайд 11Целевые ориентации
модульной технологии
- снять противоречия, существующие в современном учебном процессе;
-
обеспечить возможности развития ученика;
- эффективное обучение на основе научно разработанной программы;
- обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.
Слайд 12Основные особенности технологии модульного обучения
Базирование на деятельном подходе к образованию.
Опора на
теорию развивающего обучения.
Использование программированного обучения.
Поэтапное формирование умственных действий.
Четкое управление, переходящее в самоуправление.
Проблемный подход.
Интенсивное обучение.
Анализ и самоанализ.
Слайд 13Качества технологии
Системность
Комплексность
Целостность
Научность
Концептуальность
Развивающий характер
Структурированность
Иерархичность
Логичность
Алгоритмичность
Преемственность
Вариативность и гибкость
Процессуальность
Управляемость
Диагностичность
Прогнозируемость
Эффективность
Оптимальность
Воспроизводимость
Слайд 14Сущность модульной технологии
Структура модуля
Взаимодействие учителя и обучаемого осуществляется на принципиально новой
основе: содержание урока разбивается на отдельные элементы, которые учащийся осваивает самостоятельно, обращаясь за помощью к учителю или к товарищу в случае затруднения.
Слайд 15Последовательность действий учителя
1. Выделение основных линий курса.
2. Составление технологической карты по
каждому классу.
3. Разработка модульной программы, ориентированной на достижение комплексной многоуровневой дидактической цели.
4. Разделить комплексную дидактическую цель на интегрирующие цели с выделением частных целей и выделением учебных элементов.
Слайд 16Модульная программа по теме:_______________________________
схема модульной программы
Модульная программа по теме:_______________________________
М0
М1
М2
Mn
Мn-1
УЭ0
УЭ1
УЭ2
УЭn-1
УЭn
Слайд 17Компоненты модуля
Правила составления модуля
1. Завершающий блок.
2. Целевая программа действий ученика.
3. Руководство
деятельностью ученика. Роль учителя - управление мотивацией.
1. Обязательный поэтапный контроль: входной, промежуточный, выходной.
2. Доступность изложения материала и методических рекомендаций.
3. Обязательное добавление к числу содержательных учебных элементов еще четырех: входного контроля, цели модуля, обобщения и выводов и выходного контроля.
Слайд 18Модульная программа по теме:
Законы сохранения в механике
Модульная программа по теме:
Законы сохранения
в механике
М1
М2
М4
М6
М8
М10
М12
М13
М3
М5
М7
М9
М11
М1- импульс тела импульс силы М13 – энергия и работа
М2 – закон сохранения импульса
М3 – реактивное движение
М4 – работа силы
М5 – мощность
М6 – работа силы тяжести
М7 – работа силы трения
М8 – работа силы упругости
М9 – простые механизмы и их КПД
М10- энергия
М11- изменение энергии и работа
М12- закон сохранения энергии
Слайд 19Модуль 1: импульс тела импульс силы
Модуль 1: импульс тела импульс силы
УЭ0
Входной
контроль.
УЭ1
Интегрирующая
цель
УЭ2
Другая форма
2 закона
Ньютона
УЭ3
Импульс
тела
УЭ4
Импульс
силы
УЭ5
Связь
импульса
Силы с
импульсом
тела
УЭ6
Выводы
УЭ7
Выходной
контроль
Слайд 21Требования к заданиям.
Уровни сложности
- обеспечить 2-3 уровня сложности;
- осуществить проблемное
обучение;
- строить модуль комплексно, от восприятия до обобщения;
- обязательно включить повторение изученного ранее материала.
1 уровень –
а) прочитать материал учебника;
б) выполнить задание по теме (текст, формулы, схемы, графики, простые задачи);
в)воспроизведение прочитанного или решенного материала.
2 уровень –
Решение комбинированных задач, выполнение логических заданий.
3 уровень-
Решение нестандартных задач
Слайд 22Технологическая карта модуля 1 «Импульс тела и импульс силы»
Слайд 27Требования к деятельности ученика
Учится сам в зоне своего развития.
Осуществляет самоуправление и
взаимоуправление в ходе своей деятельности.
Учится обращаться к учебнику, к товарищу и учителю.
Учится распределять и расходовать свое время.
Осуществляет рефлексию по ходу учения и в комплексе каждого учебного занятия.
Слайд 28Воспитательные возможности урока и
обще-учебные умения
Успешная адаптация в обществе;
Взаимоотношения со сверстниками,
младшими и старшими, начальниками и подчиненными;
Иметь свои убеждения и отстаивать их;
Оценивать ситуацию;
Прогнозировать ее развитие и последствия;
Выслушивать оппонента и высказывать свое мнение.
Высказывать свою мысль;
Аргументировать свое мнение;
Выслушивать мнение других;
Критически подходить к оценке информации. Ничего не принимать на веру;
Уметь задавать вопросы.
Слайд 29Как заинтересовать детей физикой и поставить ее в ряд «нужных» для
изучения
Показать, что наш организм подчиняется, в том числе, и физическим законам.
При изучении физических величин «примерять» их к себе.
Необходимо показывать, что знание законов позволяет узнать причины и следствия происходящего, прогнозировать развитие событий, оценить результаты и последствия своих действий.
Уроки – экскурсии – показывают необходимость физики в любой профессии
НЕ подавлять ученика, НЕ оскорблять его, быть доброжелательным и готовым прийти на помощь, т.е. сотрудничать, а не управлять.
Слайд 30Трудности и советы:
Быть уверенным, что эта технология поможет вам.
Убедитесь, что учащиеся
готовы к самостоятельной работе.
Имеется ли множительная техника, чтобы размножать модули.
Не выходи на весь класс, а сначала работай с группой.
Слайд 31Из анализа работы по программе модульного обучения
Диаграмма качества знаний в 2002-2003
учебном году в 9а (модульное обучение) 9б (традиционное)
Слайд 32Качество знаний по теме «Законы сохранения в механике» 9а (модульное обучение)
Слайд 33Сравнительный анализ работы в 9-х классах
Слайд 34выводы
Учатся работать с книгой.
Находят нужный материал самостоятельно.
Делают выводы по результатам работы.
Более
работоспособны.
Выполняют дополнительные задания.
Изучают раздел за более короткий срок.
Могут оценить свою работу и работу товарища.
Аргументируют свое мнение.
Выслушивают товарища.
Умеют задавать вопросы и отвечать на них.
Прогнозировать ситуацию и ее последствия.
Слайд 35
Литература
Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1995.
Атутов П.Р. Технология и современное образование
// Педагогика. 1996. № 2.
Афанасьев.В.Г. Системность и общество. М., 1980.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.
Бершадский М.С., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. 1993. № 5.
Гершунский Б.С. Философия образования ХХ1 века(В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998.
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М,: Народное образование, 2001.
Гуревич А.Е. Физика 9кл. Дрофа. М., 2001.
Гуревич А.Е. Физика 9кл.: Метод. пособие. М.: Дрофа, 2003.
Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989.
Коноплич Р.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика 9кл. М. Интеллект-Центр, 2001.
Краткий толковый словарь «Основы педагогических технологий». Екатеринбург: Уральский гос. ун-т, 1995.
Кзензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
Левитес Д.Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М.: МПСИ, 2003.
Немов Р.С. Психология: В 3 т. М.: Просвещение, 1995.
Марон А.Е. Марон Е.А. Контрольные работы по физике: 7,8,9 кл. Кн.для учителя 4-е изд. М. Просвещение. 2003.
Педагогические технологии, что это такое и как их использовать в школе» Практико-ориентированная монография. Под ред. Д.п.н. проф. Чл.-корр. РАО Т.И. Шамовой, ..М.-Тюмень, 1994.
Педагогические технологии/ Под ред. В.С. Кукушина. Ростов-н/Д: март. 2002.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М: Народное образование, 1996.
Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения – Каунас, 1989.