Слайд 1
Системно-деятельностный
подход в обучении физики
как основа ФГОС
«Человек достигнет результата,
только делая что-то сам».
Слайд 2Использование прогрессивных образовательных методов есть фактор повышения профессионального мастерства учителя, находящихся
в поиске ответа на вопрос: как учить так, чтобы на выходе получить компетентного выпускника, способного к профессиональному самоопределению, к жизни с людьми других культур, языков, религий.
Слайд 3Новые стандарты общего образования второго поколения - это целевой подход
к образованию. Согласно этому подходу главным в образовании является вопрос, какими действиями необходимо овладеть ученику, чтобы решать в будущем возникающие перед ним задачи. В результате обучения обучаемый должен приобрести универсальные учебные действия
Слайд 4При таком подходе результатами школьного образования должны стать умения учиться и
познавать мир, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации - ставить и решать задачи
Слайд 5«На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать..
И он
заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать…»
Дейл Карнеги
Слайд 6Системно-деятельностный подход
«Скажи мне и я забуду,
покажи мне и я запомню,
дай мне действовать самому и я научусь»
Слайд 7Система дидактических принципов системно-деятельностного похода:
деятельность;
непрерывность;
целостность;
психологическая комфортность;
вариативность;
творчество.
Слайд 8Принципы системно-деятельностного подхода
1.Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания
не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2.Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3.Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4.Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
5.Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
6.Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 9Какие качества необходимы современному выпускнику?
Системно-деятельностный подход предлагает следующие типы уроков
(5 групп), которые распределяет по целеполаганию
Глубокие и прочные знания?
Воспитанность?
Интеллектуальные и творческие силы?
Умение учиться?
Способность к саморазвитию...
Слайд 10
Пять групп уроков
1.Урок «открытия» новых знаний: деятельностная цель - работает
на метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные); содержательная цель – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2.Урок отработки умений и рефлексии: деятельностная цель - формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
(фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений), формирование регулятивных УУД; содержательная цель - закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов
3.Урок построения системы знаний: деятельностная цель - формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; содержательная цель - построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий. Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.
4.Урок развивающего контроля: деятельностная цель - формирование способностей к осуществлению контрольной функции; содержательная цель - контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
5.Урок-исследования: деятельностная цель - формирование
способностей применять новые знания в учебной деятельности;
содержательная цель – проведение эксперимента, наблюдений,
чтение литературы, размышление.
Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
Слайд 11проблемно – диалогическая технология;
технология мини – исследования;
организация проектной деятельности;
организация оценивания образовательных
достижений (учебных успехов);
технология сотрудничества;
ИКТ – технология.
При системно-деятельностном подходе используются следующие современные образовательные технологии:
Слайд 12
Критерии эффективности проведения урока
при системно-деятельностном подходе:
использование проблемных творческих заданий;
применение знаний,
позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Слайд 13Технологическая карта урока
Технологическая карта - это новый вид методической
продукции, обеспечивающей эффективное
и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых
результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного
образования в соответствии с ФГОС, ее можно рассматривать как мини-проект учителя. Форма
записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать
педагогический анализ еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную
эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на
каждом этапе урока.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в
котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной
технологии работы с информацией.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность,
структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и
обобщённость.
Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении.
Унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует, они могут быть
самыми разнообразными.
Так как в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка
к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не
получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её
узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни,
технологическая карта ориентирована именно на мотивацию. Обучение с использованием
технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить
реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных
действий), в соответствии с требованиями ФГОС. Есть мнение, что написание технологической
карты урока существенно сократит время на подготовку учителя к уроку. С этим мнением я пока не
согласна.
Слайд 14Тема урока «Повторение пройденного материала по кинематике на основе решения задач»
Учитель
физики МБОУ СШ № 4 г. Дзержинска Нижегородской области Корчагина Татьяна Алексеевна
Слайд 16Позиция учителя-профессионала
это организатор учебной деятельности школьников на уроке;
демонстрирует культурные образцы действия;
инициирует
пробные действия детей;
консультирует, корректирует действия;
ищет способы включить в работу каждого;
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей.
Слайд 17
УЧИТЕЛЬ!
это организатор учебной деятельности школьников на уроке;
подари ребенку радость
творчества, осознание авторского голоса;
веди ученика от собственного опыта к общественному;
будь не «над», а «рядом»;
радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
учи анализировать каждый этап работы;
критикуя, стимулируй ученика.
Слайд 18Способность человека к деятельности
«Главная цель учителя должна заключаться в развитии самодеятельности,
благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...» А. Дистервег