Слайд 1Мотивация на уроках физики
Составитель: Степанова Н.Н.
Слайд 2
Мотивация:
внешняя и внутренняя
Слайд 3Внутренняя мотивация
Побудительная
Учебная
Аналитическая
Слайд 4Побудительная мотивация
Побудительную мотивацию можно организовать, используя следующие познавательные методы:
-Опора на жизненный
опыт;
-Создание проблемных ситуаций;
-Побуждение к поиску альтернативных решений.
Слайд 5Пример 1:
Изучение темы: « Удельная теплота парообразования и конденсации».
Создание проблемной
ситуации:
За год с поверхности Земли испаряется вода, масса которой примерно равна массе воды в Черном море. В результате испарения поверхность Земли охлаждается, теряя огромную энергию. Ребята, как вы считаете, за счет чего Земля компенсирует потери энергии? Что произошло бы с человечеством, если бы Земля только теряла энергию в результате испарения? Важно ли об этом знать?
Слайд 6Пример 2:
Удивительное дело – жить в воздушном океане,
Голубом, огромном, чистом, «пить»
его и не тонуть.
Без него, без океана, жизнь была бы очень странной,
Впрочем, даже и не странной: просто не было б её.
О чём речь? Учащиеся называют тему.
А мы сейчас с вами изучаем тему давление. Какое давление мы сегодня будем изучать? Значит, какая у нас цель сегодня?
Учащиеся формулируют цель.
Слайд 7Учебная мотивация:
Мотивацию можно организовать, используя эмоциональные методы мотивации и стимулирования:
учебно – познавательные игры, свободный выбор заданий. Необходимо использовать и познавательные методы: выполнение творческих заданий. Волевые: предъявление учебных требований, формирование ответственного отношения, познавательного затруднения. Социальные: побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимности, поиска контактов, развитием эмпатии, сопереживания, заинтересованности.
Слайд 8Пример 1:
Для того, чтобы достичь цели урока, работу лучше проводить в
нетрадиционной форме. Например, при изучении темы: «Трение» можно предложить ребятам, провести ролевую игру: « Суд над трением», где учащиеся играют роли обвинителей, адвокатов, судей. Они самостоятельно распределяют роли между собой. На первом этапе урока учащиеся поставили перед собой цель и сформировали вопросы, которые им необходимо рассмотреть в ходе учебной беседы.
Слайд 9Эксперимент как средство достижения учебной мотивации
Опыт 1 . “Самый простенький фонтан”
Берем
большой шприц, закрываем отверстие пальцем и перемещаем поршень, увеличивая объём воздуха под поршнем. Затем опускаем шприц в стакан с водой, не открывая отверстия, и убираем палец. В шприце бьёт фонтан. Почему? Объясните.
Слайд 10Эксперимент как средство достижения учебной мотивации
Опыт 2. “Непослушная пробирка”
Берем две такие
пробирки, чтобы одна из них могла свободно входить в другую. В широкую нальём немного воды, а затем вставим в неё короткую узкую пробирку. Если теперь перевернуть пробирки, то мы станем свидетелями интересного явления.
Узкая пробирка не падает, а, наоборот, по мере вытекания воды поднимается вверх, втягиваясь в широкую пробирку.
Почему это происходит?
Слайд 11Эксперимент как средство достижения учебной мотивации
Опыт 3: ПЕРЕВЕРНУТЫЙ СТАКАН.
Оборудование: стакан, наполовину
наполненный водой, гайка, лист бумаги.
Описание опыта: В стакан, наполовину наполненный водойгайку (груз), закрыть листом бумаги и, придерживая рукой, перевернуть. Несмотря на то, что изнутри на бумагу давят воздух, вода и груз, она не отрываются. Объясните явление.
Слайд 12Эксперимент как средство достижения учебной мотивации
Опыт 4: Яйцо в бутылке
Оборудование: бутылка
с широким горлышком, яйцо вареное в крутую и очищенное, бумага, спички.
Описание опыта: В бутылку с широким горлышком опустить зажженную бумагу и быстро закрыть горлышко круто сваренным и очищенным яйцом. Яйцо постепенно втягивается и проваливается внутрь бутылки. Объяснить явление.
Слайд 13Аналитическая
Для ее организации нужно использовать эмоциональные методы мотивации и стимулирования:
поощрение, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью: волевые методы: информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция своей деятельности, рефлексия поведения, программирование будущей жизнедеятельности; социальные: развитие желания быть полезным Родине, взаимопроверка, рецензирование.
Слайд 14Ситуация успеха:
На этом этапе также очень большую роль играет такой метод
стимулирования, как создание ситуации успеха. Субъективные (индивидуальные) эталоны оценки достижений вырабатываются в процессе непосредственной работы «У» и «у» и реализуют принципы
« Сегодня ты стал лучше, чем вчера».