Слайд 1Деятельностный
подход
как основа развивающего обучения
Слайд 2Любая деятельность может быть либо технологией,
либо искусством.
Искусство основано на
интуиции,
технология – на науке.
С искусства все начинается,
технологией – заканчивается,
чтобы затем все началось сначала.
В.П. Беспалько
Слайд 3Деятельностный подход к обучению – это реализация вывода психологической науки: знания
усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся.
Слайд 4Технология деятельностного метода – инструмент позволяющий решить задачу по смене парадигмы
образования – с формирующей на развивающую, т.е. построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся.
Слайд 5Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках
старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.
Слайд 6В новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его
к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Слайд 7Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно
только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Слайд 8Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели – готовность
к саморазвитию.
Слайд 10Для преподавания физики характерны тенденции развития педагогических технологий в следующих направлениях:
развивающие,
дифференцированные,
личностно- ориентированные,
проблемно- поисковые
(исследовательские),
групповые и т.д.
Слайд 11Образовательные технологии:
Позволяют достигать поставленных целей по конкретному учебному предмету
Обеспечивают внедрение
основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, личностно-ориентированный подход
Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу
Ориентированы на развитие творческой деятельности
Слайд 12К сожалению, большинство педагогических технологий разработано лишь на общетеоретическом уровне. Внедрение
их в практику преподавания конкретного предмета, создание соответствующих учебных и методических материалов остается делом будущего.
Слайд 13Подготовка и проведение уроков деятельностной направленности является на сегодняшний день для
педагогов одной из наиболее актуальных проблем.
Слайд 14Мне хотелось бы поделиться своим взглядом применения деятельностного метода обучения физике
на примере урока открытия нового знания
Слайд 15Ситуация успеха ученика на уроке – это прежде всего успех учителя
Слайд 16В любой деятельности велико значение положительного самоопределения тех, кто эту деятельность
выполняет.
Слайд 17Любая учебная ситуация приобретает смысл с точки зрения влияния на развитие
личности ребенка в зависимости от того, как она реализована учителем: с позиции воздействия “делай как я сказал” или с позиции взаимодействия “пойми смысл и принимай решение, как действовать дальше”.
Слайд 18Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности?
Как организовать процесс обучения, чтобы ученик в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов?
Слайд 19Структура
урока
открытия нового
знания.
Слайд 201. Самоопределение к деятельности:
Цели этапа:
включить учащихся в учебную деятельность;
определить содержательные
рамки урока.
Слайд 212. Актуализация знаний
Цели этапа:
актуализировать содержание, необходимое и достаточное для
восприятия нового материала;
актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.
Слайд 223. Постановка цели деятельности.
Цели этапа:
организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого
выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
согласовать цель и тему урока
Слайд 234. “Открытие” детьми нового знания
Цели этапа:
организовать коммуникативное взаимодействие для
построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Слайд 24 “В механике примеры учат не меньше, чем правила”.
И. НЬЮТОН
Слайд 255. Первичное закрепление
Цель этапа:
зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Слайд 266. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Цель этапа:
проверить своё умение
применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Слайд 287. Повторение.
Цель этапа:
повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках
Слайд 318.Рефлексия деятельности
Цели этапа:
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
оценить собственную деятельность
на уроке;
поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
обсудить и записать домашнее задание.
Слайд 32Что бы освоить новые методы организации учебного процесса, недостаточно выслушать лекции
и поговорить о преимуществах нового подхода. Необходимо включиться в учебный процесс организованный в соответствии с изучаемой технологией.
Слайд 33Зачем учить физику, решать трудные задачи?
Слайд 34В глубине души у каждого человека живет тайная надежда познать свой
внутренний мир, совершенствовать себя и тем самым, возможно, повлиять на действительность.
Слайд 35Удачи
и
успехов
Вам,
дорогие
коллеги!