Презентация, доклад по физике:Изучаем фотоэффект

Фотоэффе́кт — это испускание электронов веществом под действием ультрафиолетового света.В конденсированных веществах (твёрдых и жидких) выделяют внешний и внутренний фотоэффект.

Изучаем фотоэффект

Слайд 2Фотоэффе́кт — это испускание электронов веществом под действием ультрафиолетового света.
В конденсированных

веществах (твёрдых и жидких) выделяют внешний и внутренний фотоэффект.

Слайд 3В школьном курсе физики мы познакомились с явлением фотоэффекта, то есть

испускания электронов веществом под действием света, и его закономерностями из опыта А.Г Столетова по фотоэффекту

В школьном курсе физики мы познакомились с явлением фотоэффекта, то есть испускания электронов веществом под действием света,

Слайд 4История изучения
Впервые понятие о квантовой энергии (

) были введены М.Планком для объяснения законов теплового излучения.
В 1839 году французский физик Александр Беккерель наблюдал явление фотоэффекта в электролите.
Эффект изучался в 1887 году Генрихом Герцем. Чтобы лучше видеть искру в своих опытах, Герц поместил приёмник в затемнённую коробку. При этом он заметил, что в коробке длина искры в приёмнике становится меньше. Тогда Герц стал экспериментировать в этом направлении, в частности, он исследовал зависимость длины искры в случае, когда между передатчиком и приёмником помещается экран из различных материалов. Полученные результаты явились открытием нового явления в физике, названного фотоэффектом.
1888-1890 годах фотоэффект систематически изучал русский физик Александр Столетов. Им были сделаны несколько важных открытий в этой области, в том числе выведен первый закон внешнего фотоэффекта.
История изученияВпервые понятие о квантовой энергии (         ) были

Слайд 5Законы фотоэффекта
1-й закон:
Сила фототока прямо пропорциональна плотности светового потока.

2-й закон:
Максимальная

кинетическая энергия вырываемых светом электронов
линейно возрастает с частотой света и не зависит от его
интенсивности.

3-й закон:
Для каждого вещества существует красная граница фотоэффекта, то
есть минимальная частота света (или максимальная длина волны), при
которой ещё возможен фотоэффект.

Законы фотоэффекта1-й закон:Сила фототока прямо пропорциональна плотности светового потока. 2-й закон:Максимальная кинетическая энергия вырываемых светом электронов линейно

Слайд 6Фотоэффект был объяснён в 1905 году Альбертом Эйнштейном на основе гипотезы

Макса Планка о квантовой природе света (за что в 1921 году Эйнштейн, благодаря номинации шведского физика Карла Вильгельма Озеена, получил Нобелевскую премию). В работе Эйнштейна держалась важная новая гипотеза — если Планк в 1900 году предположил, что свет излучается только квантованными порциями, то Эйнштейн уже считал, что свет и существует только в виде квантованных порций. Из закона сохранения энергии, при представлении света в виде частиц (фотонов), следует формула Эйнштейна для фотоэффекта:

Фотоэффект был объяснён в 1905 году Альбертом Эйнштейном на основе гипотезы Макса Планка о квантовой природе света

Слайд 7Из этой формулы следует существование красной границы фотоэффекта, то есть существование

наименьшей частоты, ниже которой энергии фотона уже недостаточно для того, чтобы «выбить» электрон из металла. Суть формулы заключается в том, что энергия фотона расходуется на ионизацию атома вещества и на работу, необходимую для «вырывания» электрона, а остаток переходит в кинетическую энергию электрона.

Из этой формулы следует существование красной границы фотоэффекта, то есть существование наименьшей частоты, ниже которой энергии фотона

Слайд 8Процессы фотоэффекта
Что я является главным в теории фотоэффекта? Конечно же, гипотеза

световых квантов-фотонов. Фотоэффект можно представить как результат двух последовательных процессов :
Поглощении кванта света электроном
Вылет электрона за пределы вещества
Процессы фотоэффектаЧто я является главным в теории фотоэффекта? Конечно же, гипотеза световых квантов-фотонов. Фотоэффект можно представить как

Слайд 9Внешний и внутренний фотоэффект
Внешний - если происходит оба процесса.

Если же поглощение

фотонов не приводит к вылету электронов из вещества, но изменяется его электропроводность, то это внутренний фотоэффект.

Внешний и внутренний фотоэффектВнешний - если происходит оба процесса.Если же поглощение фотонов не приводит к вылету электронов

Слайд 10Фотон

Это безмассовая частица, способная существовать только двигаясь со скоростью света. Электрический заряд фотона также равен нулю. Фотону как квантовой частице свойственен корпускулярно-волновой дуализм, он проявляет одновременно свойства частицы и волны. В физике фотоны обозначаются буквой γ. Фотон — самая распространённая по численности частица во Вселенной. На один нуклон приходится не менее 20 миллиардов фотонов.
ФотонФото́н  — элементарная частица, квант электромагнитного излучения (в узком смысле — света). Это безмассовая частица, способная существовать только

Слайд 11Возникает вопрос: может ли фотоэффект происходить на отдельно взятом свободном электроне?

На первый взгляд – почему бы и нет? Ведь мы говорим: фотон поглощается электроном. При чем же здесь вещество?
Возьмем электрон, посветим на него фонариком, и он начнет «глотать» фотоны и разгонятся? Оказывается ничего не выйдет.
Предположим электрон поглощает налетающий на него фотон и при этом изменяет свою скорость, например, останавливается. Здесь энергия не сохраняется. Мы имеем покоящийся электрон и больше ничего. А в начальном состоянии? Движущийся электрон да ему и фотон в придачу.

Возникает вопрос: может ли фотоэффект происходить на отдельно взятом свободном электроне? На первый взгляд – почему бы

Слайд 12А возможен ли фотоэффект на отдельно взятом атоме или молекуле? Оказывается,

да. Фотон поглощает одним из электронов атома, а лишний импульс забирает ядро.

А возможен ли фотоэффект на отдельно взятом атоме или молекуле? Оказывается, да. Фотон поглощает одним из электронов

Слайд 13Приборы, в основе принципа действия которых лежит явление фотоэффекта, называют фотоэлементами.
Применение

фотоэффекта

С помощью фотоэлементов осуществляется воспроизведение звука, записанного на кинопленке, а также передача движущихся изображений (телевидение).

Приборы, в основе принципа действия которых лежит явление фотоэффекта, называют фотоэлементами.Применение фотоэффектаС помощью фотоэлементов осуществляется воспроизведение звука,

Слайд 14На фотоэффекте основано превращение светового сигнала в электрический. Электрическое сопротивление полупроводника

падает при освещении; это используется для устройства фотосопротивлений. При освещении области контакта различных полупроводников возникает фото-эдс, что позволяет преобразовывать световую энергию в электрическую.
На фотоэффекте основано превращение светового сигнала в электрический. Электрическое сопротивление полупроводника падает при освещении; это используется для

Слайд 15Теория фотоэффекта помогла вычислить постоянную Планка, найти работу выхода и предельную

частоту, называемую красной границей фотоэффекта, что сильно укрепило позиции квантовой теории.
Теория фотоэффекта помогла вычислить постоянную Планка, найти работу выхода и предельную частоту, называемую красной границей фотоэффекта, что