Слайд 1Дифракция света
Красногвардейский район
МБОУ «Засосенская СОШ», 2015
Урок проведён в 11 классе
Афанасьевой А.П., учителем физики
Слайд 2Характерным проявлением волновых свойств является дифракция
Дифракция - это
свойство волн огибать препятствия
Слайд 3Дифракция света была открыта
Франческо Гримальди в конце XVII в.
Объяснение явления
дифракции света дано Томасом Юнгом и Огюстом Френелем, которые не только дали описание экспериментов по наблюдению явлений интерференции и дифракции света, но и объяснили свойство прямолинейности распространения света с позиций волновой теории.
Слайд 4История изучения явления дифракции
Слайд 5Впервые на явление дифракции (рис 1.1) обратил внимание Леонардо да Винчи
(1452 – 1519).
Однако само слово «дифракция» впервые ввел итальянский монах иезуит Франческо Гримальди (1618-1663), именно ему принадлежит авторство сравнения явления дифракции с камнем, брошенным в воду.
Слайд 6Гримальди Франческо
2.IV.1618 - 28.XII.1663
Итальянский ученый. С 1651 года - священник.
Открыл дифракцию
света, систематически ее изучал и сформулировал некоторые правила. Описал солнечный спектр, полученный с помощью призмы. В 1662 г. определил величину поверхности Земли.
Слайд 7В 1672г. у Христиане Гюйгенса зарождается идея о волновой теории света,
которая находит свое завершение в знаменитом «Трактате о свете». В 1819 году выходит работа Огюстена Жана Френеля «Мемуары о дифракции света». Френелем была произведена серия новых, качественных экспериментов, в результате которых была создана законченная теория дифракции.
Слайд 8ГЮЙГЕНС Христиан - голландский физик, механик математик и астроном. Родился в
Гааге. Учился в университетах Лейдена (1645 - 47) и Бреда (1647 - 49).В 1665 - 47 жил в Париже, был избран членом Парижской АН, с 1681 - снова в Гааге.
В 1678 в мемуарах, представленных в Парижскую АН, разработал волновую теорию света (опубликована в "Трактате о свете" в 1690).
Слайд 9Френель Огюст Жан (10.V.1788 - 14.VII.1827)
Французский физик. Научные работы посвящены физической
оптике.
Дополнил известный принцип Гюйгенса, введя так называемые зоны Френеля (принцип Гюйгенса - Френеля). Разработал в 1818 году теорию дифракции света
Слайд 10Принцип Гюйгенса — Френеля формулируется следующим образом:
Каждый элемент волнового фронта можно
рассматривать как центр вторичного возмущения, порождающего вторичные сферические волны, а результирующее световое поле в каждой точке пространства будет определяться интерференцией этих волн.
Слайд 12Юнг Томас
13.IV.1773-10.V.1829
Английский ученый. Полиглот. Научился читать в 2 года.
Объяснил аккомодацию глаза, обнаружил интерференцию звука, объяснил интерференцию и дифракцию света. Измерил длины волн световых лучей. Исследовал деформацию.
Слайд 16Дифракция на дисках различного диаметра приводит к появлению
в центре геометрической
тени максимума
Дифракция на круглом отверстии по мере приближения к экрану с отверстием.
Одномерная дифракция на вертикальной щели по
мере ее расширения.
Слайд 17Дифракция на прямолинейном крае
Наблюдается проникновение части световой волны в область геометрической
тени (влево) и
формирование дифракционных полос в освещенной области.
Слайд 18Условия наблюдения дифракции
Дифракция происходит на предметах любых размеров, а не только
соизмеримых с длиной волны
Слайд 19Условия наблюдения дифракции
Трудности наблюдения заключаются в том, что вследствие малости длины
световой волны интерференционные максимумы располагаются очень близко друг к другу, а их интенсивность быстро убывает
Слайд 20Интерференционные картины
от разных точек предмета перекрываются, и изображение смазывается, поэтому прибор
не выделяет отдельные детали предмета. Дифракция устанавливает предел разрешающей способности любого оптического прибора
Слайд 21Применение и проявление дифракции света.
Слайд 22Только через более чем 100 лет мы встречаем упоминание о применении
явления дифракции в конкретном приборе. Удалось это советскому ученому Линнику. Тогда, как другие пытались избавиться от явления дифракции, он применил ее свойства в интерферометре. Задача состояла в том, чтобы получить интерференционные кольца, пригодные для исследования оптических систем.
Первое использование дифракционного эффекта для измерения растяжения было выполнено R.V.Vose в 1935г
В 1940 г. - 1942 г. США совместно с Великобританией и другими странами ведет работу над созданием атомной бомбы. Для отделения легкого изотопа урана требуются металлические мембраны с 160 000 отверстий на квадратный дюйм. Диаметр отверстий 8мкм. Отклонения допускались только в пределах 10%. Для их контроля использовали явление дифракции света.
Слайд 23Медики в 50-60е года прошлого века пытались анализировать микроструктуры (мышечные ткани,
лейкоциты и т.п.) методами когерентной оптики. Дифракционные методы контроля, находят свое применение для контроля ранних этапов заболеваний крови и прочих.
Слайд 24Летом 1960 г. американский ученый Т. Мейнман создает первый образец лазера
на рубине. А первый газовый лазер был был сконструирован уже в конце 1960г
Уже в 1967 году появляется патент, в котором авторы впервые предлагают измерять диаметры волокон и нитей, используя явление дифракции лазерного излучения на объекте. Французские исследователи просто вычисляли диаметр волокна по полученной дифракционной картине. Свет дифрагировал на волокне, затем в плоскости регистрации производился анализ, полученного распределения.
Слайд 25Дифракционная решетка
Дифракционные решетки, представляющие собой точную систему штрихов некоторого профиля, нанесенную
на плоскую или вогнутую оптическую поверхность, применяются в спектральном приборостроении, лазерах, метрологических мерах малой длины и т.д
Слайд 26Так выглядит свет лампы накаливания фонарика, прошедший через прозрачную дифракционную решётку.
Нулевой максимум (к=0) соответствует свету, прошедшему сквозь решётку без отклонений. В силу дисперсии решётки в первом (к=±1) максимуме можно наблюдать разложение света в спектр. Угол отклонения возрастает с ростом длины волны (от фиолетового цвета к красному)
Слайд 27Применение
Дифракционную решётку применяют в спектральных приборах, также в качестве оптических датчиков
линейных и угловых перемещений (измерительные дифракционные решётки), поляризаторов и фильтров инфракрасного излучения, делителей пучков в интерферометрах и так называемых "антибликовых" очках.
Слайд 28На Дифракции света основано действие спектральных приборов с дифракционной решёткой (дифракционных
спектрометров).
Параллельный пучок света »зеркало М1 » отражательная решетка, состоящая из множества прямолинейных штрихов, поверхность которой покрыта хорошо отражающей пленкой металла » зеркало М2 » щель S2 (фотопластинка).
Множество штрихов, освещенных когерентно, можно рассматривать как маленькие источники излучения. Свет, падающий на эти маленькие штрихи дифрагирует на каждом из них на различные углы. Весь отраженный свет состоит из когерентных волн. Только в тех направлениях, где все волны находятся в одной фазе друг с другом, создается интенсивность. Во всех других направлениях интерференция приводит к взаимному погашению различных волн.
Слайд 29Дифракционная решетка
Виды решёток
Отражательные: Штрихи нанесены на зеркальную (металлическую) поверхность, и наблюдение
ведется в отраженном свете
Прозрачные: Штрихи нанесены на прозрачную поверхность (или вырезаются в виде щелей на непрозрачном экране), наблюдение ведется в проходящем свете.
Слайд 30Чем отличатся дифракционная картина естественного и монохроматического света?
Чем можно объяснить
это отличие?
Чем отличается дифракционный спектр от дисперсионного спектра?
Зависит ли положение главных максимумов дифракционной решётки от числа щелей решётки?
Почему в центральной части спектра, полученного на экране при освещении дифракционной решётки естественным светом, всегда наблюдается белая полоса?
Слайд 31Внешняя поверхность оперения у многих птиц и верхний покров тела бабочек
и жуков характеризуются регулярным повторением элементов структуры с периодом от одного до нескольких микрон, образующих дифракционную решетку. Например, структуру центральных глазков хвостового оперения павлина можно увидеть на рисунке. Цвет глазков меняется в зависимости от того, как падает на них свет, под каким углом мы на них смотрим.
Слайд 34Домашнее задание:
изучить §2.8, 2.12, подготовить презентацию на тему «Дифракция» (по
желанию), выполнить индивидуальную практическую работу, результат которой описать и объяснить в тетради