Слайд 3План урока
Возникновение и восприятие звуковых волн.
Характеристики звуковых волн (скорость, громкость, высота).
Применение
звуковых волн.
Слайд 4- знать и понимать, что такое звук, какие условия необходимы для
создания звука;
- уметь приводить примеры источников и приемников звука, объяснять явления, связанные с восприятием звука.
Слайд 5Звуковыми волнами или просто звуком принято называть волны, воспринимаемые человеческим ухом.
Слайд 6Что называется звуком?
звук
частота
20 Гц
20кГц
инфра
ультра
Звуковые волны с частотой
менее 20 Гц называются?
Звуковые
волны с частотой
более 20000 Гц называются?
Слайд 7 Раздел механики, изучающий звуковые волны, называется
АКУСТИКОЙ
Слайд 8Применение ультразвука
Медицина
Военная промышленность (подводный флот)
Геология
Бытовое использование (радары, дальномеры и
т. д)
Эхолот для определения глубины моря
Дробление тел
Дефектоскопия
Косметология
Слайд 9Применение инфразвука
Предсказание штормов на море
Предсказание землетрясений
Военное дело
Рыболовецкий промысел
Криминалистика
Изучение
поведения животных
Слайд 12Во всех ли средах распространяется звук?
Слайд 13Звук распространяется в любой упругой среде – твердой, жидкой и газообразной,
но не может распространяться в пространстве, где нет вещества.
Слайд 15Условия необходимые для возникновения волны:
источник волны
(колеблющееся или движущееся тело )
2. упругая среда
Слайд 16Чему равна скорость звука?
Известно, что во время грозы мы сначала видим
вспышку молнии и лишь через некоторое время слышим раскаты грома. Это запаздывание возникает из-за того, что скорость звука в воздухе значительно меньше скорости света, идущего от молнии.
Слайд 17Скорость звука в воздухе:
Скорость звука в воздухе впервые была измерена в
1636 г. французским ученым М. Мерсенном.
При температуре 20°С она равна 343 м/с, т.е. 1235 км/ч.
Скорость звука зависит от температуры среды: с увеличением температуры воздуха она возрастает, а с уменьшением — убывает.
При 0°С скорость звука в воздухе составляет 331 м/с.
В разных газах звук распространяется с разной скоростью. Чем больше масса молекул газа, тем меньше скорость звука в нем.
Так, при температуре 0 °С скорость звука в водороде 1284 м/с, в гелии — 965 м/с, а в кислороде — 316 м/с.
Слайд 18Чему равна скорость звука в воде?
Впервые скорость звука в воде была
измерена в 1827 г. на Женевском озере в Швейцарии.
Слайд 19
Скорость распространения звука зависит от природы вещества и температуры.
Слайд 20Скорость звука в различных средах, м/с (при 200С)
Слайд 21Громкость
Зависит от амплитуды колебания звуковой волны.
Единица измерения – бел (1 дБ=0,1Б)
Слайд 22Звук громкостью свыше 180 дБ может вызвать разрыв барабанной перепонки.
Слайд 23Высота звука
Высота звука определяется частотой колебаний или музыкальным тоном.
Слайд 25Физический диктант
«Веришь – не веришь»
1.Верите ли вы, что звуковые волны
распространяются в безвоздушном пространстве?
2.Верите ли вы, что источником звука являются колеблющиеся тела?
3.Учение о звуке – баллистика?
4.Звуки, которые не слышит человек – это инфразвуки и ультразвуки?
5.Единицей измерения громкости звука является Гц?
Слайд 266.Верите ли вы, что скорость распространения звука зависит от громкости звука?
7.Шум
действует на человека положительно?
8.Порог болевого ощущения 210 дБ?
9. Искусственными источниками звука являются музыкальные инструменты?
10. Верите ли вы что звуковые волны образуются в результате деформации кручения?
Слайд 27Проверь себя
Критерии оценки:
0-1 ошибка – 5 баллов
2-3 ошибки – 4
балла
4-5 ошибки - 3 балла
Более 5 ошибок – 2 балла
Слайд 28лабораторная работа
Цель: определить остроту слуха.
Острота слуха – это
минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.
Оборудование: механические часы, линейка.
Слайд 29Порядок работы
1. Приближайте к себе часы до тех пор,
пока не услышите звук. Измерьте расстояние от уха до часов в сантиметрах.
2. Приложите часы плотно к уху и отводите от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Опять определите расстояние до часов.
3. Если данные совпадут, это будет приблизительно верное расстояние.
4. Если данные не совпадают, то для оценки расстояния слышимости нужно взять среднее арифметическое двух измерений.
Слайд 31рекомендации
Не пользуйтесь наушниками более часа подряд. В общем не используйте их
больше двух часов в сутки.
Откажитесь от наушников-капель. Они гораздо «громче» (а значит вреднее) больших наушников-накладок, а также могут спровоцировать не только тугоухость.
Не увеличивайте громкость музыки, чтобы заглушить общественный транспорт. Когда шум вокруг начинает пробиваться через наушники, значит он превышает показатель в 100 децибел.
Слайд 32Домашнее задание.
§ 15.6-15.7;
Творческое задание по выбору подготовить сообщение или памятку
по темам: «Шумные соседи: что делать?», «Звукотерапия», и т. п.
Слайд 35Литература и источники.
Физика. 11 класс. Мякишев.Г.Я. Буховцев Б.Б. Москва “Просвещение” 2014.
Журнал
“Физика в школе”
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия.
class-fizika.narod.ru
school-collection.edu.ru
http://viki.rdf.ru