Слайд 1Шумовое загрязнение и его влияние на
биологические системы.
Урок пресс-конференция в 9
классе
Слайд 2
Эпиграф:
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
(Русская пословица)
Слайд 4
В «Толковом словаре» В.И.Даля шум определяется как совокупность «нестройных звуков».
Слайд 5
Шум измеряется по международной договоренности в децибелах (деци — приставка 0,1;
бел — в честь изобретателя телефона А.Г.Белла).
Слайд 7Много лет живёте вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете,
наверно, рассказать,
Что нельзя забыть, нельзя простить.
Д.Белухин «Колокола»
Слайд 8КОЛОКОЛ:
«Появился я на Руси в 988 году. Отлили
меня из меди и олова, телом стал сплав – звонкая оловянная бронза. Когда форма остыла, меня освободили от формы, подняли на колокольню, и тогда я произвёл свой первый звук. Голос мой поплыл над городом, и люди пришли поздравить меня с рождением. Нарекли меня колоколом, что по латыни – «созыв».
Слайд 9 Русские колокола имели форму усеченного конуса, наподобие огромного
толстого колпака с расширенным раструбом и ушками для подвески. Имел колокол верхний и нижний пояс, сковороду, под которой находилась серьга для подвеса языка — металлического стержня с утолщением в конце, называемого «яблоко», которым били по нижнему поясу колокола — звуковому кольцу.
Слайд 10Колокола льют из бронзы. При сплавлении различных металлов строение их изменяется:
расстояние между атомами в узлах кристаллической решетки либо уменьшается, либо, наоборот, увеличивается. Считается, что при этом появляются дополнительные силы, скрепляющие атомы в кристалле. Вот почему сплавы обычно бывают более прочными, чем чистые металлы. Мягкая медь, вступив в союз с оловом, превратилась в прочную и одновременно пластичную бронзу. Этот сплав включает в себя 78% красной меди и 22% олова. Медь и олово – мягкие материалы, но в сплаве делаются твёрдыми. Сплав не поддаётся коррозии, на него мало влияет вибрация. Цвет сплава – серовато-опальный, вид – однородный.
Мастер старался, чтобы толщина стенок колокола не была одинакова: к ушам – тоньше, к месту удара языком – толще, у самого края – самая тонкая.
Слайд 11 Колокола льют в литейной яме. Форма будущего
колокола состоит из двух частей: глиняной болванки и верхней части – кожуха из железных прутьев, обмазанных глиной. Болванку и кожух обмазывают жиром, обжигают. Кожух поднимают. Мастер входит под кожух и на внутренней его стороне накладывает надписи, орнаменты. Кожух ставят на место. Пустота между кожухом и глиняной болванкой заливается расплавленной бронзой, нагретой до 1200 градусов. Вся форма при этом засыпается землёй, чтобы её не разорвало.
На краях ямы устраиваются плавильные печи. По желобам жидкий металл заливается в форму.
Слайд 12Колокола на Руси были излюбленным музыкальным инструментом. Народ любил колокольный звон,
а во время пасхальных празднеств звонить в колокола мог каждый. Русский колокол поражает своим звучанием. Основной тон колокола определяют геометрические размеры «инструмента»; частота звучания пропорциональна толщине колокола и обратно пропорциональна квадрату его диаметра.
Слайд 13Царь - колокол
Самый тяжелый колокол, весит 192 тонны, был отлит в
Москве в 1735 году.
Слайд 14Первые христианские колокола появились в конце IV – начале V веков.
Колокола на Руси появились давно. Но первоначально они несли сигнальную функцию, то есть собирали народ на собрание (вече), оповещали о пожаре, нападении врагов. А с развитием христианства на Руси колокола стали и культурной принадлежностью.
Слайд 15Бьют по нервам будильники,
Верещат телефоны,
Громыхают лифты,
Трамваи скрежещут прямо по мне.
Тормоза и
моторы,
Холодильники и пылесосы,
Телевизоры и клаксоны,
Транзисторы,
Отбойные молотки,
Вертолеты, соседи, вагоны
Нас пытают мучительной пыткой
По какой не знаю вине.
Тишина, тишиной, тишины....
Тихо все в это тихое утро,
Напряженье уходит
Из сердца, из мышц, из виска.
Мир, скрежещущий выключен,
Как на столе репродуктор.
В синем небе бесшумно плывут облака.