Слайд 1Вклад советских учёных-физиков в Великую
Победу
Презентация Трофимовой Анастасии
Ученицы 11 класса
Учёные - фронту!
Слайд 2“Идёт война народная,
священная война…”
22 июня 1941
года началась
Великая Отечественная война
Слайд 3 Академия наук получила от ЦК КПСС задание немедленно пересмотреть
тематику научных и научно-технических работ, ускорить исследования. Вся научная деятельность теперь была подчинена трём целям:
конструирование новых средств обороны и наступления;
научная помощь промышленности, производящей оружие и боеприпасы;
изыскание новых сырьевых и энергетических ресурсов, замена дефицитных материалов более простыми.
Слайд 4К учёным всей страны
"В этот час решительного боя советские
ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству".
А.Ф.Иоффе,
П.Л.Капица
и другие
Слайд 6 Академик Сергей Алексеевич Христианович
Построил теорию изменения основных аэродинамических характеристик
крыла самолёта при переходе к полётам на больших скоростях, дал обоснование для выбора наилучшей формы крыльев, обеспечивающей их минимальное лобовое сопротивление.
Слайд 7Профессор А.А Дородницын создал теорию пограничного слоя в сжимаемом газе и
лал расчёт крыла малого удлинения. Все эти работы позволили советским авиаконструкторам значительно увеличить скорость самолётов новых марок. Так,к концу 1943 года наши истребители летали уже со скоростью,на 100 км/ч большей,чем в начале войны,в то время как авиаконструкторы врага смогли лишь незначительно повысить быстроходность своих машин.
Слайд 8Николай Гурьевич Четаев дал в руки проектировщиков метод расчёта устойчивости самолёта
при его движении по земле. Он же решил огромной трудности проблему, определив наиболее выгодные крутизны нарезки стволов артиллерийских орудий с тем, чтобы снаряды летели «кучно» и в полёте не переворачивались.
Слайд 9Мстислав
Всеволодович
Келдыш
Слайд 10Группе учёных во главе с М.В. Келдышем
Было поручено изучить явление флаттера,
с которым столкнулись лётчики в ходе освоения скоростных машин,- внезапное разрушение самолёта из-за появления вибраций. В результате были разработаны надёжные меры предупреждения флаттера (у противников таких средств не было).
Слайд 11РУС-2
РУС-2 «Редут». Первый серийный импульсный радиолокатор в СССР.
Выпускался серийно
1941 года.
Самый массовый радиолокатор советского производства
во Второй мировой войне.
В 1941-1945 годах произведено 607 штук
Слайд 14Теоретические работы академика Н.Г Бруевича позволили улучшить точность авиационного бомбометания.
Слайд 15Бомбардировка Дрездена 13 февраля 1945 года
Слайд 16В Институте механики группа во главе с членом корреспондентом А.А Ильюшиным
разработала теорию упруго-пластических деформаций и расчёта на прочность корпусов осколочно-фугасных снарядов, которой пользовались конструкторы боеприпасов.
Слайд 17Сотрудник Физико-технического института Н.Н.Давиденков выполнил цикл исследований механических свойств сталей. В
первую очередь их свойств и пластичности. Этот труд имел важное оборонное значение и в 1942 году был отмечен Государственной премией.
Слайд 18Верещагин Леонид Федорович Труды академика позволили создать первую в мире установку
по упрочению стволов минометов и других артиллерийских систем, в которых был использован принцип действия сверхвысоких давлений на кристаллическую структуру металла. Эта установка дала возможность увеличить срок службы орудий, их дальнобойность, а также применять для их изготовления менее качественные сорта стали
Слайд 20Учёные томского университета вместе с профессором В.Д. Кузнецовым
Изучили процесс пробивания брони
снарядом и установили влияние на него разных факторов. Работа помогла сделать броню наших танков и самолётов менее уязвимой.
Слайд 22Дорога жизни
Группа ученых, возглавляемая членом-корреспондентом АН СССР П.П. Кобеко, изучила механические
свойства ледового покрова (его прочность, хрупкость, грузоподъемность, условия пролома) и на основе этого разработала правила движения автоколонн по льду. Благодаря строгому выполнению этих правил, дорога действовала без аварий, не было случая разрушения льда из-за деформации или резонанса при движении транспорта.
Физико-технический институт АН СССР по заданию Ленинградского правительства участвовал в важнейшей операции начала Великой Отечественной войны - прокладке Дороги Жизни по льду Ладожского озера из Ленинграда, сжатого кольцом блокады, на "Большую землю".
Слайд 23Следить за деформациями льда помогали специально сконструированные учёным Н.М. Рейновым приборы,
получившие название «прогибографы»
КОБЕКО Павел Павлович
Прогибограф
Слайд 24
Работники Центрального НИИ морского флота в Ленинграде, возглавляемые профессором А.В. Волокитиным,
Ю.Б. Калиновичем, П.С. Козьминым, сконструировали специальные понтоны, обеспечивающие подход судов с большой осадкой к мелководным берегам.
Слайд 25Китайгородский Исаак Ильич
Изобрел пуленепробиваемое стекло для самолетов
Слайд 27Абрам
Федорович
Иоффе
Специально для партизанских
отрядов им был разработан термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков.
Слайд 28Термоэлектрогенератор
состоял из нескольких термоэлементов, крепившихся к дну солдатского котелка.
В котелок наливалась вода, и он ставился на костер. Вода определяла температуру одних спаев, а температуру других "задавало" пламя костра, нагревающее дно котелка. Перепада температур в таком случае в 250-300 градусов хватало для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан.
Слайд 29Анатолий
Петрович Александров
В их состав входили офицеры, учёные ленинградского Физтеха,
инженеры, монтажники. Научным руководителем работ был назначен А.П. Александров.
27 июня 1941 г. был издан приказ об организации бригад
по срочной установке размагничивающих устройств на всех кораблях флота.
Слайд 30Курчатов
Игорь
Васильевич
выдающийся советский
физик, «отец»
советской
атомной бомбы. Академик,
основатель и первый
директор Института атомной
энергии с 1943 г. по 1960 г.,
главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях.
Слайд 31Сотрудники Физико-технического института профессор А.П. Александров и и.В Курчатов развернули широкую
работу по защите кораблей от магнитных мин. Применённый советскими учёными метод заключался в том, что на корабле размещались специальные обмотки, по которым пропускался электрический ток; судно при этом размагничивалось, что позволяло ему беспрепятственно проходить над заминированными местами (вскоре был придуман и безобмоточный метод размагничивания). За спасение советского флота от магнитных мин ряд учёных в 1942 году был удостоен Государственных премий и награждён орденами.
Слайд 32Учёные-участники работ по размагничиванию кораблей.
В первом ряду – А.Р. Регель,
Ю.С. Лазуркин, В.Д. Панченко,
во втором ряду – П.Г. Степанов, Д.М. Гительмахер,
в третьем – И.В. Курчатов. 1941 г.
Слайд 35Безобмоточный метод размагничивания кораблей
Слайд 36Коллектив во главе с академиком В.П. Никитиным создали электрические взрыватели авиабомб,
которые давали возможность устанавливать прямо в полёте программу сбрасывания с самолётов смертоносного груза и автоматически обеспечивали нужное замедление этого процесса. Эта работа обеспечивала более эффективное бомбометание.
Слайд 37Группа сотрудников Энергетического института АН СССР под руководством члена-корреспондента И.С. Брука
Сконструировала
первую электрическую систему для дистанционного управления вооружением самолёта
Слайд 39Сергей
Иванович
Вавилов
Советский физик, академик, член-корреспондент Академии наук СССР,
трижды лауреат Государственной премии, автор более 150 научно-популярных работ
Слайд 40Коллективы Государственного оптического института под руководством С.И. Вавилова и Института точной
механики и оптики провели ряд исследований, которые позволили обеспечить нашу армию , авиацию и флот первоклассными оптическими приборами – дальномерами, стереотрубами, биноклями, перископами, прицелами.
Слайд 41Академик И.В. Гребенщиков разработал новые более простые методы шлифовки оптических стёкол
и способ просветления оптики, улучшающий её качество.
Слайд 42Над увеличением светосилы оптических приборов путём покрытия стёкол специальным раствором работал
украинский учёный К.Д. Синельников ; его метод нашёл широкое применение. Его коллега- А.К. Вальтер- предложил очень эффективный способ борьбы с потерями света на отражении в оптических системах.
Слайд 43Кирилл Дмитриевич Синельников
А.К. Вальтер
Слайд 44Группа сотрудниц Ленинградского радиевого института во главе с профессором А.Б.Вериго разработала и изготовила светосоставы - светящиеся в темноте
краски - постоянного действия. Ими покрывали стрелки и шкалы основных корабельных приборов - ориентирования, управления орудиями и торпедами, пеленга, что значительно повысило боеспособность кораблей в ночное время: исчезла опасность демаскировки, корабли могли действовать в полной темноте.
Слайд 46В лаборатории Ю.Б. Кобзарёва была создана первая советская радиолокационная установка. С
помощью которой можно было обнаруживать вражеские самолёты и пеленговать их.
Слайд 47Группа учёных сконструировала совершенно новый высокочувствительный миноискатель, который обнаруживал «хитрые» –
деревянные и пластмассовые - мины с помощью ультракоротких электромагнитных волн
Слайд 48Член-корреспондент АН СССР Н.Н. Андреев к концу 1942 года придумал акустический
трал – устройство, уничтожавшее ещё один вид – акустических, взрывавшихся под действием шума механизмов корабля
Слайд 50Коллектив Астрономического института АН СССР выполнил в осажденном Ленинграде создал точный
и полный справочник – «Большой астрономический ежегодник» на 1943, 1944 и 1945 гг., крайне нужный и авиации. И флоту, и артиллерии. Эта работа рассматривалась как ценный вклад в дело обороны страны.
Слайд 51Государственный астрономический институт про МГУ вёл ответственное дело для аттестации хронометров
для Военно-Морского флота, составлял прогнозы возбуждения ионосферы и магнитного поля Земли, которыми повседневно пользовались армейская радиосвязь.
Слайд 52На основе исследований профессора И.Д. Жонголовича в Астрономическом институте был создан
прибор для автоматического определения положения самолёта по звёздам.
Слайд 53Семён
Алексеевич
Лавочкин
Советский авиаконструктор
"Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над своими чертежами... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним. Я знаю, что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, ... все мои знания и опыт ..., чтобы в день, когда два новых самолета - наш и вражеский - столкнулись в военном небе, наш оказался победителем"
Слайд 55Кошкин
Михаил
Ильич
конструктор советских танков
А-20, А-32, Т-34
Слайд 58 «КАТЮША» БМ-13
Н.И. Тихомиров
В.А. Артемьев
Б.С. Петропавловский
Г.Э. Лангемак
И.Т.
Клейменов
Слайд 59Представляла собой ферму из 16 направляющих
(8 балок), на которой располагались 132-мм реактивные снаряды массой 42,5кг. Она монтировалась на трехосном грузовом автомобиле ЗИС-6.
За несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов (с каждой балки по 2 снаряда: один шел сверху, другой – снизу).
Слайд 60Дегтярёв
Василий
Алексеевич
доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат четырех Государственных премий СССР,
награжден тремя орденами Ленина, орденами Суворова I и II степени, Трудового
Красного Знамени,
Красной Звезды.
Слайд 62Спаренный авиационный
пулемёт ДА-2
Слайд 64 Мы не забудем всех тех, кто с оружием
в руках на полях сражений и в глубоком тылу отстоял свободу и независимость нашей Родины. Мы не забудем всех тех, кто создавал вооружение, делал открытия, выполнял исследования – это
ученые-физики,
конструкторы,
исследователи,
инженеры, техники
С днём ПОБЕДЫ!