Слайд 1«ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ И
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Обобщение знаний о тепловых
и других двигателях и раскрытие сущности связанных с ними экологических проблем.
2. Установление связи между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека.
3. Воспитание бережного отношения к природе.Воспитание личности, готовой к практической деятельности, к защите и улучшению окружающей среды.
Слайд 2 Развитие энергетики является одной из важнейших предпосылок научно-технического прогресса. Мощный
расцвет промышленности и транспорта в XIX веке
Слайд 3был связан с изобретением и усовершенствованием тепловых двигателей:
Двигатели внутреннего сгорания
(ДВС)
Тепловые двигатели
Турбины
Дизельные
Карбюра-торные
Паровые двигатели
Газовые
Паровые
Слайд 4
которые используются в следующих современных видах транспорта
Слайд 5Во-первых, при сжигании топлива используется О2 из атмосферы, вследствие чего содержание
О2 в воздухе постепенно уменьшается.
Во-вторых, сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу СО. Дальнейшее увеличение концентрации СО2 в атмосфере может привести к повышению ее температуры (парниковый эффект).
В-третьих, при сжигании угля и нефти, атмосфера загрязняется азотными и серными соединениями, вредными для здоровья.
Слайд 6 Мы хотим вас ознакомить с полученными данными исследовательской работы по оценке
и вычислению токсичных продуктов легкового, грузового и общественного автобуса – видов транспорта в разное время суток.
Местами наших исследований были выбраны автотрасса и перекресток – светофор.
В ходе работы мы определили число машин прошедших по автостраде всего в течение 10 мин и число машин, остановившихся у светофора – n. Затем определили количество переключений: торможение, набор скорости, холостой ход -k
На основе данных выхлопных газов
Состав выхлопных газов (г/мин)
Слайд 7 Заполнили таблицу и рассчитали массу токсичных продуктов от работы транспорта
Мвсего
= t*n(mCO+mCO2+mNO2+mсажи)
Му светофора= t*n*k(mCO+mCO2+mNO2+mсажи)
На основе вычислений можно сделать вывод:
особенно много канцерогенных веществ выделяется у светофора, т.е во время разгона, торможения, а также при работе двигателей на холостом ходе.
Слайд 8ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ
В среднем поверхность Земли передаёт атмосфере количество энергии, равное тому,
которое она поглощает. Средняя глобальная температура у поверхности Земли составляет около 150С. Именно такая температура необходима для поддержания на Земле теплового равновесия.
СО2 является одним из главных виновников «парникового эффекта», потому, что другие известные «парниковые газы» (а их около сорока) определяют лишь примерно половину глобального потепления. Подобно тому, как в парнике стеклянная крыша и стены пропускают солнечную радиацию, но не дают уходить теплу, так и углекислый газ вместе с другими «парниковыми газами» практически прозрачны для солнечных лучей, но задерживают длинноволновое тепловое излучение Земли, не дают ему уходить в космос.
При этом часть его уходит в космическое пространство, а часть возвращается обратно на Землю и поступает вновь в атмосферу. В результате температура приземного слоя воздуха повышается.
Во второй половине ХХ века в атмосфере резко увеличилось содержание парниковых газов за счёт:
-сжигания ископаемого топлива;
- массового сведения лесов.
Слайд 9
Отрицательные последствия:
- повышается уровень Мирового океана в результате таяния материковых и
горных ледников,
-резко увеличивается процесс опустынивания, меняется климат в Сибири и Скандинавии,
- вследствие таяния ледников и перераспределения водных масс от полюсов к низким широтам скорость вращения Земли будет замедляться на незначительную величину. Тем немее, это должно вызвать изменение её формы. Уменьшится сплюснутость Земли. В связи с этим могут усилиться вулканическая активность и землетрясения.
Слайд 10ОЗОНОВЫЕ ДЫРЫ
Озоновый слой образовался на Земле, по современным данным, 570-400 млн.
лет назад.
Растительный и животный мир на нашей планете начал своё развитие лишь после образования охранного озонового слоя О3, который надёжно укрыл Землю от опасного ультрафиолетового солнечного излучения.
Основная масса озона находится на высоте от 10 до 50 км, а его максимум - на высоте 20-25 км.
Почему так важно поглощение озоном жесткого ультрафиолетового излучения (УФ)?
Даже при небольшом повышении дозы УФ у человека появляются ожоги на коже, а также болезней глаза, приводящих к слепоте, связано с ростом интенсивности УФ - радиации.
Несмотря на малую концентрацию О3, он поглощает 99% ультрафиолетового солнечного излучения Солнца. Вот почему так важно не допускать изменения этого слоя, а между тем изменение идёт очень активно.
Слайд 11Разрушают О3:
- оксиды азота, образующиеся при полётах сверхзвуковых самолётов на большой
высоте, ракет (при работе двигателей содержащиеся в воздухе азот и кислород при температуре сгорания топлива образуют оксиды азота):
- фтористые и хлористые соединения, которые широко применяются в холодильниках, кондиционерах, машинах. Эти соединения поднимаются вверх, разрушают озон. Сами же распадаются десятилетиями.
Не только знаменитая «озоновая дыра» над Антарктидой показывает неравномерное распределение озонового слоя над Землёй, количество озона уменьшается везде. 6-9 тыс. человек ежегодно заболевают раком от ультрафиолетового излучения.
Слайд 12КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ
Повышение кислотности окружающей среды является ещё одной экологической проблемой. Термин
«кислотные дожди» существует уже более 100 лет; его впервые использовал британский исследователь Роберт Ангус Смит в 1882 году, когда он опубликовал книгу «Воздух и дождь: начало химической климатологии». Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается около 200 млн. тонн твердых частиц (пыль, сажа и др.), 200млн тонн сернистого газа (SO2), 700 млн. тонн оксида углерода (II), 150 млн. тонн оксидов азота, что в сумме составляет более 1 млрд. тонн вредных веществ.
Кислотность выражается показателем рН. В нейтральной среде рН=7, всё меньше 7 показывает наличие кислотности. Даже в девственном лесу дождь уже обладает кислотностью, так как вода впитывает углекислый газ из атмосферы. В загрязнение атмосферы основной «вклад» вносят антропогенные источники:
массовое сведение леса;
сжигание большого количества топлива;
выхлопные газы транспорта;
промышленные выбросы
Слайд 13Кислотные дожди (или, более правильно, кислотные осадки, так как выпадение вредных
веществ может происходить как в виде дождя, так и в виде снега, града) наносят значительный экологический, экономический и эстетический ущерб:
- ухудшается состояние почвы;
-снижается урожай;
- гибнет растительность, уничтожается жизнь в водоёмах;
-ускоряется процесс коррозии металлических конструкций;
- разрушаются памятники архитектуры
Слайд 14АНКЕТА
1. Выберите варианты, которые отвечают вашим взглядам:
а) нечего ждать милостей от
природы, взять их у неё – наша задача;
б) природа - не храм, а мастерская, и человек в ней – работник;
в) не будем, однако, обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из таких побед даёт нам те последствия, на которые мы рассчитываем, но затем идут непредвиденные последствия, которые часто уничтожают значение первых.
2. Распределите капиталовложения в различные сферы деятельности человека в % к общему итогу
Слайд 153. Что по - вашему перетянет в ближайшем будущем?
ПРОГРЕСС
ЭКОЛОГИЯ
Слайд 16
Человек, читавший «Не стреляйте белых лебедей» Б. Васильева,
«Белый Бим Черное
ухо» Г. Троепольского, произведения М. Пришвина, уже никогда не сможет бездумно и равнодушно относиться к окружающему его миру живой природы.
В народном творчестве живут поэтические образы, заимствованные из природы и ставшие символом добра и красоты, смелости и благородства: ясный сокол, берёзонька белая, могучий дуб и т.д.
«Красота спасёт мир»,- писал Ф.Ь. Достоевский.
«Человек – часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы «самосознание» Вселенной, лишает смысла существования не только человека, но и всё сущее…Такую обезглавленную природу не будет смысла охранять», - так оценивает место в природе человека Д.С. Лихачев
В разных ситуациях мы вспоминаем замечательные слова Б.Окуджава, в том числе и при решении экологических проблем:
Возьмемся за руки, друзья!
Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке.
Слайд 17 Спасем Землю! Это может каждый из вас:
- не уничтожать зеленый покров
Земли;
- охранять лес, родники, речушки;
- не ездить без нужды в автомобиле, на мотоцикле;
- экономить воду, электроэнергию (будут сжигать меньше топлива на электростанциях;
- беречь вещи (на их изготовление идёт энергия);
- беспощадно бороться с разрушителями природы.
Хотите сказать - капля в море? Но ведь море – из капель!