Презентация, доклад по физике на тему: Применение радиации в лечении онкологических заболеваний (9 и 11класс)

Введение Цель исследованияОнкологияВозможности ядерной физики в решении онкологических проблем Технологическая оснащенность радиологической службыЗаключение ЛитератураОб авторе

Слайд 1Помощь радиации в лечении
онкологических заболеваний

Помощь радиации в лечениионкологических заболеваний

Слайд 2Введение
Цель исследования
Онкология
Возможности ядерной физики в решении онкологических проблем
Технологическая оснащенность

радиологической службы
Заключение

Литература

Об авторе

Слайд 3Введение

Ежегодно в мире регистрируется более 8 млн. новых случаев злокачественных новообразований (ЗНО). Более 450 тыс. новых случаев в год - такова онкозаболеваемость в России начала третьего тысячелетия (4 случая каждые 5 минут). В 2006 году около 1,6% всех жителей РФ находилось на онкоучете. Прогнозируется удвоение заболеваемости в мире в последующие 20 лет, в том числе в РФ прирост составит 2,8% ежегодно.

Введение Поиск путей борьбы со злокачественными опухолями по прежнему остается актуальным. Ежегодно в мире регистрируется более 8

Слайд 4Цель исследования
Цель настоящего исследования – анализ возможностей лучевой терапии и поиск

путей повышения её эффективности через использование достижений научно-технического прогресса в ядерной медицине. При изучении поставленной задачи в качестве конкретного материала мною анализировались отдельные показатели состояния онкослужбы Воронежской области – одного из регионов, отражающих типичные онкологические проблемы страны.

Цель исследованияЦель настоящего исследования – анализ возможностей лучевой терапии и поиск путей повышения её эффективности через использование

Слайд 5Онкология
Состояние вопроса на сегодняшний день
История развития заболевания
Причины заболеваемости
Ряд моментов, негативно влияющих

на показатель заболеваемости
Показатель смертности от онкозаболеваний
Пути решения данной проблемы

ОнкологияСостояние вопроса на сегодняшний деньИстория развития заболеванияПричины заболеваемостиРяд моментов, негативно влияющих на показатель заболеваемостиПоказатель смертности от онкозаболеванийПути

Слайд 6Состояние вопроса на сегодняшний день
Опасность встречи человека со злокачественными опухолями неуклонно

возрастает ( Таблица 1). Общие тенденции с РФ демонстрирует динамика заболеваемости в Воронежской области ( Рис. 1),таким образом:
Средний уровень заболеваемости за 10 лет – 294,73 ( на 100 тыс.);
Темпы прироста заболеваемости – 1,79 ( на 100 тыс.).

Состояние вопроса на сегодняшний деньОпасность встречи человека со злокачественными опухолями неуклонно возрастает ( Таблица 1). Общие тенденции

Слайд 7Динамика заболеваемости злокачественными опухолями

Динамика заболеваемости злокачественными опухолями

Слайд 8Динамика заболеваемости в Воронежской области
Рис.1 Динамика заболеваемости злокачественными новообразованиями в Воронежской

области

Динамика заболеваемости в Воронежской областиРис.1 Динамика заболеваемости злокачественными новообразованиями в Воронежской области

Слайд 9Согласно археологическим находкам, злокачественные опухоли поражали кости древнего человека (австралопитека, живущего

1 млн. лет назад, и более поздних сообществ - неандертальцев, питекантропов). Известному врачу древности Гиппократу принадлежит другое название злокачественной опухоли – рак. Это заболевание упоминается в древних письменных документах Индии, Китая, Египта, в лечебниках России, начиная с ХVIв. Но ЗНО существенно не влияли на жизнь древнего человека, т.к. её продолжительность была крайне мала.

История развития заболевания

Согласно археологическим находкам, злокачественные опухоли поражали кости древнего человека (австралопитека, живущего 1 млн. лет назад, и более

Слайд 10Причины заболеваемости
Взрыв онкозаболеваемости в ХХв. не был неожиданным. Это связно с

рядом причин, не подвластных влиянию человека, важнейшими из которых можно считать:

постарение населения планеты, т.к. рак-болезнь старости;
радиоактивное и ультрафиолетовое излучения;
минералогические особенности почвы и среда обитания в различных географических регионах.

Причины заболеваемостиВзрыв онкозаболеваемости в ХХв. не был неожиданным. Это связно с рядом причин, не подвластных влиянию человека,

Слайд 11Изучение зависимости онкозаболеваемости от экологической ситуации в районах Воронежской области выявило

ряд моментов, негативно влияющих на этот показатель
объем атмосферных выбросов окиси углерода и углеводорода (прямая зависимость от густоты автодорог);
контакт сельского населения с химическими средствами обработки почв и защиты растений;

Ряд моментов, негативно влияющих на показатель заболеваемости

Изучение зависимости онкозаболеваемости от экологической ситуации в районах Воронежской области выявило ряд моментов, негативно влияющих на этот

Слайд 12(Продолжение)
увеличение объемов площадей, подвергающихся ежегодному авиахимопылению;
увеличение количества неудовлетворительных проб мясомолочной продукции

по санитарно-химическим показателям;
радиационная загрязненность;
избыток бария в почве;
увеличение густоты электроподстанций сети ЛЭП.

(Продолжение)увеличение объемов площадей, подвергающихся ежегодному авиахимопылению;увеличение количества неудовлетворительных проб мясомолочной продукции по санитарно-химическим показателям;радиационная загрязненность;избыток бария в

Слайд 13Показатель смертности от онкозаболеваний

показателя в мире и РФ представлена в таблице №2Объективным показателем исхода онкозаболевания является смертность. Динамика этого показателя в мире и РФ представлена в таблице №2. Аналогичную тенденцию динамики смертности в Воронежской области иллюстрирует рисунок №2.

Показатель смертности от онкозаболеванийОбъективным показателем исхода онкозаболевания является смертность. Динамика этого показателя в мире и РФ представлена

Слайд 14Динамика смертности от онкозаболеваний

Динамика смертности от онкозаболеваний

Слайд 15Динамика смертности от онкозаболеваний
Рис. «Динамика смертности от злокачественных новообразований в Воронежской

области»

Динамика смертности от онкозаболеванийРис. «Динамика смертности от злокачественных новообразований в Воронежской области»

Слайд 16Пути решения данной проблемы
Единство проблем страны и нашего региона позволяет говорить

об идентичности путей их решения. Повышение эффективности лучевой терапии – один из них.
Оптимальным считается включение лучевой терапии в лечебный комплекс у 70 – 75% больных, в 2006 г. этот показатель составил около 25%.

Пути решения данной проблемыЕдинство проблем страны и нашего региона позволяет говорить об идентичности путей их решения. Повышение

Слайд 17Возможности ядерной физики в решении онкологических проблем
История развития ядерной физики
Виды излучения

Возможности ядерной физики в решении онкологических проблемИстория развития ядерной физикиВиды излучения

Слайд 18История развития ядерной физики

С открытия немецким физиком В.К. Рентгеном в 1895г.

«нового рода лучей» более 100 лет продолжается изучение механизмов и законов действия этих таинственных излучений, т.е. всего того, что сегодня называют ядерной физикой. К основным вехам её развития можно отнести:
открытие А. Беккерелем в 1896г. радиоактивности, т.е. способности атомов урана к самопроизвольному излучению;
выделение М. и П. Кюри нового химического элемента – радия с радиоактивностью в 1 млн. раз выше, чем у урана (1898г.);
История развития ядерной физикиС открытия немецким физиком В.К. Рентгеном в 1895г. «нового рода лучей» более 100 лет

Слайд 19История развития ядерной физики (продолжение)
сообщение Э.Резерфорда в 1919г. о возможности добиться

превращения одного химического элемента в другой путем бомбардировки ядер атомов азота альфа-частицами, что позволило И. и Ф. Кюри получить искусственные радиоактивные изотопы (1934г.);
создание ядерных реакторов на основе исследований О.Гана и Ф.Штрассмана (1939г.), доказавших возможность проведения цепной реакции с выделением при делении ядер энергии. Эти реакторы стали прообразом современных установок, нашедших применение в медицине.

История развития ядерной физики (продолжение)сообщение Э.Резерфорда в 1919г. о возможности добиться превращения одного химического элемента в другой

Слайд 20Вильгельм Рентген
Первый в истории физики лауреат Нобелевской премии Вильгельм Конрад

Рентген родился 17 марта 1845 г. в пограничной с Голландией области Германии.
Самым известным открытием Рентгена стали лучи, названные его именем. Рентген рассказал о том, как можно получить новые лучи при помощи трубки Гитторфа или другого подобного же прибора, а также характеризовал проницаемость тех предметов, которые он использовал. Так как физика газового разряда тогда была еще не разработана и природа новых лучей по-прежнему оставалась загадочной, он назвал их «Х-лучами».

Вильгельм Рентген Первый в истории физики лауреат Нобелевской премии Вильгельм Конрад Рентген родился 17 марта 1845 г.

Слайд 21Антуан Анри Беккерель
Биография
Становление в науке, открытия и главные работы
Последние дни

и след в истории

Антуан Анри Беккерель БиографияСтановление в науке, открытия и главные работыПоследние дни и след в истории

Слайд 22Биография
Антуан Анри Беккерель (15 декабря 1852 - 25 августа 1908) —

французский физик, лауреат Нобелевской премии по физике и один из первооткрывателей радиоактивности.
Беккерель родился в Париже в семье учёных, которая, считая его самого и его сына, дала четыре поколения учёных. Он получил научное образование в École Polytechnique и инженерное образование в École des Ponts et Chaussées. В 1892 г. он стал третьим человеком из их семьи, который возглавил кафедру физики в Muséum National d'Histoire Naturelle. В 1894 г. он стал главным инженером в управлении мостов и дорог.

БиографияАнтуан Анри Беккерель (15 декабря 1852 - 25 августа 1908) — французский физик, лауреат Нобелевской премии по

Слайд 23Становление в науке, открытия и главные работы
В 1896 г. Беккерель случайно

открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. Исследуя работу Рентгена, он завернул флюоресцирующий материал - уранилсульфат калия в непрозрачный материал вместе с фотопластинками, с тем, чтобы приготовиться к эксперименту, требующему яркого солнечного света. Однако ещё до осуществления эксперимента Беккерель обнаружил, что фотопластинки были полностью засвечены. Это открытие побудило Беккереля к исследованию спонтанного испускания ядерного излучения.
Изображение фотопластинки Беккереля, которая была засвечена излучением солей урана. Ясно видна тень металлического мальтийского креста, помещённого между пластинкой и солью урана.

Становление в науке, открытия и главные работыВ 1896 г. Беккерель случайно открыл радиоактивность во время работ по

Слайд 24Последние дни и след в истории
В 1908 году - году его

смерти - он был избран постоянным членом французской академии наук. Он умер в возрасте 55 лет в Ле-Круазик (Бретань).
В его честь названа единица радиоактивности в системе единиц СИ - беккерель (Bq). Также один кратер на Луне и один на Марсе названы в его честь.
Радиоактивность открыта в 1896 г. А. Беккерелем, который обнаружил проникающее излучение солей урана, действующее на фотоэмульсию. Беккерель установил, что интенсивность излучения определяется только количеством урана в препарате и совершенно не зависит от того, в какие соединения он входит. То есть это свойство присуще не соединениям, а химическому элементу — урану.

Последние дни и след в историиВ 1908 году - году его смерти - он был избран постоянным

Слайд 25Пьер и Мария Кюри
В 1898 г. Мария Кюри и Пьер Кюри

обнаружили радиоактивность тория, позднее ими были открыты полоний и радий.
Установлено, что радиоактивны все химические элементы с порядковым номером, большим 82 (то есть начиная с висмута), и многие более лёгкие элементы (прометий и технеций не имеют стабильных изотопов, а у некоторых элементов, таких как индий, калий или кальций, часть природных изотопов стабильны, другие же радиоактивны).
В 1903 г. Беккерель получил совместно с Пьером и Марией Кюри Нобелевскую премию по физике.

Пьер и Мария КюриВ 1898 г. Мария Кюри и Пьер Кюри обнаружили радиоактивность тория, позднее ими были

Слайд 26Эрнест Резерфорд
Одно из первых открытий Резерфорда заключалось в том, что радиоактивное

излучение урана состоит из двух различных компонентов, которые ученый назвал альфа- и бета-лучи. Позже он продемонстрировал природу каждого компонента (они состоят из быстродвижущихся частиц) и показал, что существует еще и третий компонент, который назвал гамма-лучами.
Важная черта радиоактивности - это связанная с ней энергия. Беккерель, супруги Кюри и множество других ученых считали энергию внешним источником. Но Резерфорд доказал, что данная энергия - которая намного мощнее, чем освобождаемая при химических реакциях, - исходит изнутри отдельных атомов урана! Этим он положил начало важной концепции атомной энергии.

Эрнест РезерфордОдно из первых открытий Резерфорда заключалось в том, что радиоактивное излучение урана состоит из двух различных

Слайд 27Виды излучения
Для медицинских целей используется два вида излучения, разные по механизму

воздействия, но имеющие конечный результат – ионизацию вещества.
Квантовое, имеющее глубокую проникающую способность и низкую плотность ионизации (это тормозное, включая и рентгеновское) и гамма-излучение.
Корпускулярное, проникающая способность которого зависит от массы и плотности ионизации частицы и её заряда. Это потоки частиц-электронов, протонов, нейтронов.

Виды излученияДля медицинских целей используется два вида излучения, разные по механизму воздействия, но имеющие конечный результат –

Слайд 28Повышение эффективности лучевой терапии сегодня возможно только через внедрение в практику

новейших высокотехнологичных методик, включая обновление парка исполнительного оборудования. В настоящее время ученые мира разработали и предложили к практическому применению суперсовременные аппараты, расширяющие возможности лучевых пособий онкологическим больным, полностью соответствующие ряду требований к устройствам проведения лучевой терапии.

Технологическая оснащенность радиологической службы

Повышение эффективности лучевой терапии сегодня возможно только через внедрение в практику новейших высокотехнологичных методик, включая обновление парка

Слайд 29Современные аппараты для лечения и диагностики онкозаболеваний
Рентгеновская компьютерная томография (РКТ)
Магнитно-резонансный томограф

(МРТ)
Ультразвуковая диагностика (УЗД)
Радионуклидная диагностика
ряд виртуальных симуляторов VSim

беспроводной гамма-детектор gamma Finder®II.
Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ)
информационно-управляющая радиологическая система LANTIS

Слайд 30Рентгеновская компьютерная томография (РКТ).

Работа РКТ основана на компьютерной обработке данных о степени поглощения рентгеновского излучения различными тканями. Получаемые изображения близки по своей анатомической сути топографическим срезам человеческого тела.

Рентгеновская компьютерная томография (РКТ).Заслуживает внимания современный спиральный компьютерный томограф, серии SOMATOM. Работа РКТ основана на компьютерной обработке

Слайд 31Магнитно-резонансный томограф (МРТ)
Принцип получения информации основан на регистрации радиоволн, излучаемых

намагниченными атомами водорода после воздействия на них внешнего радиоволнового сигнала (ядерно-магнитный резонанс). Последующая компьютерная обработка данных позволяет визуализировать на дисплее особенности ядерной структуры вещества и получить трехмерное изображение внутренних органов.

Магнитно-резонансный томограф (МРТ) Принцип получения информации основан на регистрации радиоволн, излучаемых намагниченными атомами водорода после воздействия на

Слайд 32Ультразвуковая диагностика (УЗД)
Физическая основа метода – получение компьютерной картины от

отраженного органами и тканями ультразвукового сигнала. В основе конструкции датчика – пьезоэлектрический эффект. Этот метод позволяет получить прямое изображение опухоли и изменения в прилежащих тканях в режиме реального времени. Одним из современных представителей является Voluson-730.

Ультразвуковая диагностика (УЗД) Физическая основа метода – получение компьютерной картины от отраженного органами и тканями ультразвукового сигнала.

Слайд 33Радионуклидная диагностика

становится источником излучения после введения в организм радиофармацевтического препарата, содержащего радионуклиды. Регистрируется изображение гамма-камерой. Основой работы камеры является сцинтилляционный кристалл и коллиматор. При поглощении гамма-излучения кристалл испускает свет, который преобразуется в электромагнитный сигнал с последующей компьютерной обработкой.

Радионуклидная диагностикаОснована на регистрации изображения от объектов, излучающих гамма-лучи. Изучаемый орган становится источником излучения после введения в

Слайд 34Важнейшим этапом планирования лучевого лечения является топометрия. На базе современного спирального

компьютерного томографа серии Somatom разработан ряд виртуальных симуляторов VSim для построения трёхмерной модели опухоли, определения её пространственного расположения и моделирования лучевой терапии.

Важнейшим этапом планирования лучевого лечения является топометрия. На базе современного спирального компьютерного томографа серии Somatom разработан ряд

Слайд 35На базе гамма-камеры работает беспроводной гамма-детектор gamma Finder®II. Этот аппарат во

время операции регистрирует скопление введенного «маркера» в «сторожевых узлах» по ходу лимфооттока от опухоли. Данное обследование позволит уточнить объем дальнейшего лечения.

На базе гамма-камеры работает беспроводной гамма-детектор gamma Finder®II. Этот аппарат во время операции регистрирует скопление введенного «маркера»

Слайд 36Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ)
Работа ПЭТ основана на использовании испускаемых радионуклидами заряженных

частиц. Испускаемый протон сразу реагирует с ближайшим электроном, преобразуясь в два гамма-фатона с последующей регистрацией этого процесса. Данный метод позволяет получить цветное изображение скрытых метаболических процессов в тканях на самых ранних стадиях. Точность ПЭТ-диагностики 80-95% (КТ – 50-68%). ПЭТ сегодня считается одним из самых высокотехнологичных методов диагностики.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) Работа ПЭТ основана на использовании испускаемых радионуклидами заряженных частиц. Испускаемый протон сразу реагирует с

Слайд 37Планирующие системы, использование которых позволяет на базе компьютерной техники преобразовать всю

полученную информацию о больном и опухоли и выработать оптимальный план лечения. Современная информационно-управляющая радиологическая система LANTIS – представитель подобного класса.

Планирующие системы, использование которых позволяет на базе компьютерной техники преобразовать всю полученную информацию о больном и опухоли

Слайд 38Основные требования к устройствам проведения лучевой терапии
Максимальная концентрация дозы излучения в

опухолевом очаге;
Возможность компьютерного моделирования;
Высокий уровень радиационной безопасности пациента и персонала.
Этим требованиям обязаны соответствовать современные аппараты для лечения онкозаболеваний.

Основные требования к устройствам проведения лучевой терапииМаксимальная концентрация дозы излучения в опухолевом очаге;Возможность компьютерного моделирования;Высокий уровень радиационной

Слайд 39Современные аппараты для лечения онкозаболеваний (продолжение)

Радиотерапевтический дистанционный ускорительный комплекс
Гамматерапевтический дистанционный комплекс
Гамматерапевтические

внутриполостные комплексы
Выводы о достижениях науки на сегодняшний день

Слайд 40Радиотерапевтический дистанционный ускорительный комплекс
Его важнейшие компоненты:
Линейный ускоритель электронов типа Clinac

2100 или Primus с мультилепестковым коллиматором;
Цифровой симулятор типа VSim, Acuity с томографической приставкой;
Анализатор дозного поля.

Радиотерапевтический дистанционный ускорительный комплекс Его важнейшие компоненты:Линейный ускоритель электронов типа Clinac 2100 или Primus с мультилепестковым коллиматором;Цифровой

Слайд 41Гамматерапевтический дистанционный комплекс
Включает:
Планирующую систему XloCE-3D.
Этот аппарат близок по параметрам пучка

к линейному ускорителю, но дешевле в производстве и эксплуатации.
Аппарат для дистанционной гамматерапии Theratron Eginox с мультилепестковым коллиматором (на базе изотопа Со-60, изготовленного с использованием уникальных технологий);

Гамматерапевтический дистанционный комплекс Включает:Планирующую систему XloCE-3D.Этот аппарат близок по параметрам пучка к линейному ускорителю, но дешевле в

Слайд 42Для контактной лучевой терапии предлагаются гамматерапевтические внутриполостные комплексы
включающие:
Аппарат для

внутриполостной лучевой терапии на базе Со-60 (АГАТ – ВУ) или Ir – 192 (Gammamed), или Cs 137 (фирмы Nucletron);
Рентгеновский аппарат типа С-дуга;
Брахитерапевтическую планирующую систему и комплект эндостатов.

Для контактной лучевой терапии предлагаются гамматерапевтические внутриполостные комплексы включающие: Аппарат для внутриполостной лучевой терапии на базе Со-60

Слайд 43Пройдя столетний исторический период своего развития, представленный современный парк радиотерапевтической аппаратуры

дает в руки врача-радиолога такое эффективное оружие, которое позволяет реально излечить больного от опухоли при минимальном повреждении окружающих тканей.

Выводы о достижениях науки на сегодняшний день

Пройдя столетний исторический период своего развития, представленный современный парк радиотерапевтической аппаратуры дает в руки врача-радиолога такое эффективное

Слайд 44Заключение

предлагает медицине сложнейшие устройства, внедрение которых в практическую деятельность позволит качественно улучшить диагностику и лечение злокачественных новообразований.
Болезни цивилизации, включая злокачественные опухоли, - это огромная плата человечества за достижения научно-технического прогресса. Онкозаболеваемость прогрессивно увеличивается. Не имея возможности на современном этапе предотвратить этот процесс, человек стремится уменьшить гибель людей, улучшая средства борьбы с этим недугом. Ядерная физика подарила миру лучевую терапию, давшую человечеству ещё один шанс выжить.

ЗаключениеЗа истекшие 100 лет радиология претерпела небывалый технический скачок. Сегодня наука предлагает медицине сложнейшие устройства, внедрение которых

Слайд 45Использованная литература
Ганцев Ш.Х. Онкология: Учебник / Ганцев Ш.Х. – М: Медицинское

информационное агентство, 2006.-448с.
Клинические рекомендации. Онкология (под редакцией акад. РАМН В.И. Чиссова). М.: ГЭОТАР, 2006 – 720с.
Кравец Б.Б., Яковлева Л.В., Барвитенко Н.Т. – Заболеавемость злокачественными образованиями и смертность от них в Воронежской области // Сборник научных трудов: Актуальные проблемы онкологии. – Воронеж – 1997г. – с13-19
Состояние онкологической службы Воронежской области (1997 – 2006гг.) / Чевардов Н.И., Кравец Б.Б., Родцевич О.А., Новицкая Т.А., Бельских В.М. – Воронеж, 2007. – 44с.
История становления онкологической службы в Воронежской области // Сборник научных трудов: Актуальные проблемы онкологии. – Воронеж – 1997г. – с3-9
Линденбратен Л.Д. Медицинская радиология: Учебник / Линденбратен Л.Д. – М: Медицина, 1996.-400с.
Интернет-страницы:
www.med.siemens.ru
www.msm.medical.ru
www.ami-tass.ru