Слайд 1«Удивительная Оптика»
тема: «Глаз как оптическая система. Зрительные иллюзии»
Учитель
физики ГКОШИ
Школы- интернат
Цагараева М.И.
Слайд 2Тип урока: интегрированный (физика – биология – информационные технологии) урок изучения
нового материала с элементами самостоятельной исследовательской работы.
Задачи урока:
рассмотреть строение и свойства глаза;
работу глаза как оптической системы;
объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов;
закрепить умение пользоваться ресурсами сети Интернет;
интегрировать и обобщать знания из различных областей знаний;
ставить вопросы и находить ответы;
Изучить зрительные иллюзии, почему возникают ошибки в зрительном восприятии.
Слайд 3Зрение
Строение глаза
Свойства глаза
Дефекты зрения
Оптические обманы
Зрение у животных
Слайд 4Зрачок - отверстие, которое «впускает» световые лучи внутрь глаза
Хрусталик – маленькая
двояковыпуклая линза
Сетчатка – воспринимает световые волны и преобразует их в электрические импульсы, которые попадают в головной мозг.
Слайд 5
Выпуклые линзы бывают:
Двояковыпуклые (1)
Плосковыпуклые (2)
Вогнуто-выпуклые (3)
Линза оптически прозрачное тело, ограниченное
двумя сферическими поверхностями
Вогнутые линзы бывают:
Двояковогнутые (4)
Плосковогнутые (5)
Выпукло-вогнутые (6)
Слайд 6Основные обозначения в линзе
Слайд 7Если предмет находится между фокусом и двойным фокусом, то изображение действительное,
обратное, увеличенное.
Слайд 8Если предмет находится между фокусом и оптическим центром, то изображение мнимое,
прямое, увеличенное.
Слайд 9Оптическую систему глаза можно рассматривать как собирающую линзу. Главную роль здесь
играет хрусталик.
Хрусталик - "естественная линза" глаза.
Линзы
Вогнутые
собирающие
Выпуклые
рассеивающие
Где F – фокусное расстояние.
Фокусное расстояние можно вычислить
с помощью формулы тонкой линзы :
1/F = 1/f + 1/d
Оптическая сила линзы:
D = 1/F.
Измеряется в диоптриях.
Слайд 10Если приходится слишком долго рассматривать предметы на близком расстоянии, хрусталик принимает
«меры предосторожности» - удлиняется, - и дальние предметы без очков уже не разглядеть (развивается близорукость).
У пожилых людей хрусталик становится более плоским, тогда трудно рассмотреть близкие предметы (развивается дальнозоркость).
Слайд 11Коррекция близорукости и дальнозоркости
Коррекция близорукости и дальнозоркости осуществляется посредством
подбора сферических линз.
Слайд 12Гигиена зрения.
1. Не рекомендуется читать в движущемся транспорте, так как………………..
2. Не
рекомендуется держать книги на расстоянии ближе 30 см, потому что
……………………………………………………………………………
3. Освещение должно падать слева, чтобы……………………………………….
4. В школьных мастерских при работе на станках, надевать защитные очки……………………………..
5. Не трогать глаза грязными руками, можно занести………………………
6. Очень вредное действие на зрение оказывает курение, алкоголь, наркотики. Они поражают……………………….что приводит к потере зрения.
Слайд 13Гигиена зрения.
1. Не рекомендуется читать в движущемся транспорте, так как постоянно
меняется кривизна хрусталика.
2. Не рекомендуется держать книги на расстоянии ближе 30 см, потому что мышечный аппарат глаза сильно напрягается.
3. Освещение должно падать слева, чтобы тень не падала на книгу.
4. В школьных мастерских при работе на станках, надевать защитные очки, так как инородные предметы могут попасть в глаза.
5. Не трогать глаза грязными руками, можно занести инфекцию.
6. Очень вредное действие на зрение оказывает курение, алкоголь, наркотики. Они поражают зрительный нерв, что приводит к потере зрения.
Слайд 14Оптические обманы
«Мы смотрим не глазами, а мозгом»,- говорят физиологи. Зрительные обманы
и иллюзии возникают из-за того, что, когда мы видим, то бессознательно рассуждаем, причём невольно вводим себя в заблуждение. Так что правильнее было бы говорить не об «обманах зрения», а об «обманах суждения».
Слайд 16Зрительные иллюзии
Оптические или зрительные иллюзии— ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью
или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа, а также физическими причинами. Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.
Слайд 17На рисунке изображено девять человек. Сможете ли вы найти их?
Слайд 18 Оптические иллюзии показывают, что не всегда можно верить тому, что видишь.
Слайд 20 Оптические иллюзии отражают наличие неочевидного в жизни — иллюзорный феномен.
Слайд 21 Игры с оптическими иллюзиями помогают изменять сознание. Мы хитростью заманиваем мозг
на новые уровни восприятия. Мы начинаем видеть то, чего нет.
Слайд 22Иллюзия движения
Одно и тоже вращающиеся изображение может вращаться в разные стороны,
или даже совершать колебательные движения.
Слайд 26Иллюзия восприятия света
Уже около ста лет известно, что когда на сетчатке
глаза возникает изображение, состоящее из светлых и тёмных областей, свет от ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки. Это явление называется оптической иррадиацией.
Слайд 27Принцип комнаты Эймса
Комната, придуманная Адельбертом Эймсом в 1946 году, представляет собой
пример трёхмерной оптической иллюзии. Комната спроектирована таким образом, что при взгляде спереди кажется обычной, с перпендикулярными стенами и потолком. На самом деле, форма комнаты представляет собой трапецию.
Слайд 31По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около
7-8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, спереди его оберегают веки. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя и пыли. Назначение слёз – смачивать поверхность глазного яблока, чтобы она не высохла. Слёзные желёзки за сутки вырабатывают до 1 мл слёз.
Знаете ли вы, что…
Слайд 32По статистике, женщины плачут в четыре раза чаще мужчин, но это
связано не с мужественностью или женственностью, а с содержанием гормона пролактина, который отвечает за выработку грудного молока и слёз.
Знаете ли вы, что…
Слайд 33Знаете ли вы, что…
В Византии, Персии, у древних славян замужние женщины
собирали слёзную жидкость в специальные сосуды и использовали для лечения ран.
Слайд 34Зрение у животных
У самого большого в мире животного (голубого кита) –
самые большие глаза: величиной с футбольный мяч, около 23 см в поперечнике.
У орла очень высокая острота зрения – он может увидеть зайца с высоты 3 км.
А знаете ли вы, что…
Слайд 35Вопросы на закрепление:
В каком случае хрусталик глаза делается более выпуклым: если
мы смотрим на близкие или далёкие предметы?
Какие линзы (собирающие или рассеивающие) в очках для близорукого глаза?
Вам дали очки. Как, не касаясь рукой линз очков, определить, для близоруких или для дальнозорких глаз они предназначены?
Какой оптический прибор по своему устройству наиболее похож на глаз человека?
Слайд 36Расчетные задачи
Имеются две линзы: собирающая с фокусным расстоянием F1=40 см и
рассеивающая с оптической силой D2= -7,5дптр. Чему равна оптическая сила этой системы линз?
Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F1= -20 см, а другая – оптическую силу D2=2дптр?
Какова оптическая система двух линз, если фокусное расстояние одной линзы F1=4 см, а оптическая сила другой – D2= -3дптр?
Оптическая сила одной из линз D1=1,25дптр, фокусное расстояние другой – F2= -200 мм. Какова оптическая сила системы этих линз?
Слайд 37Подведение итогов. Домашнее задание (обязательное – параграф учебника, по выбору –
сообщение-презентация на 3–4 слайда по темам "Интересные факты о зрении в животном мире" и "Оптические иллюзии").