Слайд 1Человеческий
глаз
как оптическая
система
Урок-семинар
Слайд 2Цель: представить строение глаза, особенности зрения,
недостатки зрения и способы их
исправления.
ГЛАЗ - оптический прибор,
который всегда с нами.
Слайд 3 Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение
дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: во время учебы, отдыха, работы.
Каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Слайд 4Глаз – орган зрения
Человек видит не глазами, а посредством
глаз, откуда информация передается через зрительный нерв в определенные области головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор, или зрительную систему.
Слайд 5Основные функции глаза:
оптическая система, проецирующая изображение;
система, воспринимающая и «кодирующая» полученную
информацию для головного мозга;
«обслуживающая» система жизнеобеспечения.
Слайд 7 Глаз человека имеет шарообразную форму. Диаметр глазного яблока около 2,5 см. Снаружи
глаз покрыт плотной непрозрачной оболочкой — склерой. Передняя часть склеры переходит в прозрачную роговую
оболочку – роговицу,
которая действует как
собирающая линза и
обеспечивает
75 % способности глаза
преломлять свет.
Слайд 8Оптическая система глаза
Свет, преломляясь в оптической системе глаза, дает
на сетчатке действительное, уменьшенное, обратное изображение рассматриваемого предмета.
Слайд 9Зачем нужны два глаза?
Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным
(то есть формировать трехмерное изображение). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв «правую часть» изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения – правую и левую – головной мозг соединяет воедино.
Можно различать, какой из предметов находится ближе, какой дальше от нас.
Увеличивается поле зрения.
Слайд 10Нормальный глаз
Нормальный глаз собирает параллельные лучи в точке, лежащей
на сетчатке глаза.
Слайд 11аккомодация
Аккомодация – это способность глаза приспосабливаться к четкому различению предметов, расположенных на
разных расстояниях от глаза. Аккомодация происходит путем изменения кривизны поверхностей хрусталика при помощи натяжения
или расслабления ресничного тела. Когда
ресничное тело натянуто, хрусталик растяги-
вается и его радиусы кривизны увеличиваются.
При уменьшении натяжения мышцы хрусталик
под действием упругих сил увеличивает свою
кривизну.
Слайд 12Проверка зрения
Зрение проверяют в кабинете врача-офтальмолога. Проверка зрения включает исследование способности различать
детали вблизи и на больших расстояниях, поля зрения (определение его дефектов) и возможности различать цвета. Остроту
зрения проверяют как на большом рас-
стоянии (зрение вдаль), так и отдельно
на близком расстоянии (зрение вблизи).
Для проверки остроты зрения вдаль
пациенту демонстрируют набор букв или
специальных символов различных
размеров.
Слайд 13миопия
Миопия – данное состояние часто называют близорукостью.
Она возникает, когда параллельные
лучи света, попадающие
в глаз, фокусируются перед сетчаткой.
Для получения четкого изображения перед роговицей
необходимо поместить вогнутую корригирующую линзу.
Слайд 14Причины близорукости
Избыточная оптическая сила глаза.
Удлинение глаза вдоль его оптической оси.
Слайд 15Исправление близорукости
Для исправления близорукости применяют очки с рассеивающими (вогнутыми)
линзами.
Слайд 16гиперметропия
Гиперметропия – это состояние обычно называют
дальнозоркостью. Оно возникает тогда, когда
параллель-
ные лучи света, попадающие в глаз, фокусируются за
сетчаткой. Для того чтобы добиться четкого изображения
при этом заболевании, требуется выпуклая
увеличительная линза.
Слайд 17Причины дальнозоркости
Понижение оптической силы глаза.
Уменьшение длины глаза вдоль его оптической оси.
Слайд 18Исправление дальнозоркости
Для исправления дальнозоркости применяют очки с собирающими (выпуклыми)
линзами.
Слайд 19пресбиопия
С возрастом глаза теряют способность к фокусировке. В связи с этим
становятся проблематичными действия, требующие тщательного рассмотрения объектов, например чтение. Хрусталик глаза становится менее эластичным и утрачивает способность производить достаточное увеличение. В таких ситуациях перед глазом необходимо поместить выпуклую линзу. Обычно людям, которые никогда не носили очки, коррекция для чтения становится нужна примерно в возрасте 45 лет.
Слайд 20астигматизм
Другие аномалии рефракции, такие как астигматизм, также требуют коррекции с помощью
линз. При этом заболевании сама роговица имеет неправильную форму - вместо сферической она становится плоской или эллиптической.
В данных случаях требуется ношение корригирующих очков с цилиндрической линзой определенной формы. Иногда деформация роговицы настолько выражена, что необходимой коррекции можно добиться только с помощью жесткой контактной линзы. Данное состояние известно как кератоконус.
Слайд 21Коррекция дальнозоркого и близорукого глаза с помощью очков.
Слайд 22профилактика
Для профилактики миопии можно
использовать лечебную и/или
расслабляющую гимнастику. Особенно
это
актуально для детей, так как до 18 лет глаз продолжает развиваться, и для людей, много времени проводящих за компьютером или перед
телевизором. Упражнения для глаз
достаточно просты: движения глаз вверх –
вниз, вправо – влево, вращения; смотреть
5 – 10 сек. на близкий предмет, а затем - .
на дальний предмет
Слайд 23Контактные линзы
Коррекция зрения при помощи контактных линз
также распространена во всем мире
и является
эффективным помощником для человека с плохим зрением. Контактные линзы в некоторых случаях имеют больше преимуществ перед очками. На сегодняшний день линзами пользуется более 10% населения. С каждым годом линзы совершенствуются, производятся из нового материала. Это
позволяет человеку с особым комфортом обладать
хороши м зрением и не пользоваться очками (на
отдыхе или при занятиях спортом).
Слайд 24Очки или линзы?
Преимущество контактных линз в том,
что при правильном их подборе значительно улучшается изображение на сетчатке глаза, расширяется поле и повышается острота зрения, восстанавливается бинокулярное зрение, стираются ограничения, вызванные ношением очков. Линзы позволяют вести более активный образ жизни. Но есть и неоспоримые недостатки: дороговизна, постоянное раздражение конъюнктивы глаза, потребность в частой смене линз и др.
Слайд 25Чем опасен компьютер для глаз?
Усталость глаз
Слезоточивость
Уменьшение ясности видения
Близорукость
Слайд 26Что влияет на глаза?
Компьютер испускает электромагнитное излучение, причём
из бытовых приборов по силе этого излучения с ПК могут сравниться разве что микроволновая печь или телевизор, однако в непосредственной близости с ними мы не проводим так много времени, а электромагнитное излучение уменьшается с увеличением расстояния от источника до объекта.
Слайд 27Как защитить свое зрение?
Использовать жидкокристаллический монитор
Использовать монитор с защитным покрытием
По возможности сократить время работы за компьютером и почаще прерывать работу
Позаботиться о равномерном использовании искусственного света
Делать зарядку для глаз
Слайд 28 Полностью задерживают губительные для глаз УФ-лучи и основную долю вредного
коротковолнового фиолетово-синего света
Повышают четкость и улучшают контрастность изображения
Способствуют активному восстановлению (релаксации) функционального состояния клеток тканей глаза, в том числе светочувствительных клеток, и замедляют процесс их старения
Без очков
В очках
Водительские очки
Слайд 29Без очков
В очках
Компьютерные очки рекомендуются людям любого возраста при
длительной работе за компьютером. Очки предназначены для защиты глаз от вредных излучений монитора в ультрафиолетовой и фиолетово-синей части спектра, воздействие которых усиливается при использовании освещения люминесцентных ламп.
Длительность работы с применением данных очков контролируется индивидуально и зависит только от состояния комфортности.
Компьютерные очки
Слайд 30Гигиена зрения
Читайте только при хорошем освещении.
При дневном свете рабочий стол должен
стоять так, чтобы окно находилось слева.
При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром.
Не следует смотреть телевизор слишком долго.
После каждых 40-45 минут работы на компьютере необходима пауза.
Слайд 31Зрение и правильное питание
Большое значение для хорошего зрения имеет
правильное питание, включающее достаточное количество витаминов, особенно D и A.
Витамин D содержится в таких продуктах, как говяжья и свиная печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло.
Витамином А наиболее богаты печень трески, говяжья и свиная печень, желток куриного яйца, сливки, сливочное масло. Каротин – вещество, из которого организм человека синтезирует витамин А – в больших количествах содержится в моркови, сладком перце, облепихе, шиповнике, зеленом луке, петрушке, щавеле, абрикосах, шпинате, салате.
Слайд 32Расстояние наилучшего зрения
Оптимальное расстояние при чтении и письме для
нормального глаза составляет около 25 см.
Статистика исследований
Дети страдают от необходимости носить очки, их общение со сверстниками затрудняется. Из каждых 100 детей примерно 90 рождаются с дальнозоркостью, 3 – с близорукостью, 7 – с нормальным зрением.
Слайд 34Специальные упражнения
для предупреждения болезни глаз
1. И.п. – стоя.
Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. (Облегчается зрительная работа на близком расстоянии.)
2. И.п. – сидя. Закрыть глаза, массировать веки круговыми движениями пальца. Повторить в течение 1 мин. Расслабляются мышцы, улучшается кровообращение век.
3. И.п. – стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем; медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10-12 раз.
Слайд 35Берегите богатство, которым
наградила вас природа!
Берегите зрение!!!
Все видеть, все
понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
М. Волошин