Презентация, доклад по физике на тему Физика фронту

Содержание

Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Ведь значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физика. Какой бы новый вид вооружения не создавался,

Слайд 1Физика фронта
Работу выполнила ученица 9 класса МБОУ»СОШ»с.Ахтуба:Еловикова Юлия

Физика фронтаРаботу выполнила ученица 9 класса МБОУ»СОШ»с.Ахтуба:Еловикова Юлия

Слайд 2Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей

занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Ведь значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физика. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы. Артиллерийское оружие учитывает законы движения тел - снарядов, сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель.
Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Ведь

Слайд 3Лавочкин Семён Алексеевич
Лавочкин Семен Алексеевич, советский авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР, генерал-майор инженерно-технической

службы, дважды Герой Социалистического Труда говорил:  "Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над своими чертежами... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним. Я знаю, что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, ... все мои знания и опыт ..., чтобы в день, когда два новых самолета - наш и вражеский - столкнулись в военном небе, наш оказался победителем" 
Лавочкин Семён АлексеевичЛавочкин Семен Алексеевич, советский авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР, генерал-майор инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда говорил: 

Слайд 4
ЛА-5 одномоторный истребитель созданный ОКБ-21 под руководством С.А.Лавочкина в1942 г. в г. Горьком. Самолёт представлял собой

одноместный моноплан, с закрытой кабиной, деревянным каркасом с матерчатой обшивкой и деревянными лонжеронами крыла.Первые Ла-5 стали поступать в строевые авиачасти во второй половине 1942 года. Лётчики быстро оценили новый самолёт как очень хороший, а техники были довольны отсутствием системы водяного охлаждения, которая причиняла много неудобств в полевых условиях.
ЛА-5 одномоторный истребитель созданный ОКБ-21 под руководством С.А.Лавочкина в1942 г. в г. Горьком. Самолёт представлял собой одноместный моноплан, с закрытой кабиной, деревянным

Слайд 5Боевое крещение Ла-5 получил под Сталинградом. Несмотря на то, что из

за отсутствия достаточного количества опытных пилотов потери были большие, Ла-5 сразу же хорошо зарекомендовал себя. Для немецких лётчиков появление нового самолета стало очень неприятной неожиданностью. После Сталинградской битвы Ла-5 перестал быть неожиданностью для немцев, самолёты этого типа стали появляться на всех участках советско-германского фронта.  Ла-5 принимали участие в боях с конца 1942 г. по лето 1943 г., после чего их заменили более совершенные варианты Ла-5Ф, Ла-5ФН и впоследствии Ла-7 . Хотя некоторые Ла-5 воевали и в 1944 г. Наиболее широко Ла-5 применялся во время Курской битвы. На самолёте Ла-5 летал знаменитый советский лётчик Алексей Маресьев, лишившийся ног и несмотря на это сумевший на протезах вернуться в боевую авиацию;
Боевое крещение Ла-5 получил под Сталинградом. Несмотря на то, что из за отсутствия достаточного количества опытных пилотов

Слайд 6В связи с применением боевой авиации, перед военными возникла задача обнаружения самолёта

и целеуказания, для последующего его уничтожения.Перед войной была разработана радиолокационная установка РУС-2 «Редут». Первый серийный импульсный радиолокатор в СССР.
Выпускался серийно с 1941 года. Самый массовый радиолокатор советского производства во Второй мировой войне.
В 1941-1945 годах произведено 607 штук.
Вся аппаратура системы располагалась на трёх автомобилях: одном ЗИС-6 и двухГАЗ-ААА. На ЗИС-6 располагалась передающяя станция: генератор на лампах ИГ-8мощностью 50 кВт с длиной волны 4 м (75 МГц) и модулятор на лампах Г-300. Фургон оператора с приёмной аппаратурой на ГАЗ-ААА при работе вращался синхронно вращению фургона передатчика на ЗИС-6.
Приёмная и передающая антенны идентичны - типа «волновой канал». Обнаруженные цели оператор наблюдал на экране ЭЛТ с горизонтальной развёрткой. Шкала была отградуирована до 100 км. Цели на экране выглядели белой узкой вертикальной полосой на тёмном фоне.
По характеру засветки импульса и его мерцанию определялось количество самолётов. На третьей автомашине находился электрогенератор на 40 кВт для питания всей системы.
РЛС способна определять дальность до цели, азимут и её скорость.
К 1943 году были созданы приставки к радиолокотору определяющие принадлежность самолёта (свой-чужой) и высоту полёта 
В связи с применением боевой авиации, перед военными возникла задача обнаружения самолёта и целеуказания, для последующего его уничтожения.Перед

Слайд 7Главным конструктором танка Т-34 стал Михаил Ильич Кошкин. Его биография характерна

для многих советских конструкторов: родился в бедной семье, рано начал работать, добровольцем вступил в красную Армию, участвовал в Гражданской войне. Михаил Кошкин работал на руководящих партийных должностях, по рекомендации обкома партии поступил в Ленинградский политехнический институт, окончил его в 1934 году. Затем работал в танковых КБ. Под его руководством разработаны советские танки А-20, А-32 и Т-34. К началу серийного выпуска Т-34 случилось несчастье. После долгой продолжительной болезни 26 сентября 1940 года Михаил Ильич Кошкин умер. Емй было всего 40 лет. Сказалась работа на износ, сильное переутомление от многолетнего напряженного труда. 
Главным конструктором танка Т-34 стал Михаил Ильич Кошкин. Его биография характерна для многих советских конструкторов: родился в

Слайд 8Катюши…

Катюши…

Слайд 9Впервые "Катюши" вступили в бой 14 июля 1941 г. в Белоруссии

(под Оршей) под командой капитана Флерова. У г. Орши, там, где батарея произвела первые залпы, установлен памятник, на котором застыла могучая «катюша», как символ постоянной готовности к ратному подвигу во имя свободы, независимости и счастья нашей Родины
Впервые

Слайд 10Созданию оружия предшествовала работа группы ученых и конструкторов: Н.И.Тихомирова, В.А.Артемьева, Б.С.Петропавловского,

Г.Э.Лангемака, И.Т.Клейменова и других. Для совершенствования оружия было создано конструкторское бюро во главе с В.П.Барминым. Применение нового оружия сулило немало выгод. Дело в том, что общий уровень развития военного дела, достигнутый к тому времени, предъявлял растущие требования к маневренности артиллерии и увеличению плотности огня. С этой целью совершенствовались обычные артиллерийские системы. Однако требовались и принципиально новые решения. Пуск снаряда за счет реактивного двигателя практически исключал действия силы отдачи, вследствие чего появлялась возможность значительно упростить и облегчить конструкцию лафета. Применение реактивного двигателя исключало также необходимость изготовления специальных стволов из высококачественной стали, экономия которой в условиях массового производства вооружения приобретала весьма важное значение. 
Созданию оружия предшествовала работа группы ученых и конструкторов: Н.И.Тихомирова, В.А.Артемьева, Б.С.Петропавловского, Г.Э.Лангемака, И.Т.Клейменова и других. Для совершенствования

Слайд 11Реактивная установка представляла собой ферму из 16 направляющих (8 балок), на

которой располагались 132-мм реактивные снаряды массой 42,5кг. Она монтировалась на трехосном грузовом автомобиле ЗИС-6.  За несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов (с каждой балки по 2 снаряда: один шел сверху, другой – снизу).Сравнительно небольшой вес и простота устройства направляющих полозьев для пуска реактивных снарядов обеспечивали их монтаж на автомобильных шасси повышенной проходимости, тракторах, танках, а также кораблях и даже на самолетах. Это обеспечивало высокую мобильность реактивной артиллерии. Но, пожалуй, главным было то, что простота устройства и сравнительно небольшой вес нового оружия открывали широкие возможности создания многозарядных боевых реактивных систем, способных вести стрельбу массированно, залпами, создавая высокую плотность огня

Реактивная установка представляла собой ферму из 16 направляющих (8 балок), на которой располагались 132-мм реактивные снаряды массой

Слайд 12Свой вклад в победу внёс Дегтярёв Василий Алексеевич. Он из семьи потомственного оружейника.

Еще подростком стал работать на заводе, где как раз осваивали производство новой винтовки конструктора С.И.Мосина. На воинской службе он попал в ружейную мастерскую стрелковой школы в Ораниенбауме (г. Ломоносов). Здесь он встретился с известным ученым-оружейником Н.М.Филатовым, познакомился с отечественными и зарубежными образцами огнестрельных механизмов. После службы вместе с конструктором В.Г.Федоровым принял участие в изготовлении его автоматической винтовки на Сестрорецком заводе.Первой самостоятельной работой В.А.Дегтярева стал разработанный им в 1916 г. карабин совершенно новой конструкции. В 1920-30 гг. он вооружает армию новыми пулеметами и автоматической винтовкой.
Бывшему тульскому оружейнику, ставшему доктором технических наук, было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он лауреат четырех Государственных премий СССР, награжден тремя орденами Ленина, орденами Суворова I и II степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. 
Свой вклад в победу внёс Дегтярёв Василий Алексеевич. Он из семьи потомственного оружейника. Еще подростком стал работать на заводе,

Слайд 13Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны наша армия была оснащена

противотанковым ружьем ПТР Дегтярева, новыми ручным, авиационным и танковым пулеметами, что сыграло исключительную роль в боеспособности наших войск 
Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны наша армия была оснащена противотанковым ружьем ПТР Дегтярева, новыми ручным,

Слайд 14Абрам Федорович Иоффе..
Абрам Федорович Иоффе — российский и советский физик, организатор науки,

обыкновенно именуемый «отцец советской физики», академик, вице-президент АН СССР, создатель научной школы, давшей многих выдающихся советских физиков,Иоффе специально для партизанских отрядов разработал термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков

Абрам Федорович Иоффе..Абрам Федорович Иоффе — российский и советский физик, организатор науки, обыкновенно именуемый «отцец советской физики», академик, вице-президент АН

Слайд 15Термоэлектрогенератор состоял из нескольких термоэлементов, крепившихся к дну солдатского котелка. В

котелок наливалась вода, и он ставился на костер. Вода определяла температуру одних спаев, а температуру других "задавало" пламя костра, нагревающее дно котелка. Перепада температур в таком случае в 250-300 градусов хватало для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан. 
Термоэлектрогенератор состоял из нескольких термоэлементов, крепившихся к дну солдатского котелка. В котелок наливалась вода, и он ставился

Слайд 16Пётр Леонидович Капица
Пётр Леони́дович Капи́ца — инженер, физик, академик АН СССР,

член Президиума АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Нобелевской премии по физике (1978) за фундаментальные открытия и изобретения в области физики низких температур. Дважды лауреат Сталинской премии (1941, 1943). Награждён большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова АН СССР. Один из основателей Московского физико-технического института. 
Пётр Леонидович КапицаПётр Леони́дович Капи́ца — инженер, физик, академик АН СССР, член Президиума АН СССР, дважды Герой Социалистического

Слайд 18Сергей Иванович Вавилов
Сергей Иванович Вавилов (1891—1951), основатель отечественной научной школы физической

оптики, академик (1932) и президент (с 1945) АН СССР. Фундаментальные труды по физической оптике, главным образом по люминесценции и её практическому применению. Под руководством Вавилова открыто излучение Черенкова—Вавилова. Труды по философии естествознания и истории науки. Популяризатор науки. Первый председатель правления Всесоюзного общества «Знание» (с 1947), главный редактор Большой Советской Энциклопедии (с 1949). Государственная премия СССР (1943, 1946, 1951, 1952 посмертно). 
Сергей Иванович ВавиловСергей Иванович Вавилов (1891—1951), основатель отечественной научной школы физической оптики, академик (1932) и президент (с 1945)

Слайд 19Во время Великой Отечественной войны Физический институт Академии Наук СССР, руководителем

которого был Вавилов С. И., был эвакуирован в Казань. Ученые занимались оптическими прицелами для артиллерийской стрельбы и бомбометания, перископами и другой военной техникой 
Во время Великой Отечественной войны Физический институт Академии Наук СССР, руководителем которого был Вавилов С. И., был

Слайд 20Военный флот в годы второй мировой войны
В количественном отношении ВМФ к

началу войны насчитывал 3 линкора, 7 крейсеров, 54 эсминца, 212 подводных лодок, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 87 торпедных катеров, 2800 самолётов морской авиации, 260 батарей береговой артиллерии. Флот располагал кораблями с мощным артиллерийским, торпедным и другим вооружением. Корабли были оснащены совершенными по тому времени радиотехническими средствами. В целом, флот был подготовлен к обеспечению действий в сложных условиях войны.
Военный флот в годы второй мировой войны В количественном отношении ВМФ к началу войны насчитывал 3 линкора,

Слайд 21Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего

флота неожиданным мощным ударом, а другую – “запереть” на морских базах с помощью различного типа мин и уничтожать постепенно. Уже с 18 июня гитлеровцы приступили к установке минных заграждений практически во всех бухтах и заливах и, тем самым, создали реальную угрозу уничтожения нашего флота. Но удалось обнаружить, что мины – магнитные, то есть, такие, которые срабатывают под действием магнитного поля проходящего корабля.
Намагничивание появляется у корпуса корабля и всех ферромагнитных материалов на нём во время его постройки или длительной стоянки. Корабль становится постоянным магнитом. Но у корабля есть и магнитное поле, полученное под действием магнитного поля Земли. Оно непрерывно изменяется с изменением магнитного поля Земли и может исчезнуть, если магнитное поле Земли в точке нахождения корабля равно нулю. Так корабль получает собственные магнитные поля. Постоянное магнитное поле снимается на специальных береговых стендах, а намагничивание, полученное в результате действия магнитного поля Земли, компенсируется с помощью размагничивающего устройства, установленного на самом корабле.

Готовясь к войне с СССР, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего флота неожиданным мощным ударом, а другую

Слайд 22Корабли с намагниченным корпусом притягивают плавающие металлические предметы, и ими могут

стать и морские мины. Первые неконтактные магнитные мины появились ещё в 1919 году. В таких минах железная стрелка поворачивалась под влиянием магнитного поля плывущего неподалёку корабля и замыкала контакты взрывателя. Для таких мин даже не нужно было касания корпуса корабля. Первые удачные опыты по размагничиванию судов были проведены нашими учёными в 1937 году в Кронштадте, а в 1939 году было осуществлено успешное плавание размагниченного корабля “Выборного” над магнитными минами в Онежском озере.
Новые электромагнитные мины, сконструированные гитлеровцами, являлись грозным оружием на первом этапе войны. Помочь флоту могла только квалифицированная научная сила, и эта помощь пришла. Был создан обмоточный метод размагничивания судов. Заключался он в следующем. На палубе прокладывали или подвешивали с наружной стороны бортов большую петлю из специального кабеля, по которой пропускали электрический ток. Этот ток создавал вокруг корабля магнитное поле противоположного направления по отношению к собственному магнитному полю корабля. В результате этого общее магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины.

Корабли с намагниченным корпусом притягивают плавающие металлические предметы, и ими могут стать и морские мины. Первые неконтактные

Слайд 23Был создан и безобмоточный метод размагничивания. Корабль подходил к станции размагничивания,

принимал переданный с неё кабель-виток. Через него с помощью аккумуляторной батареи пропускался ток большой силы, намагничивающий борта корабля против собственного магнитного поля. В результате корабль становился магнитонейтральным, причём, очень устойчиво. Так защищали от магнитных мин подводные лодки. Размагничивание подводных лодок в обязательном порядке проводилось перед выходом их в море. Каждая лодка имела специальный паспорт, в котором отмечалось состояние её магнитного поля. Размагничивание спасло от гибели не одну подводную лодку.
В процессе этих работ были спасены сотни кораблей и многие тысячи жизней, сформировалась целая плеяда высококвалифицированных учёных. Вот имена некоторых из них: А.П. Александров, И.В. Курчатов, В.Р. Регель, Б.А. Гаев, П.Г. Степанов, В.М. Тучкевич, Б.Е. Годзевич, И.В. Климов, В.В.Иванов, В.Т.Гузеев, А.Д.Ронинсов, А.В.Найденов, А.В.Максимов, Л.К.Дубинин и многие другие.

Был создан и безобмоточный метод размагничивания. Корабль подходил к станции размагничивания, принимал переданный с неё кабель-виток. Через

Слайд 24Стальные крылья родины
Чтобы подняться в воздух, самолетам требуется развить колоссальную мощность.

Двигатели самолетов создают тягу, толкающую их вперед, в то время как особая форма корпуса и крыльев помогает им подниматься кверху. Сила тяжести тянет самолеты вниз, как и любые другие тела. Однако самолетам удается удерживаться в воздухе именно благодаря воздействию самого воздуха. Обычно воздух давит на тело со всех сторон, но если он движется, то давит сильнее, чем воздух, который движется быстро.
Стальные крылья родиныЧтобы подняться в воздух, самолетам требуется развить колоссальную мощность. Двигатели самолетов создают тягу, толкающую их

Слайд 25Крылья самолета имеют особую форму, заставляющую воздух двигаться под ними медленнее,

чем над ними. Когда самолет достигает определенной скорости, “медленный” воздух под его крыльями начинает давить на них сильнее, чем тот, что над ним — и самолет поднимается к небу. Возникающая при этом сила называется подъемной.
При выстреле из ружья стрелок ощущает отдачу — толчок приклада в плечо. Эта сила действует на приклад ружья очень короткое время — около 0,002 сек. Но на станок пулемета эта сила действует почти постоянно, пока пули вылетают из ствола. Также и летательный аппарат может получать постоянную подъемную силу, если он беспрерывно отбрасывает воздух вниз. Именно дли этого и нужны самолету крылья. Если крыло двигается горизонтально и при этом поставлено под углом к направлению движения (этот угол называется углом атаки), оно отбрасывает встречный воздух вниз и тем самым создает подъемную силу, направленную вверх.
С началом войны связан величайший в истории поединок воздушных армий.
Утром 22 июня 1941 года, приступив к выполнению приказа о налётах на военные объекты и мирные города Советского Союза, фашистские лётчики не подозревали, как ошиблось немецкое командование в оценке советской авиации, как быстро оправится она от, казалось бы, смертельного удара и какая страшная участь ожидает их “непобедимый” воздушный флот. Уже в первые часы боевых действий, столкнувшись с сильным сопротивлением, фашисты убедились, что русские располагают новейшими самолётами всех назначений.
В ходе войны советская авиационная техника совершенствовалась, причём, небывало быстрыми темпами. Нужно было добиться количественного превосходства над воздушным флотом врага и иметь качественно лучшую технику. Требовалось увеличить высоту полёта, скорости подъёма и движения, маневренность машин, их огневую мощь, уменьшить посадочную скорость.

Крылья самолета имеют особую форму, заставляющую воздух двигаться под ними медленнее, чем над ними. Когда самолет достигает

Слайд 26Была создана методика расчёта сил трения, учитывающая сжимаемость воздуха при большой

скорости движения в нём обтекаемого тела. Выяснили природу появления волнового сопротивления, которое возникало из-за образования на обтекаемой поверхности скачков уплотнения воздуха и их роста при увеличении скорости. Нашли причину очень сложного и такого опасного явления как возникновение колебаний с большой амплитудой у крыльев и оперения, которое приводило к разрушению машины. Группа учёных предложила методы расчёта самолёта на прочность при использовании смешанных конструкций – металлического каркаса и тонкостенной фанерной обшивки, что позволило создавать надёжные и лёгкие машины. В декабре 1942 года в строй вошла аэродинамическая труба – уникальное инженерное сооружение для проведения важнейших экспериментов. Всё это обеспечивало создание первоклассных новых боевых машин.
Была создана методика расчёта сил трения, учитывающая сжимаемость воздуха при большой скорости движения в нём обтекаемого тела.

Слайд 27Як-3 – самый лёгкий и маневренный истребитель второй мировой войны, сконструирован

в 1943 году конструктором А.С. Яковлевым; его взлётная масса была равна 2650 кг, высота полёта почти 12 км, для подъёма на 5 км ему требовалось всего 246 секунд.
Як-3 – самый лёгкий и маневренный истребитель второй мировой войны, сконструирован в 1943 году конструктором А.С. Яковлевым;

Слайд 28Штурмовик Ил-2, созданный С.В. Ильюшиным во второй половине 1942 года, развивал

скорость до 430 км/ч, имел крупнокалиберный пулемёт, а хвостовая часть была защищена стрелковой установкой. Фашисты прозвали его “чёрной смертью”.

Штурмовик Ил-2, созданный С.В. Ильюшиным во второй половине 1942 года, развивал скорость до 430 км/ч, имел крупнокалиберный

Слайд 29В 1942 году вдруг обнаружилось, что бомбардировщик Ту-2 не развивает на

высоте 5000 м требуемую скорость. Разгорелся скандал. Шла война, фронт требовал самолёты, а военные отказывались их принимать. Просидев всю ночь, Андрей Николаевич Туполев нашёл причину. Причина была в магнето – магнитоэлектрическом генераторе переменного тока, создающем электрический разряд между электродами свечи зажигания для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания. Магнето испытывали в барокамере с разрежением, соответствующем высоте 5000 м, а свечи двигателя – на стенде при комнатных температуре и давлении
В 1942 году вдруг обнаружилось, что бомбардировщик Ту-2 не развивает на высоте 5000 м требуемую скорость. Разгорелся

Слайд 30 Уже на шестой день были выработаны магнето, в паспортах которых было

написано: “гарантируют надёжную работу на всех высотах самолётов Ту-2”, а ниже стояли подписи академика Виктора Сергеевича Кулебакина и главного конструктора Андрея Николаевича Туполева. Через 30 минут после начала испытаний в динамике зазвучал голос лётчика: “Всё в порядке! Заданную скорость получил и даже превысил!” Радиограмма пришла с высоты 6000 м. Через три дня авиазавод уже отправил первую партию Ту-2 на фронт.
 Уже на шестой день были выработаны магнето, в паспортах которых было написано: “гарантируют надёжную работу на всех

Слайд 31Доработанный пикирующий бомбардировщик Ту-2, созданный в конструкторском бюро А.Н. Туполева, имел

два мощных двигателя, потолок полёта 9,5 км и дальность 2100 км, развивал скорость до 570 км/ч, его бомбовая нагрузка составляла 1000 кг. А специальное оборудование позволяло сбрасывать бомбы при разных режимах полёта – по горизонтали и пикировании.
Но успехи отечественного самолётостроения были бы невозможны без достижений специалистов самого разного профиля. Творческая деятельность учёных и конструкторов дала свои результаты: во время войны скорость советских истребителей возросла на 25 %, дальность полёта – на 300 %, скороподъёмность более чем на 200 %, калибр оружия увеличился с 20 до 37 и 45 мм; за четыре военных года в серийное производство было запущено 25 новых типов самолётов!
На завершающем этапе войны количественное и качественное превосходство нашей авиации было уже абсолютным – в небе уничтожался любой самолёт врага! И в этом – героическая заслуга советских учёных, конструкторов и инженеров.

Доработанный пикирующий бомбардировщик Ту-2, созданный в конструкторском бюро А.Н. Туполева, имел два мощных двигателя, потолок полёта 9,5

Слайд 32Физика в тылу…
А в тылу люди варили сталь, точили снаряды, строили

танки и самолёты, ковали оружие победы. И среди них были учёные и конструкторы. Это благодаря их знаниям и полёту творческой мысли в кратчайшие сроки рождались проекты новой боевой техники, непрерывно совершенствовалось производство, выполняющее заказы фронта.
Физика в тылу…А в тылу люди варили сталь, точили снаряды, строили танки и самолёты, ковали оружие победы.

Слайд 33Один из немецких генералов писал: “русские имели то преимущество, что при

производстве вооружения и боеприпасов ими учитывались все особенности ведения войны в России, и максимально обеспечивалась простота технологии”.
Для изготовления самолётов, танков, боеприпасов требовалось много жидкого кислорода. Академик Пётр Леонидович Капица создал проект кислородной установки, в которой сжатый воздух разделялся на две составляющие – азот и кислород – путём расширения при низкой температуре. Для действия этой установки требовалось сжатие воздуха всего лишь до 4,5-6 атмосфер вместо обычных 15-20, а производительность превышала прежние установки в 4-6 раз.
Академик В. А. Трапезников разработал автомат для точного развешивания пороха, которым наполнялись гильзы снарядов, он заменял 16 рабочих. А его автомат для обмера гильз заменял 30 человек.
Оптические методы контроля продукции, предложенные физиками и внедрённые на десятках оборонных заводов, сокращали время на контроль в 25 раз, а расход реактивов – в 20 раз.
Эвакуированные из Ленинграда учёные Государственного оптического института разработали методы светомаскировки военных объектов, новые образцы дальномеров, стереотруб, объективов.
В Казани под руководством Сергея Ивановича Вавилова велись работы по изготовлению люминесцентных светосоставов для нанесения на шкалы приборов военных самолётов; был налажен выпуск люминесцентных ламп для подводных лодок.
Радиолокационная установка “Радуга” конструкции Николая Михайловича Шахмаева – будущего автора одного из учебников физики, и группы учёных Ленинградского физико-технического института, позволяла обнаруживать самолёт на больших расстояниях. Упрощение установки позволило передавать и принимать сигналы с помощью одной антенны.

Один из немецких генералов писал: “русские имели то преимущество, что при производстве вооружения и боеприпасов ими учитывались

Слайд 35До сих пор многие фронтовики благодарны безымянному изобретателю бани, которая умещалась

под плащ-палаткой, натянутой на колья. Это была обычная железная бочка, в которую над основным дном вварили второе дно. Между двумя днищами прорезали отверстие, в которое клали дрова, а в бочку наливали воду. Через 10-15 минут несколько вёдер горячей воды были готовы. Как же это простое изобретение выручало лишенных всяческих нормальных человеческих удобств бойцов на передовой!

До сих пор многие фронтовики благодарны безымянному изобретателю бани, которая умещалась под плащ-палаткой, натянутой на колья. Это

Слайд 36Куда мне от памяти деться? Она мне заснуть не даёт. И в

памяти взрослого детство военной дорогой идёт.  Качается низкое небо, дымится холодный рассвет. И падает, вскрикнув нелепо, мальчишка семнадцати лет. Ни камня, ни бронзы, ни меди. Годам потеряется счёт. Но писарь на службу к Победе навечно его занесёт. О, память, как ты молчалива, строга и исполнена сил! Печально склоняется ива у братских солдатских могил. Мне верится. Хочется верить вот в этот спокойный рассвет. Живое и сущее мерить мальчишкой, которого нет. Над жизнью – суровой и грубой во имя победного дня –  Улыбкой его белозубой, навек озарившей меня.
Куда мне от памяти деться? Она мне заснуть не даёт. И в памяти взрослого детство военной дорогой

Слайд 37Используемые ресурсы:
1. Таборко В. Летопись Великой Отечественной войны. Москва, 1985 г.
2,

Александров А.П. Славный путь советской науки. Техника – молодёжи, 1983 г.
3. Материалы журналов “Физика в школе”.
4. http://weapons-of-war.ucoz.ru/publ/39
5. http://lori.ru/catalogue/139?fullbacktrace=1&page=766
6. http://svgklan.ucoz.ru/forum/9-206-1
7. http://www.pomnite-nas.ru/mshow.php?mshowPage=15
8. http://www.victory.mil.ru/lib/reel/01/042.jpg
9. http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=119
10. http://rj.foto.radikal.ru/0708/f0/8b1a81c3c90d.jpg
11. http://www.diorama.ru/_img/content//gallery/571/photo.jpg
12. http://dic.academic.ru/pictures/bse/gif/0255468986.gif
13. http://www.rcdesign.ru/var/rcd/storage/images/articles/avia/wings_profil
14.http://images.google.com/imgres?imgurl=http://www.aviation.ru/aon/1999/499/3_2499.gif&imgrefurl=http://w
15. http://sovnarkom.ru/BOOKS/MUHIN/VOINA_2/IMAGES/titul1.jpg
16. http://www.commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/images/1917

Используемые ресурсы:1. Таборко В. Летопись Великой Отечественной войны. Москва, 1985 г.2, Александров А.П. Славный путь советской науки.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть