Презентация, доклад по физике на тему Физический эксперимент в учебном процессе

Содержание

Использование физического эксперимента – важнейшее условие эффективности учебного процесса. Эксперимент является основой принципа наглядности, базой для формирования практических умений, способом отражения экспериментального характера физической науки.Вместе с тем образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного

Слайд 1Доклад по теме:
Физический эксперимент в учебном процессе

Доклад по теме:Физический эксперимент в учебном процессе

Слайд 2Использование физического эксперимента – важнейшее условие эффективности учебного процесса. Эксперимент является

основой принципа наглядности, базой для формирования практических умений, способом отражения экспериментального характера физической науки.
Вместе с тем образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной деятельности учащихся. Это принципиально изменяет роль, место и функции эксперимента в организации учебного процесса сравнительно с отмеченными выше его функциями: эксперимент – не только средство обучения, но и основа для освоения учащимися естественнонаучного метода познания в единстве его экспериментальной и теоретической компонент. Для этого необходимо организовать такие виды деятельности, как наблюдение и объяснение физических явлений, проведение экспериментальных исследований.
Оборудование, позволяет создать в кабинете физики образовательного учреждения, систему экспериментальных средств обучения в соответствии с реализуемыми уровнем и профилем изучения физики.
Использование физического эксперимента – важнейшее условие эффективности учебного процесса. Эксперимент является основой принципа наглядности, базой для формирования

Слайд 3К настоящему времени сложилась следующая структура школьного физического образования. В основной

школе изучаются элементы базовых для физики как учебного предмета теорий, средняя (полная) школа становится профильной, при изучении физики в учреждениях начального профессионального образования выделяются профессионально-значимые элементы учебного материала.
Универсальные комплекты, основой которой являются современные средства измерения, радикальным образом уменьшают трудовые и временные затраты учителя при подготовке демонстрационных опытов и при организации самостоятельного эксперимента. Использование современной измерительной техники позволяет реализовать ранее недоступные эксперименты либо такие, которые требовали больших затрат времени и сил и незаурядного экспериментального мастерства учителя физики.
Очень важен и воспитательный аспект обновления измерительного комплекса кабинета физики: теперь он в значительной степени соответствует миру техники, в котором живут учащиеся.
К настоящему времени сложилась следующая структура школьного физического образования. В основной школе изучаются элементы базовых для физики

Слайд 4Задачей самостоятельного эксперимента является не только формирование практических умений, но и

освоение и понимание сущности метода естественнонаучного познания. Уровень освоения данного метода определяется в образовательном стандарте конкретными требованиями.
Экспериментальные умения, которые должны приобрести ученики, можно разделить на два типа.
К первому типу могут быть отнесены умения по прямому и косвенному измерениям следующих физических величин:
основная школа: масса, объём, сила (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, сила тока, напряжение, плотность, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы;
средняя (полная) школа: ускорение свободного падения, коэффициент трения скольжения, жёсткость пружины, удельная теплоёмкость вещества, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, удельное сопротивление проводника, показатель преломления, фокусное расстояние и оптическая сила собирающей линзы, длина световой волны.

Задачей самостоятельного эксперимента является не только формирование практических умений, но и освоение и понимание сущности метода естественнонаучного

Слайд 5Второй тип умений – это общеучебные умения: построение графиков, планирование эксперимента,

проведение исследований эмпирических закономерностей и т. д.
Лабораторное оборудование позволяет реализовать все эксперименты, составляющие ядро метода научного познания окружающего мира, а также эксперименты, составляющие вариативную часть, определяемую профилями средней (полной) школы и профессионально значимыми элементами экспериментальных умений, формируемых в учреждениях начального профессионального образования.

Второй тип умений – это общеучебные умения: построение графиков, планирование эксперимента, проведение исследований эмпирических закономерностей и т.

Слайд 6 Универсальный комплект для основной, средней (полной) школы и учреждений начального профессионального

образования.

Комплект разработан в соответствии с блочно – тематическим принципом и представлен наборами: «Механика», «Молекулярная теория и термодинамика», «Электричество», «Оптика». Оборудование комплекта соответствует примерным программам основного и среднего (полного) образования. Универсальный комплект имеет гриф «Рекомендовано МО РФ».
На базе комплекта разработана «ЕГЭ – лаборатория», а также задания по фотографии для контрольно – измерительных материалов ЕГЭ по физике. Поэтому использование комплекта обеспечивает оптимальные условия для подготовки выпускников к итоговой аттестации.

Универсальный комплект для основной, средней (полной) школы и учреждений начального профессионального образования. Комплект разработан в соответствии

Слайд 7Набор лабораторный «Механика»
предназначен для проведения лабораторных работ по различным разделам механики,

проведения работ практикума, а также решения экспериментальных задач.
Этот набор используется для проведения следующих работ: градуирование пружины и измерение сил динамометром; измерение силы трения скольжения; выяснение условия равновесия рычага; изучения устройства подвижного и неподвижного блоков; определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости; изучение «золотого правила» механики; измерение скорости неравномерного движения; исследование зависимости скорости равноускоренного движения от времени; измерение ускорения движения тела; исследование зависимости перемещения от времени при равноускоренном движении; проверка соотношений перемещений при равноускоренном движении; исследование движения тела под действием нескольких сил; измерение жёсткости пружины; измерение коэффициента трения скольжения; изучение движения тела, брошенного горизонтально; определение ускорения тела на основе второго закона Ньютона; изучение равновесия тел под действием нескольких сил; изучение закона сохранения механической энергии; измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Набор лабораторный «Механика»предназначен для проведения лабораторных работ по различным разделам механики, проведения работ практикума, а также решения

Слайд 8Набор составляют следующие элементы и устройства:

направляющая рейка;


2) каретка;
3) электронный секундомер с двумя датчикам;
4) рычаг с осью;
5) крючок (2 шт.);
6) коврик из пористого пластика;
7) штатив (основание, стойка, муфта);
8) подвижный блок;
9) неподвижный блок;
10) груз (4 шт.);
11) стальной шарик;
12) бумага копировальная;
13) нить;
14) динамометр;
Набор составляют следующие элементы и устройства:направляющая рейка;

Слайд 10Для выполнения некоторых опытов необходим динамометр с пределом измерения 1 Н.

Для выполнения некоторых опытов необходим динамометр с пределом измерения 1 Н.

Слайд 11Принципиально новым, отличающим набор «Механика» от существующего в настоящее время лабораторного

оборудования для механики, является применение электронного секундомера, включаемого и выключаемого с помощью двух датчиков магнитоуправляемыми контактами. Электронный секундомер является первым в серии измерительных приборов, которые выпускаются с использованием самых современных технологий и имеет единый стиль внешнего оформления. Основные элементы набора лабораторного «Механика» изготовлены из цветного пластика с применением литьевых технологий.
Принципиально новым, отличающим набор «Механика» от существующего в настоящее время лабораторного оборудования для механики, является применение электронного

Слайд 12При выполнении экспериментального задания, например измерении промежутка времени, затраченного телом на

движение между двумя определёнными точками траектории, ученик подключает к секундомеру разъём, к которому подходят кабели от обоих датчиков, и, пользуясь линейкой на направляющей рейке, устанавливает датчики в интересующие его точки. Прохождение каретки, в боковую поверхность которой вмонтирован магнит, мимо первого датчика включает секундомер, а замыкание контакта второго датчика останавливает счёт времени, и, таким образом, интервал времени движения оказывается измеренным с погрешностью 0,01.

При выполнении экспериментального задания, например измерении промежутка времени, затраченного телом на движение между двумя определёнными точками траектории,

Слайд 13Набор лабораторный «Молекулярная физика»
предназначен для проведения лабораторных работ при изучении тепловых

явлений, свойств газов, жидкостей и твёрдых тел, проведения работ практикума и решения экспериментальных задач.
Этот набор используется для проведения следующих работ:
Определение плотности вещества; определение количества теплоты переданного телу; определение количества переданной теплоты при смешении воды разной температуры; сравнение удельной теплоёмкости различных веществ; исследование изотермического, изобарного и изохорного процессов; наблюдение образования кристаллов; наблюдение плавления кристаллического тела; исследование свойств переохлаждённой жидкости; наблюдение плавления аморфного тела; наблюдение за понижением температуры испаряющей жидкости.
Набор лабораторный «Молекулярная физика» предназначен для проведения лабораторных работ при изучении тепловых явлений, свойств газов, жидкостей и

Слайд 14Набор составляют следующие элементы и устройства:
термометр (0С до 100С);
набор для исследования

изопроцессов в газах;
калориметр;
набор калориметрических тел (стальное,алюминиевое);
пробирка;
пробирка с кристаллическим веществом;
пробирка с аморфным веществом;
пакетик с натриевой солью;
цилиндр мерный (мензурка);
10)лента измерительная;

Набор составляют следующие элементы и устройства:термометр (0С до 100С);набор для исследования изопроцессов в газах;калориметр;набор калориметрических тел (стальное,алюминиевое);пробирка;пробирка

Слайд 15Для выполнения опытов необходимы: штатив лабораторный, источник постоянного и переменного тока.


Для выполнения опытов необходимы: штатив лабораторный, источник постоянного и переменного тока.

Слайд 16Набор лабораторный «Молекулярная теория и термодинамика» отличается от аналогов по ряду

позиций. Принципиально новым является применение для изучения изопроцессов прямых способов измерения объёма газа и избыточного над атмосферным давления газа с использованием стрелочного манометра. Это позволило избавиться от использования жидкости при изучении газовых законов, обеспечить необходимую точность выполнения экспериментов.
Набор позволяет провести ряд опытов при введении понятия температуры: градуирование термометра; наблюдение процесса установления состояния теплового равновесия.
Набор лабораторный «Молекулярная теория и термодинамика» отличается от аналогов по ряду позиций. Принципиально новым является применение для

Слайд 17Набор «Электричество»
предназначен для проведения лабораторных работ по темам «Законы постоянного тока»,

«Электромагнитные явления» и решения экспериментальных задач.
Этот набор используется для проведения следующих лабораторных работ: сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках; измерение напряжения на различных участках электрической цепи; регулирование силы тока переменным резистором; наблюдение химического действия электрического тока; сборка гальванического элемента и его испытание; исследование зависимости силы тока на участке цепи от приложенного напряжения; исследование зависимости силы тока на участке цепи от сопротивления участка; измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра; измерение мощности и работы тока в электрической лампе; изучение магнитного поля постоянного магнита; изучение электродвигателя постоянного тока; измерение КПД электродвигателя; измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока; определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока графическим методом; измерение удельного сопротивления проводника; изучение последовательного и параллельного сопротивления проводников; определение заряда электрона; наблюдение действия магнитного поля на ток; изучение явления электромагнитной индукции.
Набор «Электричество»предназначен для проведения лабораторных работ по темам «Законы постоянного тока», «Электромагнитные явления» и решения экспериментальных задач.Этот

Слайд 18Набор составляют следующие элементы и устройств:

1) ключ – выключатель;


2) прямоугольная кювета из прозрачного полистирола и съёмные электроды из меди (2 шт.) и оцинкованного железа (1 шт.);
3) низковольтная лампа накаливания 3,5 В 0,25 А;
4) проволочные резисторы номиналом 12 Ом (R1) и 6 Ом (R2);
5) переменный проволочный резистор 10 Ом с открытым токосъёмным механизмом (потенциометр);
6) электродвигатель постоянного тока с закреплённым на якоре шкивом и съёмной муфтой;
7) проволочные катушки с подвесом из монтажного провода (2 шт.);
8) постоянные полосовые магниты (2 шт.);
9) пружинные зажимы (2 шт.) используют для подключения соединительных проводов к лепесткам электродов и гальванических элементов;
10) компас;
11) соединительные провода длиной 16 см (2 шт.), 24 см (2 шт.) и 43 см (2 шт.);
12) металлическое рабочее поле.
Набор составляют следующие элементы и устройств: 1) ключ – выключатель;

Слайд 20Для проведения лабораторных работ совместно с комплектом используют источник с выходным

постоянным напряжением 4,5 В, лабораторный амперметр, лабораторный вольтметр. В экспериментах по изучению электромагнитных явлений используют штатив.


Для проведения лабораторных работ совместно с комплектом используют источник с выходным постоянным напряжением  4,5 В, лабораторный

Слайд 21Все элементы, из которых составляют электрические цепи, смонтированы на стандартных платформах

размером 70 на 35 мм, которые изготовлены из цветного пластика. В основании платформы имеются магниты, что в сочетании с металлическим рабочим полем обеспечивает удобное и надёжное закрепление элементов электрической цепи. Применение проволочных постоянных резисторов, а также потенциометра со специально подобранными номиналами обеспечивает наглядность эксперимента.


Все элементы, из которых составляют электрические цепи, смонтированы на стандартных платформах размером 70 на 35 мм, которые

Слайд 22Набор «Оптика»
предназначен для проведения лабораторных работ по геометрической и

волновой оптике, сборки моделей оптических устройств.
С помощью этого набора можно выполнить следующие лабораторные работы: исследования явления отражения света; построение изображения предмета в плоском зеркале; сборка модели зеркального перископа; наблюдение преломления света плоскопараллельной пластиной; наблюдение преломления света на границе раздела двух сред; наблюдение преломления света призмой; исследования явления преломления света; измерение показателя преломления вещества; прямое измерение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы; измерение фокусного расстояния собирающей линзы с использованием формулы линзы; измерение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы; получение изображения при помощи линзы; сборка модели проекционного аппарата; сборка модели микроскопа; сборка модели трубы Кеплера; сборка модели трубы Галилея; наблюдение дифракции света; наблюдение интерференции света; измерение длины световой волны; наблюдение поляризации света; наблюдение дисперсии.
Набор «Оптика»  предназначен для проведения лабораторных работ по геометрической и волновой оптике, сборки моделей оптических устройств.

Слайд 23Набор составляют следующие элементы и устройства:
линза сферическая (3 шт.);
поляроид (2 шт.);
дифракционная

решётка;
плоский полуцилиндр;
плоскопараллельная пластина;
прозрачная пластина со скошенными гранями;
плоское зеркало;
экран с прорезью;
лимб и лист с разметкой;
10)магнитный держатель оптических элементов (3 шт.);
11)лампа накаливания 3,5 В 0,25 А;
12)кювета с прозрачными стенками;
13)коврик пластиковый с 4 булавками;
14)соединительные провода (3 шт.).

Набор составляют следующие элементы и устройства:линза сферическая (3 шт.);поляроид (2 шт.);дифракционная решётка;плоский полуцилиндр;плоскопараллельная пластина;прозрачная пластина со скошенными

Слайд 25Для проведения опытов необходимы: металлическое поле и источник питания на 4,5

В.



Для проведения опытов необходимы: металлическое поле и источник питания на 4,5 В.

Слайд 26В наборе «Оптика» широкое использование магнитов, как для закрепления держателей оптических

элементов, так и для фиксации самих элементов в держателях позволяет с помощью предельно простых средств настроить оптические схемы. Фотография оптической схемы, собранной для исследования явления преломления света на границе раздела двух сред, представлена на рисунке.

Набор «Оптика» отличается от аналогов тем, что позволяет реализовать не только субъективный способ измерения длины световой волны (наблюдение мнимого изображения спектра), но и объективный, при котором действительное изображение дифракционного спектра наблюдается на экране.

В наборе «Оптика» широкое использование магнитов, как для закрепления держателей оптических элементов, так и для фиксации самих

Слайд 27Доклад подготовила: учитель физики 1 квалификационной категории МБОУ СОШ № 16 г. Бугульмы Республики

Татарстан Гордова Галина Дмитриевна
Доклад подготовила: учитель физики 1 квалификационной категории МБОУ СОШ № 16 г. Бугульмы Республики Татарстан Гордова Галина

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть