Слайд 1Блоки. «Золотое правило»
механики.
Слайд 2Цели урока.
1. Дать понятие неподвижного и подвижного блоков.
2. Вычислить выигрыш в
силе для подвижного блока.
3. Сформулировать «золотое правило»
механики.
Слайд 3План урока:
1. Определение неподвижного и подвижного блоков.
2. Отсутствие выигрыша в силе
для неподвижного блока.
3. Выигрыш в силе, даваемый подвижным блоком.
4. Постановка вопроса о возможности получения выигрыша в работе.
5. Отсутствие выигрыша в работе при использовании простых механизмов.
Слайд 4.
Это колесо с желобом по окружности для каната или цепи,
ось которого жестко прикреплена к стене или потолочной балке. Блоки применяются в грузоподъемных устройствах.
Система блоков и тросов, предназначенная для повышения грузоподъемности, называется полиспастом.
Слайд 5
Подвижный и неподвижный блок такие же древние механизмы, как и
рычаги. Уже в 212 г.до н.эры с помощью крюков и захватов, соединенных с блоками, сиракузцы захватывали у римлян средства осады. Сооружением военных машин и обороной города руководил Архимед.
Неподвижный блок.
Слайд 6Подвижный блок .
Подвижный блок Архимед принимал за неравноплечий рычаг, дающий выигрыш
в силе в 2 раза.
Относительно центра вращения действуют моменты сил, которые при равновесии должны быть равны
Слайд 7
Архимед изучил механические свойства подвижного блока и применил его на практике.
По свидетельству Афинея, "для спуска на воду исполинского корабля, построенного сиракузским тираном Гиероном, придумывали много способов, но механик Архимед один сумел сдвинуть корабль с помощью немногих людей; Архимед устроил блок и посредством него спустил на воду громадный корабль; он первый придумал устройство блока".
Слайд 9
Спортивные парусные суда, как и парусники прошлого, не могут обойтись без
блоков при постановке парусов и управлении ими. Современным судам нужны блоки для подъема сигналов, шлюпок.
Слайд 10
Эта комбинация подвижных и неподвижных блоков на линии электрофицированной железной дороги
для регулировки натяжения проводов.
Слайд 11
Такой системой блоков могут пользоваться планеристы для подъема в воздух своих
аппаратов.
Слайд 12«Золотое правило» механики.
Во сколько раз мы выигрываем в силе, во столько
раз проигрываем в перемещении.
Слайд 13
ВОРОТ
Это два колеса, соединенные вместе и вращающиеся вокруг одной оси, например,
колодезный ворот с ручкой.
Такое сложное громоздкое устройство средневекового периода - ворот или ступальные колеса широко использовались в рудничном деле. Их приводили в движение люди, ступая по планкам колеса.
Слайд 14
Ворот можно рассматривать как неравноплечий рычаг: выигрыш в силе, даваемый им,
зависит от соотношения радиусов R и r.
Слайд 15
ЛЕБЁДКА
Лебедка - конструкция , состоящая из двух воротов с промежуточными
передачами в механизме привода.
Грузоподъемность современных лебедок может быть свыше 100 кН. Они работают на канатных дорогах, на буровых установках, выполняют строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы.
Слайд 16
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
- система находящихся в зацеплении зубчатых колес ( шестеренок) в
какой-то мере аналогична вороту.
Слайд 17
С древности простые механизмы часто использовались комплексно, в самых различных сочетаниях.
Комбинированный
механизм состоит из двух или большего числа простых. Это не обязательно сложное устройство; многие довольно простые механизмы тоже можно считать комбинированными.
Например, в мясорубке имеются ворот (ручка), винт (проталкивающий мясо) и клин (нож-резак). Стрелки наручных часов поворачиваются системой зубчатых колес разного диаметра, находящихся в зацеплении друг с другом. Один из наиболее известных несложных комбинированных механизмов – домкрат. Домкрат представляет собой комбинацию винта и ворота.
Выигрыш в силе, создаваемый комбинированным механизмом, равен произведению выигрышей отдельных механизмов, входящих в его состав.
Слайд 18
Простые механизмы - это труженники со стажем работы более чем 30
веков, но ини ничуть не состарились.
Примерно такой лифт установил в "золотом доме" римский император Нерон (64 г. до н.э.).
Слайд 19
Так поднимали мосты в средневековых замках.
Слайд 20
На любой строительной площадке работают башенные подъемные краны - это сочетание
рычагов, блоков, воротов. В зависимости от "специальности" краны имеют различные конструкции и характеристики.
Слайд 21
Строительные башенные краны . Грузоподъемность - 20 - 400 кН. Скорость
подъема до 1м/с.
Слайд 22Плавучие краны - самые сильные из семейства подъемных кранов: их грузоподъемность
4000 кН. Они поднимают затонувшие корабли, снимают суда с мели, с их помощью ремонтируют суда в открытом море, опускают на дно батисферы и камеры для ремонта кабелей и трубопроводов.
Слайд 23
Простые механизмы помогут передвинуть дом, чтобы расширить улицу. Под дом подводят
рамы, опускают на катки, уложенные на рельсы, и включают электролебедки.
Слайд 24Наклонная плоскость применяется для перемещения тяжелых предметов на более высокий уровень
без их непосредственного поднятия.
К таким устройствам относятся пандусы, эскалаторы, обычные лестницы и конвейеры.
Если нужно поднять груз на высоту, всегда легче воспользоваться пологим подъемом, чем крутым. Причем, чем положе уклон, тем легче выполнить эту работу. Когда время и расстояние не имеют большого значения , а важно поднять груз с наименьшим усилием, наклонная плоскость оказывается незаменима.
НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ
Наклонная плоскь
Слайд 25
С помощью этих рисунков
можно объяснить, как работает простой механизм НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ.
Классические расчеты действия наклонной плоскости и других простых механизмов принадлежат выдающемуся античному механику Архимеду из Сиракуз.
Слайд 26Колонны древнего египетского храма в Фивах.
Слайд 27
Тело на наклонной плоскости удерживается силой, которая ... по величине во
столько раз меньше веса этого тела, во сколько раз длина наклонной плоскости больше ее высоты".
Слайд 28
Это условие равновесия сил на наклонной плоскости сформулировал голландский ученый Симон
Стевин (1548-1620).
Слайд 29Закрепление материала.
Сможешь ли сообразить?
1. Через неподвижный блок перекинута веревка. Один конец
ее прикреплен к поясу монтажника, а второй он тянет вниз с некоторой силой. Какова эта сила, если вес рабочего 700 Н? Трением в блоке и массой веревки пренебречь.
2. Как известно, неподвижный блок выигрыша в силе не дает. Однако при проверке динамометром оказывается, что сила, удерживающая груз на неподвижном блоке, немного меньше силы тяжести груза, а при равномерном подъеме больше ее. Чем это объясняется?
3. Почему у подъемных строительных кранов крюк, который переносит груз, закреплен не на конце троса, а на обойме подвижного блока?
Слайд 30
ОТВЕТЫ
1. Действующую на монтажника силу тяжести уравновешивает сумма сил упругости
свисающих с блока концов веревки. Поэтому сила натяжения каждого из них равна половине веса человека. Значит, рабочий тянет конец веревки с силой 350 Н.
2. Действием силы трения.
3. Такое крепление дает возможность уменьшить натяжение троса вдвое
(если не учитывать трение в блоках).
Слайд 31Беседа по вопросам.
1. Какой блок называется неподвижным, а какой подвижным?
2. Для
какой цели применяют неподвижный блок?
3. Какой выигрыш в силе даёт подвижный блок?
4. Можно ли рассматривать неподвижный и подвижные блоки как рычаги?
5. В чём состоит «золотое правило» механики?
Слайд 32П. 59-60 упр.31(1,2)
Домашнее задание