Презентация, доклад по физике Меандры рек (10 класс)

Пьеса «Гроза» создавалась в период политических, экономических и культурных перемен в стране. Преобразования затронули все слои общества. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения. Люди должны были приспосабливаться к новым условиям жизни.В литературе середины

Слайд 1В великолепном наследии русского классического репертуара есть три пьесы, которые особенно

поражают глубиной содержания и совершенством формы. "Горе от ума" Грибоедова, "Ревизор" Гоголя и "Гроза" Островского - вот три вершины русского реализма, являющиеся несравненными, неувядающими шедеврами. Разные по теме, по жанру, по содержанию и по форме, написанные такими непохожими друг на друга авторами, эти пьесы имеют одну общую черту: в каждой из них отражены самые передовые идеи своего времени, и каждая из них представляла собою грозное оружие в борьбе прогрессивных сил русского общества XIX века за элементарные права человека, жившего во времена крепостничества. Особое значение имеет драма Островского "Гроза" - самое решительное, по выражению Добролюбова, произведение Островского, как бы завершающее весь цикл произведений русской литературы, направленных против крепостничества, и написанное буквально накануне реформы 1861 года. Нельзя правильно понять содержание "Грозы", если не воскресить те идеи, которыми жило тогда русское общество и которые определяли литературные направления того времени. 

А. Н. Островский

А.Н.Островский

В великолепном наследии русского классического репертуара есть три пьесы, которые особенно поражают глубиной содержания и совершенством формы.

Слайд 2Пьеса «Гроза» создавалась в период политических, экономических и культурных перемен в

стране. Преобразования затронули все слои общества. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения. Люди должны были приспосабливаться к новым условиям жизни.
В литературе середины ХIХ века также происходили изменения. Особенное внимание писателей привлекали три темы: крепостное право, появление новой силы – разночинной интеллигенции и положение женщин в семье и в обществе.
Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была еще одна, требовавшая неотложного рассмотрения. Это – тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту, от которой задыхались не только домочадцы, особенно женщины, но и трудящаяся беднота, зависящая от капризов самодура-хозяина.
Задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства» и поставил перед собой А.Н. Островский в драме «Гроза».


Пьеса «Гроза» создавалась в период политических, экономических и культурных перемен в стране. Преобразования затронули все слои общества.

Слайд 3Название драмы «Гроза» играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ

грозы в драме необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза – непосредственный участник действия пьесы, с другой – символ всего произведения, освещающий почти все грани трагедийной коллизии.

Основной сюжетной линией является трагический конфликт живого чувства Екатерины и мертвого уклада жизни.
Название драмы «Гроза» играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме необычайно сложен и

Слайд 4Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Большое

внимание автор уделяет описанию красот  природы и обычной жизни провинциального города. Калинов как будто застыл в замкнутой патриархальной эпохе, ему чужды нововведения и новости из «внешнего» мира.  Повседневную жизнь жителей города с её нищетой, бесправием и жестокостью автор противопоставляет редким моментам ночных гуляний молодежи, воспоминаниям Катерины о счастливом детстве и картинам волжских пейзажей. По мере развития сюжета нарастает ощущение удушливой замкнутости калиновского мира.

Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Большое внимание автор уделяет описанию красот  природы

Слайд 5Кадр из фильма «Гроза»

Кадр из фильма «Гроза»

Слайд 6

Действующие лица
Кабаниха
Феклуша
Борис
Тихон
Катерина
Кулигин
Дикой
Кудряш
Варя
Глаша

Действующие лицаКабанихаФеклушаБорисТихонКатеринаКулигинДикойКудряшВаряГлаша

Слайд 8 «Жертвы»
Тихон – слабохарактерный, спокойный, измученный укорами


Матери,, но он любит Катерину, хотя и не понимает ее.

Борис – действительно понимает Катерину,
но помочь ей не в силах. Нерешительный, неспособный бороться
за свое счастье, он выбирает путь смирения.

Кулигин – талантливый человек из народа.
В решительную борьбу с самодурами он не вступает, больше
уговаривает их, убеждает что-то сделать для общего блага.

Варвара - понимает бессмысленность протеста, она живет по принципу:
можно все, но делай так, чтобы не узнали. Для нее ложь – норма жизни.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, но вместе с тем способный
искренние чувства. Он тревожится о Катерине и не боится своего
хозяина.
«Жертвы»Тихон – слабохарактерный, спокойный, измученный укорами Матери,, но он любит Катерину, хотя

Слайд 9



«Хозяева



жизни»










Дикой – дикий, крутой нравом, властный человек. Власть денег – основа его самодурства. Грубость, невежество и брань привычны для него.

Кабанова – на редкость отвратительный персонаж. Она жестока, властолюбива, при этом глупа и ограничена. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим.

«Хозяева

Слайд 10


Катерина - центральный персонаж драмы. Натура
мечтательная и впечатлительная со страстной,
пылкой душой и сильным характером. И вот такая
женщина попадает в семью Кабановой, в атмосферу
ханжества и мелочной, назойливой опеки, в
обстановку, от которой веет мертвен-
ным холодом и бездушием. Естественно, что конфликт
между этим «темным царством» и светлой душой Кате-
рины заканчивается трагически. Попытки Катерины
найти отклик в сердце мужа разбиваются о рабскую
приниженность Тихона. Любовь к Борису становится
единственным смыслом ее существования. Она не
хочет и не может таить свой грех и признается
мужу. Вскоре наступает развязка – самоубийство,
которым она проявила свой отчаянный, хотя и
бессильный, протест против «темного царства».




Слайд 11Конфликты в пьесе «Гроза»
Варвара против Кабанихи
Тихон против Кабанихи
Борис против Дикого
Дикой и

Кабаниха против Кулигина


Основной конфликт:
(внешний)
Катерина против «темного царства»



(внутренний)
В душе Катерины стремление к свободе против нравственного долга

Кудряш против Дикого

Конфликты в пьесе «Гроза»Варвара против КабанихиТихон против КабанихиБорис против ДикогоДикой и Кабаниха против КулигинаОсновной конфликт: (внешний)Катерина против

Слайд 12Экспозиция – картины волжского простора и «духоты» калиновских нравов (Действие I,

явления 1 - 4).
Завязка – на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего себе не доказываю». Первое столкновение Катерины Кабанихи (Д. I, явл. 5).
Развитие конфликта – в природе дважды собирается гроза (Д. I, явл.9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса; полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и адом, отдаленный удар грома (Д. IV, конец).
Первая кульминация – Катерина признается в грехе, падает без чувств. Но гроза так и обрушивается на город, лишь создав предгрозовое напряжение.
Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, прощаясь не с опостылевшей жизнью, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Д.V, явл. 4).
Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который будучи живым, завидует мертвой жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д.V, явл. 7)


Композиция пьесы

Экспозиция – картины волжского простора и «духоты» калиновских нравов (Действие I, явления 1 - 4).Завязка – на

Слайд 13



Реализм, выразившийся в правдивом и широком освещении русского быта, в создании

типических образов из различных социальных слоев общества.
Особенность композиции – действие развертывается медленно, спокойно, в соответствии с устойчивым малоподвижным бытом, изображенным в ней.
Пейзаж выполняет двойную функцию. Вначале пьесы он является фоном и подчеркивает несоответствие между прекрасными видами Поволжья и мертвым, неподвижным бытом калиновцев, их жестокими нравами. Гроза в драме не только природное явление, но и средство характеристики героев. Гроза непосредственно вторгается в душевную драму героини, влияя на самый исход этой драмы, наступая в моменты самых сильных переживаний. Гроза в пьесе символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни.
Приемом контраста усиливается картинность и рельефность изображения обстановки и характеров (Катерина и Борис – Варвара и Кудряш).
«Говорящие» имена и фамилии: Дикой – дикий, Кудряш – кудрявый, Тихон – тихий…
Индивидуализированная речь персонажей характеризует Островского как мастера диалога.
Искусное использование языковых богатств народной поэзии (песня Кудряша).
Элементы комического.





Художественные особенности драмы.

Реализм, выразившийся в правдивом и широком освещении русского быта, в создании типических образов из различных социальных слоев

Слайд 14После выхода пьесы «Гроза» а печати появилось множество откликов, но особое

внимание привлекли статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. Писарева «Мотивы русской драмы».

Д. И. Писарев

Добролюбов принял личность
Катерины за светлое явление.
Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»…
Добролюбов отыскал… привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве.
Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…
Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.




Н. А. Добролюбов

Характер Катерины составляет
шаг вперед… во всей нашей
литературе.
Решительный, цельный русский характер.
Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный.
У Катерины все делается по влечению натуры.
В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…
Горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера.




После выхода пьесы «Гроза» а печати появилось множество откликов, но особое внимание привлекли статьи Н. Добролюбова «Луч

Слайд 15 Драма «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из
купеческой семьи

в переходную эпоху жизни страны. В
образе Катерины Островский воплотил народный
героический характер. Поэтическое, образное
восприятие действительности, «горячее» сердце,
честность – таковы основные черты ее нравственно-психологического облика. Катерина искренне верит в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому что для нее чувство личной свободы важнее религиозных законов.
Образ Кулигина позволяет нам понять основную идею пьесы – гибель «темного царства» неизбежна, потому что просвещение начинает проникать в самые различные слои и уголки русского общества.
По поводу главной героини драмы современники автора высказывали противоречивые мнения. Эта полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа главной героини.
Художественные особенности произведения дают нам право считать его одним из лучших шедевров русской драматической литературы.
Драма «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из купеческой семьи в переходную эпоху жизни страны. В

Слайд 16А. и Н. Пономаревы

А. и Н. Пономаревы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть