Слайд 2ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ
Чтобы привести в движение любой исполнительный механизм, требуются
двигатель, преобразующий какой-либо вид энергии в механическую, а также система механических передач между валом двигателя и исполнительным механизмом.
Применение электродвигателей для привода в движение исполнительных механизмов (станков, вентиляторов, лебедок, кранов и др.) обусловлено рядом их преимуществ перед другими двигателями: возможность изготовления электродвигателей практически любой мощности, простота устройства и управления, надежность эксплуатации, возможность автоматизации.
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ
Электроприводом называется электромеханическое устройство, предназначенное для электрификации и
автоматизации рабочих процессов
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ
Впервые в качестве электропривода в 1837 г. был
использован двигатель постоянного тока для привода судна. В 1889 г. М. О. Доливо-Добровольским был разработан асинхронный двигатель, который был установлен в качестве привода в 1893 г.
Все элементы электропривода составляют единую систему, обладающую определёнными характеристиками, соответствующими предъявляемым к электроприводу требованиям.
Слайд 5ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
Электродвигательное устройство (ЭДУ) — основной элемент электропривода, преобразующий электрическую энергию
в механическую.
Преобразующее устройство (ПрУ) преобразует напряжение, ток или частоту напряжения (магнитный усилитель, магнитный усилитель с выпрямлением).
Управляющее устройство (УУ) — комплекс коммутирующих, усилительных, преобразовательных и других элементов, включённых по определённой схеме и обеспечивающих управление работой электропривода (ручное или автоматическое) путем воздействия на его электрическую часть.
Слайд 6ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
Передаточное устройство (ПУ) преобразует движение в механической части электропривода —
увеличивает или уменьшает частоту вращения с соответствующим изменением вращающего момента.
В качестве передаточного устройства обычно используются редукторы, ременные или цепные передачи. В некоторых случаях передаточное устройство преобразует характер движения, например вращательное в поступательное (реечная передача или кривошипно-шатунный механизм). Существуют электроприводы, не имеющие передаточного устройства. В таких электроприводах движение вала двигателя передаётся непосредственно на рабочую машину (электровентиляторы, электродрели и т.д.).
Слайд 7ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
Рабочая машина (РМ) изменяет формы, свойства, положения обрабатываемого материала или
изделия. Например, рабочей машиной может быть металлообрабатывающий станок (токарный, сверлильный, фрезерный и т.д.) или подъёмное устройство.
Слайд 8РАЗНОВИДНОСТИ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
Групповой (трансмиссионный) электропривод — электропривод, в котором одним электродвигателем приводится
в действие несколько рабочих машин.
Одиночный электропривод — электропривод, в котором каждая рабочая машина приводится в движение отдельным двигателем.
Многодвигательный электропривод — электропривод, в котором отдельные элементы рабочей машины имеют самостоятельные электроприводы.
Слайд 9ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ:
- по характеру движения — на вращательные, когда электродвигательным устройством
является вращающийся двигатель, и линейные, когда электродвигательным устройством является линейный двигатель;
- принципу действия электродвигательного устройства — на электроприводы непрерывного действия, когда подвижные части находятся в состоянии непрерывного движения, и дискретного действия, когда подвижные части находятся в состоянии дискретного движения;
- направлению вращения — на реверсивные, когда вал двигателя может вращаться в противоположных направлениях, и нереверсивные, когда вал двигателя может вращаться только в одном направлении.
Слайд 10Режимы работы электроприводов
Продолжительный режим — это режим работы электропривода такой длительности,
при которой температура всех устройств электропривода достигает установившегося значения.
В качестве примеров механизмов с продолжительным режимом работы можно назвать центробежные насосы насосных станций, вентиляторы, компрессоры, конвейеры непрерывного транспорта, машины для отделки тканей и т.д
Слайд 11Режимы работы электроприводов
При кратковременном режиме работы электропривода рабочий период относительно краток
и температура двигателя не успевает достигнуть установившегося значения. Перерыв же в работе исполнительного механизма достаточно велик для того, чтобы двигатель успевал охладиться практически до температуры окружающей среды.
Такой режим характерен для самых различных механизмов кратковременного действия: шлюзов, разводных мостов, подъёмных шасси самолетов и многих других.
Слайд 12Режимы работы электроприводов
При повторно-кратковременном режиме работы электропривода периоды работы чередуются с
паузами (остановка или холостой ход), причём ни в один из периодов температура двигателя не достигает установившегося значения, а во время снятия нагрузки двигатель не успевает охладиться до температуры окружающей среды. Время цикла при повторно-кратковременном режиме не должно превышать 10 мин.
Слайд 13Выбор электродвигателя
Выбор двигателя для электропривода заключается в определении типа двигателя и
его номинальных данных: мощности, номинальных значений напряжения и частоты вращения, перегрузочной способности и т.д. Правильный выбор приводного двигателя обеспечивает электроприводу продолжительную надёжную работу во всех заданных режимах. Выбор двигателя связан с удовлетворением ряда требований, определяемых параметрами питающей сети, способом монтажа двигателя, внешними условиями его эксплуатации, режимом работы электропривода.
Слайд 14В зависимости от вида механической характеристики все электродвигатели подразделяются на три
группы:
электродвигатели с жёсткой абсолютной механической характеристикой, имеющей вид прямой, параллельной оси абсцисс
Такой механической характеристикой обладают синхронные двигатели, у которых частота вращения во всём диапазоне допустимых нагрузочных моментов остаётся постоянной;
Слайд 15В зависимости от вида механической характеристики все электродвигатели подразделяются на три
группы:
электродвигатели с жёсткой механической характеристикой, у которых увеличение нагрузочного момента на валу сопровождается незначительным уменьшением частоты вращения. Такую характеристику имеют асинхронные двигатели общего назначения - график 2 и двигатели постоянного тока независимого (параллельного) возбуждения - график 1;
Слайд 16В зависимости от вида механической характеристики все электродвигатели подразделяются на три
группы:
электродвигатели с мягкой механической характеристикой, у которых с ростом нагрузки частота вращения уменьшается в значительной степени. Такой характеристикой обладают асинхронные двигатели с повышенным активным сопротивлением в цепи обмотки ротора. Например, исполнительные асинхронные двигатели - график 3, двигатели постоянного тока последовательного возбуждения - график 2 и параллельного возбуждения с добавочным резистором в цепи якоря - график 3.
Слайд 17Выбор электродвигателя
Электродвигатель для привода должен удовлетворять требованиям экономичности, производительности и надёжности.
Установка двигателя большей мощности, чем это необходимо по условиям привода, вызывает излишние потери энергии при работе машины, обусловливает капитальные дополнительные вложения и увеличение габаритных размеров двигателя. Установка двигателя недостаточной мощности снижает производительность рабочей машины и делает её ненадёжной, а сам электродвигатель в подобных условиях легко может быть поврежден.