Слайд 1
Формирование ключевых компетенций на уроках физики
Слайд 2КОМПЕТЕНЦИЯ – это совокупность определенных знаний, умений и навыков, о которых
человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы
КОМПЕТЕНЦИЯ – способность эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.
КОМПЕТЕНЦИЯ – это вид деятельности, владение которым позволяет человеку успешно решать профессиональные, бытовые, социальные проблемы.
Слайд 3Ключевые компетенции
Универсальные умения из различных областей жизни( умения учиться –готовность и
способность обучаться самостоятельно, решать проблемы и уметь общаться с людьми)
Слайд 4Классификация ключевых образовательных компетенций
А.В. Хуторского:
ценностно-смысловая компетенция
общекультурная компетенция
учебно-познавательная компетенция
информационная компетенция
коммуникативная компетенция
социально-трудовая
компетенция
компетенция личностного самосовершенствования
Слайд 5Ценностно-смысловые компетенции
Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть
и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение
Слайд 6Знать/понимать:
1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
2. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
3. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
Слайд 7Формы организации учебных занятий
1. Симпозиум – форма урока, при которой участники
выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (группы).
2.«Вопросы Сократа»
Под руководством преподавателя обучающиеся, учатся сами отыскивать ответы на проблемные вопросы.
В рамках данного метода учитель изображает полное незнание предмета, чтобы спровоцировать диалог с учащимися. Благодаря этому «диалогу с невежей», учащиеся получают наиболее полные знания по теме.
Слайд 8Общекультурные компетенции
это компетенции, связанные с познанием и опытом деятельности в области
национальной и общечеловеческой культуры.
Данный вид компетенций предполагает умения:
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей, уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире;
осознавать роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир;
действовать в сфере трудовых отношений
Слайд 9Учебно-познавательные компетенции
Это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей
элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами
Слайд 10Уметь:
1. описывать и объяснять физические явления и свойства тел
2. отличать гипотезы
от научных теорий;
3. делать выводы на основе экспериментальных данных;
4. приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
5. приводить примеры практического использования физических знаний
6. применять полученные знания для решения физических задач;
7. определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
8. измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
Слайд 11Созидающие методы обучения
1. Исследовательская практическая работа. . Обучающиеся самостоятельно осуществляют учебное
исследование, а затем докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретическое положение изучаемой темы.
Пример: Выяснить от каких физических величин зависит выталкивающая сила. Исследовать зависимость сопротивления тела от температуры. Охарактеризовать изображение получаемой при помощи линзы (рассеивающей, собирающей).
Слайд 12Созидающие методы обучения
2. Поисковая лабораторная работа.
С помощью инструкции преподавателя обучающиеся
самостоятельно выполняют исследование, на основе которого формулируют выводы о свойствах тех или иных явлений, о взаимосвязи и зависимости между исследуемыми фактами, процессами, явлениями, о способах выявления тех или иных качеств изучаемого предмета.
Слайд 13Созидающие методы обучения
3. Проблемное обучение
Основные этапы проблемного урока
первое звено творчества –
постановка проблемы(проблемные вопросы, проблемные ситуации)
второе творческое звено – поиск решения
третье звено творческого процесса – выражение решения.
четвертое звено творческого процесса – реализация продукта – представление продукта людям.
Слайд 14Информационные компетенции
это компетенции, обеспечивающие навыки деятельности обучающегося с информацией, содержащейся в
учебных предметах, СМИ, а также в окружающем мире.
1. Метод проектов
Примеры темы проектов: «Физические процессы и явления в условиях невесомости», «Человек в мире звуков», «Оптические явления в атмосфере», «Сверхпроводимость» и т.д.
Слайд 15 «Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2017 году основного государственного экзамена
по ФИЗИКЕ»:
«Понимание текстов физического содержания проверяется заданиями 20–22. Для одного и того же текста формулируются вопросы, которые контролируют умения:
– понимать смысл использованных в тексте физических терминов;
– отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;
– отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;
– использовать информацию из текста в измененной ситуации;
– переводить информацию из одной знаковой системы в другую.»
Слайд 16Коммуникативные компетенции
это компетенции, включающие знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими
и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе
Методы обучения:
Дискуссия – обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между двумя или более лицами.
Мозговая атака . Цель – развитие творческих способностей, возможность решения сложных проблем сообща.
Слайд 173. Изучение темы в парах.
(Процент усвоения темы выше – до
70%)
Слайд 18Социально-трудовые
это компетенции, обеспечивающие овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе
навыками социальной активности и функциональной грамотности. (задачи с экономическим содержание)
Данный вид компетенций предполагает умения:
уметь анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владеть знаниями и опытом деятельности в социально-трудовой сфере, в вопросах профессионального самоопределения.
Слайд 19Компетенции личностного самосовершенствования
Это компетенции, выражаемые в овладении обучающимися способами деятельности в
собственных интересах и возможностях, в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Слайд 20Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
1.
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи(пример задачи);
2. оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды(задачи экологического содержания);
3. рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Слайд 21Литература
Интернет-ресурсы
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //
Интернет-журнал Эйдос.
- 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс]. – http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Магомедов. А. М. Формирование ключевых компетенций на уроках физики// Всероссийский фестиваль педагогического творчества. https://educontest.net
Каверина И.И.Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе.//интернет –журнал «Эйдос».-2007-22 февраля. http// www/eidos/ru/jornal/2007/022-5.htm. – В надзаголовке:Центр дистанционного оборазования «Эйдос»,е-mail:list@eidos/ru
1. Аргунова М.В. Ключевые образовательные компетенции// Химия в школе, 2009, № 6, С. 21.
2. Болотов В.А.,Сериков В.В.Компетентностная модель:от идеи к образовательной программе.//Педагогика. 2003, №10
3. Гетманская А.А.Формирование ключевых компетентностей у учащихся .Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004
4. Зеер Э.Ф.,Павлова А.М.,Сыманюк Э.Э Модернизация профессионального образования :компетентностный подход.М.-2005.
5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии.-2004№31.
6. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. -М.: Просвещение, 1977.
7. Салимшина. Р. Ф. Формирование ключевых компетенций при обучении физике через активные педагогические технологии// Учитель в школе. 2012, № 10