Слайд 5В космическом полете на человека действуют три группы факторов.
Космонавты подвергаются
суровым испытаниям, встречаются с ситуациями, требующими напряжения духовных и физических сил, умение хорошо переносить большие нагрузки.
Слайд 6Барометрическое давление
.
Высотные пороги
(гипоксия)
Слайд 7Метеорные тела.
Температура.
Космическое
излучение.
Слайд 8
Невесо́мость — состояние, при котором нет взаимодействия тела с опорой
К.Э.Циолковский
писал: «Вода не льется из графина, маятник не качается и висит боком. Громадная масса, подвешенная на крючок пружинных весов, не производит натяжение пружины, и они всегда показывают нуль. Рычажные весы тоже оказывают ся бесполезны. Золото нельзя продавать на вес».
Слайд 9 Перегрузки -это отношение веса космонавта при взлете корабля, к его
весу в покое.
- затрудняется приток крови от сердца
- происходит:
смещение и деформация внутренних органов
- изменение высшей нервной
деятельности, понижение сообразительности, внимания. Сердце делает 150-180 ударов в минуту, человек как бы теряет власть над собственным телом,
- движения делаются неточными.
Считается, что без особых расстройств организмом могут переноситься перегрузки до 8 крат продолжитель- ностью в среднем до 3 сек, а до 5 крат продолжительностью в среднем 12–15сек.
Слайд 10Примерные значения перегрузок, встречающихся в жизни
- Человек, стоящий неподвижно
1
- Пассажир в самолёте при взлёте 1,5
- Парашютист при приземлении со скоростью 6 м/с 1,8
- Парашютист при раскрытии парашюта до 10,0 - Космонавты при спуске в космическом корабле
«Союз» до 3,0—4,0
- Лётчик спортивного самолёта при выполнении фигур высшего пилотажа от -2…-3 до +12
- Перегрузка (длительная), соответствующая пределу физиологических возможностей человека 8,0—10,0
- Наибольшая (кратковременная) перегрузка автомобиля, при которой человеку удалось выжить 179,8
Слайд 11
Факторы, которые обусловлены самим полетом на ракетном аппарате.
Вибрации
-
действуют на вестибу-
лярный аппарат ,
- вызывают ощущение дискомфорта, раздраже- ния, тошноту,
- появляется чувства
тревоги и страха, удушье боли в области живота и позвоночника,
-общее утомление, -затрудняется дыхание.
Шум.
Громкость звука свыше
85 децибелов вредна для человека. При громкости звука
90-120 децибелов происходит повреждение слухового нерва.
140 децибелов - человек ощущает сильную боль,
Звук в 160 децибелов вызывает механические повреждения и необратимую глухоту.
Во время старта ракеты громкость звука достигает 200 децибелов.
Если бы здесь очутился человек, он погиб бы на месте.
Слайд 12Третья группа.
Факторы, связанные с пребыва- нием в герметическом помещении малого объема
с искусственной средой обитания: своеобразные газовый состав и температурный режим в помещении,изоляция, эмоциональное напряжение, изме -нение биологических ритмов и т.п
Слайд 13Животные в космосе.
Первые опыты с отправкой в космос собак начались в
1951г. Но до того, как полеты в космос удались, 18 собак погибли при испытаниях. Их смерть не была бесполезной. Только благодаря животным полеты в космос стали возможны и человеку.
Слайд 14.
Адаптацию космонавта во время космического полета можно разделить на 4 этапа.
Первый этап
Впервые дни пребывания в условиях микрогравитации у космонавтов часто наблюдаются проблемы с желудком, кос мическая «болезнь движения» сильная головная боль. На двадцать шесть процентов уменьшается способность засыпать, фаза быстрого сна становится короче, поэтому человек не может видеть сны. Работать крайне неудобно, движения становятся медленные и вялые. Справится с проблемой сна космонавтам помогают специальные лекарства.
Слайд 15
Второй и третий этапы.
2. За первые шесть недель происходит привыкание
к условиям микрогравитации, движения становятся более уверенные, а еще через шесть недель наступает уже полная адаптация к новым условиям жизни.
3. Этап характеризуется подавленным настроением. Космонавту кажется, что на станции все стало очень унылым и скуч-ным. Мотивация пропадает, заметны проявления апатии. Повышается давление и звуковая чувствительность.
Слайд 16
Четвертый этап.
Приближения конца пребывания вдали от дома часто отмечено чувством беспокойства,
волнения и потерей контроля над собой. Это символическая кульминация третьего этапа, но добавляется ожидания скорейшего возвращения домой.
Слайд 17Адаптация космонавтов к действию космических факторов
Адаптация к вибрациям вырабатывается во время
тренировок,которые проводятся при помощи вибростенда, на котором установлено кресло испытуемого, преспособлений- "кресло Барани" и "качели Хилова".
Слайд 18Адаптация к космической тишине
В сурдокамере проверяется нервно- психическая устойчивость космонавта.
Слайд 19Адаптация к температурам.
Проверка устойчивости кандидата в космонавты к воздействию высоких
температур испытания проводятся при температуре 60° С и влажности 50 % в течение одного часа.
Слайд 20Адаптация к невесомости и перегрузки.
Испытания в барокамерах,центрифугах,гидробассейнах. Без особых расстройств организмом
могут переноситься перегрузки до 8 крат продолжительностью в среднем до 3 сек, и до 5 крат продолжительностью в среднем 12–15 сек. При мгновенном действии (меньше0,1 сек.) так называемых ударных перегрузок, (при катапультировании) человек переносит двадцатикратные (и большие) перегрузки.
Слайд 21Цена адаптации.
Цена адаптации- это энергия, которую организм тратит на восстановление своей
жизнеспособности.
Все острее становится проблема цены адаптации, в том числе отдаленных неблагоприятных последствий космических полетов. В силу того что освоение человеком космического пространства началось сравнительно недавно, мы не имеем пока достаточного объема научных данных по этой проблеме. Ее актуальность объясняется перспективой увеличения длительности, усложнения многочисленных выходов космонавтов в открытый космос и высадок на небесные тела. При этом наиболееинформативными показателями биологической цены адаптации могут быть такие критерии, как способность к воспроизведению, темпы старения и продолжительность жизни.
Слайд 22
Практические работы.
Цель: Выявить особенности течения адаптационных процессов у тренированных и
нетренированных учеников.
1.«Исследование силы мышц при помощи динамометром»
2.«Исследование функциональной устойчивости вестибулярного аппарата».
3.«Исследование некоторых функций двигательного анализатора»
4.«Определение тренированности спортсмена по оценке устойчивости к гипоксии».
Слайд 235.«Оценка состояния трениро ванности по данным сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма».
6.
«Определение показателей сердечно-сосудистой системы (АД, ЧСС)».
7. « Определение резерва системы дыхания».
Слайд 24 Практические работы проводились с помощью
медицинского оборудования «Армис» и лабораторного
оборудования «Sensor Lab».
Слайд 25Исследование физического здоровья
Слайд 26Изменение ЧСС при раздражении вестибулярного аппарата.
Обследование вестибулярного аппарата учащихся.
Слайд 27Заключение.
Таким образом ,человек, как и другие виды живых организмов, способен
приспосабливаться к условиям окружающей среды, в том числе условиям космического пространства. Поскольку в перспективе человечества - полеты к другим планетам, встает проблема воспроизведения себе подобных как важнейшее свойство любого организма.Только творческая деятельность человека может быть жизненной силой, поддерживающей человека в нелегких условиях длительного космического полета.
«Биологическая адаптивность и есть жизнь» ГансСелье
Спасибо за внимание!