Презентация, доклад педагогического проекта Организация учебного процесса на уроках физики как средство повышения самостоятельности учащихся

Содержание

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена президентом РФ Д. Медведевым, 04.02.2010 Пр-271«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В

Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Организация учебного процесса на уроках физики как средство повышения самостоятельности

учащихся.

Учитель физики МБОУ СОШ № 46
Князева Елена Станиславовна

Сургут 2012

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  Организация учебного процесса на уроках физики как средство повышения самостоятельности учащихся.Учитель физики МБОУ СОШ

Слайд 2Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена президентом РФ Д. Медведевым,

04.02.2010 Пр-271

«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена президентом РФ Д. Медведевым, 04.02.2010 Пр-271«Модернизация и инновационное развитие -

Слайд 3Как можно организовать процесс обучения, какая педагогическая помощь нужна школьнику, чтобы

научить учиться самостоятельно, быть инициативным в постановке и решении новых задач, независимым в контроле и оценке своих учебных достижений?

Представленный проект направлен на создание таких условий, при которых, организация учебного процесса в форме концентрированного обучения, должна способствовать развитию самостоятельности как свойству деятельности и качеству личности обучающихся.
Как можно организовать процесс обучения, какая педагогическая помощь нужна школьнику, чтобы научить учиться самостоятельно, быть инициативным в

Слайд 4Объект - процесс повышения уровня самостоятельности учащихся на уроках физики.

Предмет -

организация учебного процесса, как одно из условий повышения уровня самостоятельности учащихся.
Объект - процесс повышения уровня самостоятельности учащихся на уроках физики.Предмет - организация учебного процесса, как одно из

Слайд 5Цель проекта:
создать условия, которые будут обеспечивать не только осознанное и глубокое

усвоение изучаемого материала, но и развивать навыки и умения самостоятельной работы.
Цель проекта:создать условия, которые будут обеспечивать не только осознанное и глубокое усвоение изучаемого материала, но и

Слайд 6Задачи проекта:
Провести анализ философской, психолого-педагогической литературы.

Выявить и реализовать педагогические условия, способствующие

активизации познавательного интереса (для развития учебной самостоятельности) на уроках физики, отобрать оптимальные методы и приемы, формы и средства организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей подростка

Разработать критериальный аппарат и инструментарий для оценки уровня сформированности самостоятельности школьника.

Задачи проекта:Провести анализ философской, психолого-педагогической литературы.Выявить и реализовать педагогические условия, способствующие активизации познавательного интереса (для развития учебной

Слайд 7Участники проекта

Учащиеся 6А
Родители

Участники проектаУчащиеся 6А Родители

Слайд 8Методы исследования
тестирование учащихся;
наблюдения за деятельностью учащихся

на занятиях и во внеучебное время;
беседы с родителями и учащимися;
анкетирование родителей.
Методы исследования тестирование учащихся; наблюдения за деятельностью  учащихся на занятиях и во внеучебное время; беседы с

Слайд 9Целевая аудитория
Физика в нашей школе изучается с 6 класса. Появилась

необходимость узнать, на каком уровне находится учебная самостоятельность к окончанию 5 класса, так как самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем.
Для участия в проекте был выбран 6А класс, как видно из таблицы уровень развития учебной самостоятельности выше, чем в других классах. В классе на начало проекта (2009 г.) было 25 учащихся, на протяжении четырех лет (до окончания 9 класса- 2013г.) учитель не будет меняться.
Целевая аудитория 	Физика в нашей школе изучается с 6 класса. Появилась необходимость узнать, на каком уровне находится

Слайд 10Для того чтобы проверить, насколько самостоятелен выпускник пятого класса, учителями, работающих

в пятых классах и психологом было проведено тестирование.

Показатели учебной самостоятельности, проверяемые тестами:
Способность к обнаружению учебой задачи;
Умение сделать выбор;
Способность обобщать;
Развитие речевых умений;
Самоконтроль и рефлексия;
Способность планировать.

Для того чтобы проверить, насколько самостоятелен выпускник пятого класса, учителями, работающих в пятых классах и психологом было

Слайд 11Методологическая база
Для того чтобы современная школа смогла достичь поставленной перед нею

цели, она должна последовательно решать свои задачи на всех ступенях образования.

Наша школа с 1999 года работает по технологии развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Методологическая база	Для того чтобы современная школа смогла достичь поставленной перед нею цели, она должна последовательно решать свои

Слайд 12Ключевые образовательные задачи основных этапов школьного обучения в системе Д.Б. Эльконина

- В.В. Давыдов представлены в схеме (А. Б. Воронцов)
Ключевые образовательные задачи основных этапов школьного обучения в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдов представлены  в

Слайд 13Для начальной школы характерны главным образом, коллективно распределенные формы учебной деятельности,

а в старшей, наоборот, учебная деятельность приобретает сугубо индивидуальный характер, вплоть до обучения по индивидуальным образовательным программам в соответствии с избранной учащимся профильной ориентацией.
Таким образом, возникает необходимость постепенного превращения учащегося из субъекта коллективно распределенной в субъект индивидуальной учебной деятельности.
Для начальной школы характерны главным образом, коллективно распределенные формы учебной деятельности, а в старшей, наоборот, учебная деятельность

Слайд 14Концентрированное обучение
Концентрированное обучение, в котором существенное место отводится самостоятельной работе

учащихся, как раз и является средством такого превращения
Концентрированное обучение Концентрированное обучение, в котором существенное место отводится самостоятельной работе учащихся, как раз и является средством

Слайд 15 В основе КО подхода лежат идеи концентрации учебного времени, учебного материала

и активизации возможностей личности и коллектива.
Модель учебного процесса при таком подходе представляет собой чередование циклов (учебные занятия объединяются в блоки), что сокращает число параллельно изучаемых дисциплин. Таким образом, основной единицей учебного процесса перестает быть урок, а становится блок уроков по теме. На изучение содержания блока в классе (погружение, проходящее в форме коллективно распределенной деятельности) отводится одна неделя в месяц (8часов). Трехнедельные промежутки представляют собой этапы самостоятельной работы учащихся.

Концентрированное обучение

В основе КО подхода лежат идеи концентрации учебного времени, учебного материала и активизации возможностей личности и коллектива.	Модель

Слайд 16Схема организации
Концентрированное обучение

Схема организации Концентрированное обучение

Слайд 17Курс физики в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Автор курса

В.А. Львовский, кандидат психологических наук
Курс физики в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Автор курса В.А. Львовский, кандидат психологических наук

Слайд 18 «ПОГРУЖЕНИЕ»
Основной этап проекта

«ПОГРУЖЕНИЕ» Основной этап проекта

Слайд 19Достаточно большая работа проделывается при подготовке к погружению:

рассмотрение итогов прошлого

погружения,
составление тематической проверочной работы по предыдущему погружению,
работа с методическими рекомендации В.А. Львовского;
подбор предметных задач, которые необходимо решить с учащимися;
проектирование учебного материала по дням.
Выбор форм и методов организации учебной деятельности учащихся.

Достаточно большая работа проделывается при подготовке к погружению: рассмотрение итогов прошлого погружения, составление тематической проверочной работы по

Слайд 20Краткое описание погружения в 7 классу по теме «Плавление и

кристаллизация. Внутренняя энергия и температура»

Первый урок: пишется тематическая проверочная работа по предыдущей теме.
Второй урок первого дня (постановка учебной задачи)
Ученикам предлагается практическая задача: сколько льда при заданной температуре (например, –15 градусов ) надо бросить в горячий чай (например, 200 г воды при температуре +80 градусов), чтобы охладить до определенной температуры (например, до +30градусов).
Ход погружения в течении всего блока:
В группах решают задачу, делают прогноз. Затем экспериментально проверяют предположения. Обычно какие-то группы ошибаются и не учитывают плавление льда. На этом строится дальнейшая работа по обсуждению уравнения теплового баланса.
В классе или дома изучается §23 из учебного пособия «Самоучитель», автор В.А. Львовский.
Разбор текстов §24, §25 из учебного пособия «Самоучитель».
Решается несколько задач на уравнение теплового баланса, в том числе, с использованием ЦОР №14. (диск с ИУМК «Физика в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. 7 – 9 класс)
Все погружение простроено на активной учебной деятельности обучающегося.

Краткое описание погружения в 7 классу  по теме «Плавление и кристаллизация. Внутренняя энергия и температура» Первый

Слайд 21Наиболее распространенный вид деятельности, развивающий учебную самостоятельность учащегося – это работа

с текстом, проводимая на различных этапах урока.

Некоторые формы работы с текстом:
Анализ научного текста по заданному плану;
Анализ фрагментов текстов;
Составление формул по текстам.
Наиболее распространенный вид деятельности, развивающий учебную самостоятельность учащегося – это работа с текстом, проводимая на различных этапах

Слайд 22Анализ фрагментов текстов
Учащимся дается фрагмент №1.
Обсуждается в форме общеклассной дискуссии.
Индивидуальное

задание: прочитать текст и постараться передать его с помощью рисунка или схемы, так, чтобы другому стало понятно, о чем идет речь.
Сначала учащиеся задают вопросы на понимание текста – какие слова непонятны, отвечать должны другие учащиеся. В ходе обсуждения должны появиться молекулярные картинки.
По результатам обсуждения первого абзаца:
как рисовать изменение (две картинки и стрелка-переход);
как показывать изменение концентрации без изменения количества;
По результатам обсуждения второго абзаца:
как показывать изменение скорости (удлинение стрелочек).
После этого учитель вместе с учащимися превращает текст в схему, т.е. занимается переводом текста в значки.



Урок № 3 второе погружение, 7 класс.

Анализ фрагментов текстовУчащимся дается фрагмент №1.Обсуждается в форме общеклассной дискуссии. Индивидуальное задание: прочитать текст и постараться передать

Слайд 23Анализ фрагментов текстов
Первый абзац принимает вид: V → n↑→ Z↑ →

p↑
Второй абзац принимает вид: T↑ → v0↑ → Z↑ → p↑→ƒ↑→ p↑
(Z – частота ударов, а ƒ - "сила" каждого удара).
Вывод записывается с помощью значка прямой пропорциональной зависимости (волнистая черта): p~ Z ƒ.


Фрагмент №1. «Давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул газа.
Если объем газа уменьшить, но так, чтобы масса его осталась неизменной, то в каждом кубическом сантиметре газа молекул станет больше, увеличится концентрация молекул. Тогда число ударов молекул о стенки возрастет, т.е. возрастет давление газа.
А как изменится давление газа, если нагреть его при постоянном объеме? Мы знаем, что скорость движения молекул газа при нагревании увеличивается. Двигаясь быстрее, молекулы будут ударять о стенки сосуда чаще. Кроме того, каждый удар молекулы о стенку сосуда станет сильнее. Вследствие этого стенки сосуда будут испытывать большее давление.
Общий вывод: давление газа тем больше, чем чаще и сильнее молекулы ударяют о стенку сосуда».

Урок № 3 второе погружение, 7 класс.

Работа с двумя фрагментами в парах. Задание: записать в виде схемы содержание того и другого фрагмента. Сравнить два фрагмента между собой: в чем сходятся и в чем расходятся авторы фрагментов. (первый фрагмент-текстовой, второй – в виде картинки).
Если не успеваем сделать в классе, доделывают самостоятельно дома (все фрагменты есть в рабочей тетради «Самоучитель»)


Анализ фрагментов текстовПервый абзац принимает вид: V → n↑→ Z↑ → p↑Второй абзац принимает вид: T↑ →

Слайд 24Физика – это и экспериментальная наука, поэтому не маловажную роль играет

организация проведения лабораторных работ.

При выполнении лабораторных работ использую исследовательский прием, применяю его с целью развития у обучающихся творческой, познавательной деятельности и самостоятельности в приобретении знаний.
Исследовательский прием выполнения лабораторных работ характеризуется наибольшей, познавательной самостоятельностью учащихся, когда они получают от учителя только тему работы, а пути ее выполнения разрабатывают сами и самостоятельно проводят все этапы исследования. Функция учителя в этом случае заключается лишь в контроле за действиями учащихся.
При такой методике очень резко меняется стиль работы обучающихся: почти исчезает «иждивенчество», поскольку при оценке учитывается самостоятельность; темп работы становится плотным, ученики не отвлекаются по пустякам. При этом большинство успевает выполнить за урок значительно больший объем работы. При этом легко видеть, до какого уровня поднимается каждый из учеников в овладении экспериментальными умениями и знаниями соответствующего программного материала.

Физика – это и экспериментальная наука, поэтому не маловажную роль играет организация проведения лабораторных работ. При выполнении

Слайд 25 В теоретическом аспекте развитие самостоятельности связывается с введением поисково - исследовательской

деятельности. В практике этот вид деятельности обучающихся активизирую при организации предметных конференций.

В 7, 8-х классах обязательно провожу предметную конференцию. На подготовку и проведение конференции отводится 6 часов из последнего «погружения» в году, со второго дня погружения.

Итоговая конференция , 7 класс.

В теоретическом аспекте развитие самостоятельности связывается с введением поисково - исследовательской деятельности. В  практике этот вид

Слайд 26Подготовка к конференции. День первый: Как работать (индивидуально, в группах, в

парах) обучающиеся выбирают сами, на данный вид деятельности отводится не более 15 минут. Затем, предлагаются темы проектов, литература. Темы раздаю сама, ребятам необходимо, изучить различного рода литературу, отобрать необходимый материал, соответствующий теме. На данный процесс уходит 1,5 урока. Домашнее задание: найти в других источника информацию по выбранной теме, по возможности подобрать эксперимент.
День второй: в течении 2-х уроков, обучающиеся редактируют свои проекты, задают вопросы учителю, делают заказ на лабораторное оборудование для проведения эксперимента, под руководством лаборанта проводят эксперименты, описывают их. Домашнее задание: оформить проект в соответствии с выданными требованиями.
Защита проектов. День третий: Каждая группа (пара) представляет свой проект. Наилучшие проекты, рекомендуется представить на ежегодной общешкольной конференции «Мои достижения».

Итоговая конференция , 7 класс.

Сургут 2011

Подготовка к конференции. День первый: Как работать (индивидуально, в группах, в парах) обучающиеся выбирают сами, на данный

Слайд 27Зарисовки с конференции (защита проектов)
Сургут 2011

Зарисовки с конференции (защита проектов) Сургут 2011

Слайд 28МЕЖПОГРУЖЕНЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Основной этап проекта

МЕЖПОГРУЖЕНЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО Основной этап проекта

Слайд 29Эльконин Б.Д., ВоронцовА.Б., «Концепция построения и организации подростковой школы в образовательной

системе Эльконина-Давыдова»

Одна из причин использования формы концентрированного обучения для проектируемой подростковой школы – это возможность организации в рамках данной оргформы такой самостоятельной работы детей, которая может запустить реальный механизм формирования индивидуальных способностей учащихся к самообразованию, способствовать выстраиванию индивидуальных траекторий движения в учебном предмете.

Организация самостоятельной работы учащихся требует достаточно высокого уровня самосознания, самодисциплины, личной ответственности самого ребенка. Она должна доставлять ему удовлетворение самосовершенствования.

Эльконин Б.Д., ВоронцовА.Б., «Концепция построения и организации подростковой школы в образовательной системе Эльконина-Давыдова»Одна из причин использования формы

Слайд 30В погружении каждому ребенку выдаются «Требования к погружению» (они также размещаются

на сайте школы). Требования состоят из трех частей:
«знать/понимать», «уметь», по изученному блоку;
«оценочный лист», где фиксируется самооценка ученика и оценка учителя по определенным видам деятельности;
домашняя (самостоятельная) работа на три недели между погружениями:
Часть А (обязательная) для усвоения материала по нынешнему погружению,
Часть Б для отработки проблем предыдущей ТПР ( работает с листом «Результаты моей самостоятельной работы»
Творческое или экспериментальное задание (по желанию)
Ученик сам планирует свою работу, при необходимости получает консультации у учителя на «мастерских» проводимых в «межпогруженческое пространство».
Каждый ученик фиксирует свои достижения в предмете в листе «График моих достижений».
В погружении каждому ребенку выдаются «Требования к погружению» (они также размещаются на сайте школы). Требования состоят из

Слайд 31Как отслеживается
М – мастерская.
На М (консультацию) учитель может пригласить

учащихся, на индивидуальную работу по необходимости.
0 –учитель пригласил, но ученик не пришел.
1 – учитель пригласил, ученик пришел
2 - учащийся пришел сам за консультацией.

На М (отработку) приходят обучающиеся, которые желают повысить свой результат по ТПР, при этом предоставляют решение части Б домашней (самостоятельной) работы.
Решают задания по своим проблемам. Если справляются, получают дополнительные баллы , которые переводятся в %.
В журнал выставляется конечный суммарный % (например: Воробьева А. – ТПР № 1 – 65%, М – 10%, в журнал – 75%.)

Как отслеживается М – мастерская. На М (консультацию) учитель может пригласить учащихся, на индивидуальную работу по необходимости.

Слайд 32ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА.
Оценка эффективности

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА.Оценка эффективности

Слайд 33Промежуточная диагностика
Сравнивая показатели уровня развития учащихся по критериям учебной самостоятельности,

проверяемых к концу 2009 с показателями 2010 года произошел рост на 2% уровня выше среднего, низкий уровень развития снизился на 1%. Высокий уровень развития остался прежним.

Оценка эффективности

Промежуточная диагностика 	Сравнивая показатели уровня развития учащихся по критериям учебной самостоятельности, проверяемых к концу 2009 с показателями

Слайд 34Промежуточная диагностика
Вместе с психологом, курирующим класс, была также проведена

оценка формируемых качеств самостоятельной деятельности к окончанию 6-го и 7-го классов.
К показателям самостоятельной деятельности мы отнесли: «Мотивы», «Волю» «Умения»
Результаты диагностики были соотнесены с выделенными критериями и уровнями развития самостоятельности .

Оценка эффективности

Промежуточная диагностика 	Вместе с психологом, курирующим класс,  была также проведена оценка формируемых качеств самостоятельной деятельности к

Слайд 35Мотивы
Оценка эффективности

МотивыОценка эффективности

Слайд 36Воля
Оценка эффективности

Воля Оценка эффективности

Слайд 37Умения
Оценка эффективности

Умения Оценка эффективности

Слайд 38Оценка эффективности

Оценка эффективности

Слайд 39Для проведения диагностики за основу были взяты следующие методики: «Мое учение»,

«Самостоятельная работа», «Шкала наблюдения», «Преподаватели о стимулах», «Учащиеся о стимулах», «Диагностика параметров самостоятельной деятельности», а также использовались методы наблюдения, беседы, анкетирование составленные психологами, работающими в школе развивающего обучения.

Оценка эффективности

Для проведения диагностики за основу были взяты следующие методики: «Мое учение», «Самостоятельная работа», «Шкала наблюдения», «Преподаватели о

Слайд 40Для выявления итоговых результатов проекта, необходимо на выходе (итоговая аттестация -

9класс), сравнить результаты качества во всех трех классам, а также продолжить психолого-педагогическое исследование в этом классе, добавляя новые методы, которые помогут проследить уровень индивидуального развития учебной самостоятельности подростка.
По окончании реализации проекта, планируется подготовить методические материалы по построению такой самостоятельной работы обучающихся, которая помогла бы определить индивидуальную образовательную траекторию девятикласснику для обучения в старшей школе.

Оценка эффективности

Для выявления итоговых результатов проекта, необходимо на выходе (итоговая аттестация - 9класс), сравнить результаты качества во всех

Слайд 41Перспективы дальнейшего развития проекта.
Создать специальное место (образовательное пространство) – творческую лабораторию

по физике – с целью помощи учащимся в освоении индивидуальных средств и способов учения, в выборе индивидуального образовательного маршрута по предмету и областях знаний.
Оказывать содействие самореализации учащимся через участие в интеллектуальных, творческих конкурсах, олимпиадах.

Перспективы дальнейшего развития проекта.Создать специальное место (образовательное пространство) – творческую лабораторию по физике – с целью помощи

Слайд 42СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть