Слайд 1Отчет по самообразованию учителя физики
ГУО «Нарочская СШ №2» Бородиной Г.Ч.
Слайд 2ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели,
когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.»
А. Дистервег
Слайд 3Самообразование педагога
– это необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда
предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Причем он должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога
Слайд 4Если процесс образования:
- осуществляется добровольно;
- осуществляется сознательно;
-
планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
… то только тогда речь идет о самообразовании.
Слайд 5Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в
самореализации путем непрерывного образования.
Когда я самосовершенствуюсь, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить
Слайд 6Кому нужно самообразование учителя?
А - самому учителю – 92,5%
Б - администрации школы – 7%
В - родителям учеников – 7%
Г - ученикам – 37%
Д - обществу – 25,9%
Полноценная работа без самообразования невозможна…
Ищущий, увлеченный профессией учитель влечет к себе и к предмету…
Теоретически высокообразованный учитель необходим для развития общества…
Самообразование дает возможность идти вперед, повышает качество образования, компетентность учителя…
Слайд 7Почему самообразование необходимо
• Ежедневная работа с информацией. При подготовке к уроку,
выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
Слайд 8Почему самообразование необходимо
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка
в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться ! Вправе ли он тогда преподавать?
Слайд 9 Однако, как бы ни были высоки способности человека к самообразованию,
не всегда этот процесс реализуется на практике должным образом. Причины – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., т.е. отсутствие потребности.
Слайд 10Перечислим основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
•
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)
• методическое (педагог. технологии, формы, методы и приемы)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
Слайд 11Конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному
росту педагога:
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности
• Изучение информационно-компьютерных технологий
На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.
Слайд 12Направлениями самообразования могут быть
профессиональное (предмет преподавания);
психолого-педагогическое, ориентированное на учеников и родителей;
психологическое
(имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
информационно-компьютерные технологии;
здоровьесбережение и т.д.
Слайд 13Деятельность учителя в области самообразования
систематический просмотр определенных телепередач;
чтение конкретных педагогических
периодических изданий;
чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
Слайд 14Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
Выбор направления и темы самообразования.
Формулирование
цели и задач самообразования.
Определение круга источников информации.
Выбор формы самообразования.
Составление плана самообразования.
Определение результата самообразования.
Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Слайд 151 этап – выбор направления самообразования
Специфика педагогической деятельности такова, что для
эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д.
Слайд 162 этап – выбор темы самообразования
Каждый учитель выбирает тему, исходя из
своих потребностей и методической темы, над которой работает школа.
При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.
Моя тема: « Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство повышения познавательной активности учащихся»
Слайд 173 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
повышение
уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
Слайд 18Тема самообразования: «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство повышения
познавательной активности учащихся»
Цели моей педагогической деятельности по данному направлению:
• Изучить влияние ИКТ на развитие познавательной активности учащихся.
• Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Слайд 19Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Развитие личности обучаемого,
подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
- подготовка обучаемых средствами ИКТ к самостоятельной познавательной деятельности.
Слайд 204 этап – определение круга источников информации
Источниками информации могут быть:
телевидение;
газеты, журналы;
литература
(методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
материалы сети Интернет;
видео-, аудиоинформация на различных носителях;
семинары и конференции;
мероприятия по обмену опытом; мастер-классы; уроки коллег;
работа в творческих группах;
курсы повышения квалификации;
путешествия;
и т.д.
Слайд 215 этап – выбор формы самообразования
Все формы самообразования можно условно поделить
на две группы: индивидуальная и групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.
Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и учителями.
Слайд 226 этап – составление плана самообразования
В плане указываются:
название темы;
цели;
задачи;
предполагаемый результат;
этапы
работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчета по проделанной работе.
Слайд 23Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план
работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей .
Слайд 247 этап – определение результата самообразования
Любая деятельность предполагает создание некого продукта.
Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Слайд 25Результаты самообразования
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться
эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка пакета тестового материала в электронном виде;
Слайд 26Результаты самообразования
Применение ИКТ на уроках физики дает возможность учителю сократить время
на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности: познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.
С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении физике классическими формами обучения я использую мультимедийные лекции, виртуальные лаборатории, уроки с помощью образовательных Интернет-ресурсов, компьютерное тестирование, а так же использование ИКТ во внеурочной деятельности.
Слайд 27В качестве ожидаемых результатов, можно выделить следующие:
формирование ключевых компетенций учащихся
в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
повышение мотивации к обучению учащихся;
организация самостоятельной деятельности учащихся;
развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся;
эстетическая привлекательность уроков;
создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.
Слайд 288 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка
отчета.
Формами отчетных работ могут быть:
обобщение опыта;
доклад;
сбор и анализ отчетной документации;
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
Слайд 34«По-настоящему об уровне цивилизации говорят
не переписи населения, не размеры городов, не
собранный
урожай - нет, о нем говорят качества
человека, которого производит страна».
Р.У. Эмерсон
Слайд 35Всем удачи и творческих успехов!!!