Презентация, доклад Обобщение опыта работы по теме Формирование экспериментально - исследовательских компетенций на уроках физики в основной школе

Содержание

Формирование экспериментально – исследовательских компетенций учащихся на уроках физики в 7-9 классах Тема опыта

Слайд 1Торгушина Наталья Валерьевна учитель физики МБОУ Итмановской СШ Гагинского района Нижегородской области
Профессиональное кредо:


«Не мыслям надо учить, а мыслить»

(И.Кант)
Торгушина Наталья Валерьевна  учитель физики МБОУ Итмановской СШ  Гагинского района Нижегородской области Профессиональное кредо: «Не

Слайд 2Формирование экспериментально – исследовательских компетенций учащихся на уроках физики в 7-9

классах

Тема опыта



Формирование  экспериментально – исследовательских компетенций учащихся на уроках физики  в 7-9 классах Тема опыта

Слайд 3Условия формирования личного вклада в развитие образования

Условия формирования личного вклада в развитие образования

Слайд 4Актуальность личного вклада в развитие образования



Опыт работы является актуальным в настоящее

время в соответствии с реализуемой ФГОС деятельностной парадигмой образования

В настоящее время недостаточно разработаны вопросы организации деятельности учащихся при выполнении физического эксперимента, направленной на формирование у них экспериментально- исследовательских умений



Актуальность личного вклада в развитие образованияОпыт работы является актуальным в настоящее время в соответствии с реализуемой ФГОС

Слайд 5Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования

Теоретическое обоснование  личного вклада в развитие образования

Слайд 6Цель и задачи педагогической деятельности

Цель и задачи  педагогической деятельности

Слайд 7Ведущая педагогическая идея
Формирование знаний и умений школьников через включение

учащихся в экспериментально –исследовательскую деятельность на уроках физики

Я слышу - я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю.
(Китайская пословица)

Ученики – это " УЧЕНЫЕ", открывающие новые (для них) знания,
а учитель – организатор их деятельности

Ведущая педагогическая идея  Формирование знаний и умений школьников через включение учащихся в экспериментально –исследовательскую деятельность на

Слайд 8Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Деятельностный аспект  личного вклада в развитие образования

Слайд 9Простые опыты по инструкции (устной или письменной)

Задача учителя -сформулировать задачу и выдать учащимся устные или письменные руководства. Учащиеся, опираясь на систему вопросов, предложенную учителем и на самостоятельно проведенный эксперимент, устанавливают связи или закономерности по изучаемому вопросу. Специфическая цель этих работ – воспитание познавательных интересов и эвристического мышления учащихся, поэтому работы такого типа целесообразно приводить при рассмотрении нового материала. В конце всегда обсуждаем результаты, что наблюдали, какие выводы можно сделать.

РЕЗУЛЬТАТ: - Повышение познавательной активности и мотивации при изучении физики
-Навыки в формулировании выводов
- Более прочные знания

Простые опыты по инструкции (устной или письменной)     Задача учителя -сформулировать задачу и выдать

Слайд 10Примеры включения простых опытов в изучение нового материала


Примеры включения простых опытов в изучение нового материала

Слайд 11 Поэтапное обучение  методике экспериментально- исследовательской деятельности
Поэтапное обучение методике экспериментально

– исследовательской деятельности предполагает использование памяток, которые становятся «настольной книгой» учащихся 7 класса (периодически мысленно к ним возвращаемся и в 8 – 9 классах). Слабые учащиеся и в 8-9 классах пользуются памятками.
Поэтапное обучение  методике экспериментально- исследовательской деятельности  Поэтапное обучение методике экспериментально – исследовательской деятельности предполагает

Слайд 12Экспериментальная задача
Все лабораторные работы на определение величин проводятся по следующему алгоритму:
Актуализация

знаний
Постановка цели учителем
Совместное обсуждение способа достижения цели
Проектирование эксперимента (совместно или самостоятельно)
Реализация эксперимента индивидуально или в парах
Оформление отчета
Обсуждение и оценка результатов (возврат к цели работы)
Рефлексия деятельности
Выполнение п. 3-4 может быть домашним заданием.

Примеры: 1. После изучения в 7 классе выталкивающей силы предлагается определить объем картофелины при помощи динамометра
2. Экспериментально определить давление твердого тела на опору (деревянного бруска или человека в зависимости от возможностей учащихся).

Экспериментальная задача Все лабораторные работы на определение величин проводятся по следующему алгоритму:Актуализация знанийПостановка цели учителемСовместное обсуждение способа

Слайд 13Исследования
Все лабораторные работы на изучение зависимостей, исследования проходят по алгоритму:
Актуализация

знаний
Постановка проблемы учителем
Обсуждение вопроса «Как провести исследование?» (памятка)
Проектирование эксперимента (совместно или самостоятельно)
Реализация эксперимента индивидуально или в парах
Оформление отчета
Обсуждение итогов, выводов, результатов (возврат к цели работы)
Рефлексия деятельности

Примеры: 1. Исследование силы трения
2. Исследование архимедовой силы
3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины

ИсследованияВсе лабораторные работы на изучение зависимостей, исследования  проходят по алгоритму:Актуализация знанийПостановка проблемы учителемОбсуждение вопроса «Как провести

Слайд 14Этапы экспериментальной деятельности

Этапы экспериментальной деятельности

Слайд 15Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Слайд 16Результативность профессиональной педагогической деятельности Уровень внутренней мотивации (Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д.

Дубовицкой)


Результативность профессиональной педагогической деятельности Уровень внутренней мотивации (Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой)

Слайд 17Достигнутые эффекты

Внутренняя мотивация к изучению физики
Комфортность на уроке
Осознание собственной значимости,

как результат ситуации успеха и творчества
Освоение научного метода познания
Понимание смысла своих действий

Достигнутые эффектыВнутренняя мотивация к изучению физикиКомфортность на уроке Осознание собственной значимости, как результат ситуации успеха и творчестваОсвоение

Слайд 18Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Выступления на РМО и педсоветах
Проведение открытых

уроков
Публикация в сети Интернет

Адресная направленность личного вклада: опыт доступен учителю с любым опытом работы и может быть совместим с любыми образовательными технологиями и моделями преподавания

Транслируемость практических достижений  профессиональной деятельности Выступления на РМО и педсоветахПроведение открытых уроковПубликация в сети Интернет

Слайд 19Литература
Выготский Л.С. Проблемы сознания. Собр. сочинений. – М., 1982.т.1.
Давыдов В.В. Проблемы

развивающего обучения.- М., 1986
Зверева Н.М. Формирование естественнонаучного мышления школьников в процессе обучения физике. - Л., 1986
Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку: Учебное пособие.-М.: Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1985
Разумовский В.Г., Корсак И.В. Научный метод познания и государственный стандарт физического образования - Физика в школе, 2008, № 6
Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии.-Волгоград:Учитель, 2013
Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург, 2009
Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики.-М.:Просвещение, 1988
Физика. Планируемые результаты. Система заданий: пособие для учителей общеобразоват. организаций/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.-М.:Просвещение, 2014 (Работаем по новым стандартам)
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. httpХуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. http:Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Формирование универсальных учебных действий в основной школе:
от действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией
А.Г. Асмолова – М., 2011

ЛитератураВыготский Л.С. Проблемы сознания. Собр. сочинений. – М., 1982.т.1.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986Зверева Н.М. Формирование

Слайд 20Учитель должен точно знать, какой вопрос и когда задать, чтобы побудить

мысль ученика; как создать ситуацию успеха для «слабых», дать возможность проявить себя «сильным».
Ученик должен иметь навык элементарных действий, должен понимать смысл своих действий.
Именно это позволяет проводить уроки, главными слагаемыми которых являются развитие, увлеченность, комфорт.
Учитель должен точно знать, какой вопрос и когда задать, чтобы побудить мысль ученика; как создать ситуацию успеха

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть