Слайд 1Научно-исследовательская работа на уроках естественно-научного цикла.
Разработала учитель физики
Шемякина Ирина
Петровна
Слайд 2 В современной школе обучаются разные дети.
У каждого школьника свои интересы,
способности, желания, возможности. Но не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.
Слайд 3В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания и поэтому
в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и предпрофессиональной научной деятельности.
Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников.
Слайд 4 Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность,
культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.
Слайд 5 Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная
с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Слайд 6Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа.
Выделяют пять видов
творческих исследовательских работ:
Реферативные – работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте.
Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Слайд 7 Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и описание
заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.
Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Слайд 8Цель организации научно-исследовательской работы учащихся — воспитание образованной, гармонически развитой, творческой
личности; выявление и поддержка одаренных учащихся.
Основные задачи научной работы:
развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
сформировать чувство ответственности за порученное дело;
воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой
Слайд 9 Привлекая к научно-исследовательской работе школьников, необходимо так организовать последовательность овладения навыками творчества,
чтобы, с одной стороны, не «парализовать» эту способность у учащегося сложными задачами, а с другой стороны, не «приземлить» ее слишком простыми. Важно также, ориентируясь на средний уровень знаний, дать лучшим школьникам полнее использовать и развивать свои способности.
Слайд 10 Занимаясь научно-исследовательской работой, учащиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Составляют
доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы.
Проводя экспериментальную работу, учащиеся ведут журнал наблюдений, анализируют результаты наблюдений, готовят доклады на научную конференцию, который позже при доработке может перерасти в дипломную работу, защищаемую им.
Слайд 11Научно-исследовательская работа помогает
учащемуся научиться:
* работать с литературой;
* обобщать выводы различных авторов;
* выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом;
* выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;
* делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.
Слайд 12 Отличительной особенностью исследовательских работ от других видов творческих работ является:
Практическая методика исследования выбранного явления.
Собственный экспериментальный материал.
Анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Слайд 13 Существует определенный алгоритм выполнения научно-исследовательской работы – технологическая цепочка,
которая включает четыре этапа:
1. Диагностический этап
Целью диагностического этапа технологической цепочки по выполнению научно-исследовательской работы является “найти” ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования, психолого-педагогическую диагностику.
Слайд 142. Теоретический этап
Важнейшими задачами данного этапа является анализ проблемы,
определение источников информации, постановка задач, составление плана работы по теме исследования.
Слайд 15 Теоретический этап включает следующие направления деятельности:
3. Определение области исследования
– нужно четко определить границы предметной области, в рамках которой выполняется научно-исследовательская работа. Область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Например:
- экология человека,
- экология техносферы,
- экология флоры и фауны.
Слайд 16 Определение проблемы и темы исследования
Проблема – задача, преграда, трудность.
Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска.
Например:
- Проблема питьевой воды в районе исследования.
- Проблема перерождения лесного биогеоценоза вследствие негативной антропогенной нагрузки на лесной массив.
Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.
Например:
- “Секреты жевательной резинки”
- Взаимное влияние растений друг на друга”
- “Антропогенное влияние местного населения на экологическое состояние лесного биогеоценоза”
- “Проблема питьевой воды в поселке Бохан”.
Слайд 17 Выбор объекта и предмета исследования
Объект исследования – это процесс
или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Например: лесной биогеоценоз в районе исследования.
Предмет исследования – это часть объекта, которую можно преобразовать, чтобы объект изменился.
Например: экологическое состояние лесного биогеоценоза, вызванное негативной антропогенной нагрузкой.
Гипотеза исследования
Гипотеза (основание, предположение) – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение.
Например: Если местное население будет продолжать негативно влиять на экологическое состояние лесного биогеоценоза, то это в дальнейшем может привести к перерождению леса.
Слайд 18Формулировка цели и задач исследования.
Цель исследования – это конечный результат,
которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.
Обычно цель формулируют со слов:
- доказать
- обосновать
- разработать
- объяснить
- определить
- установить
Из поставленной цели вытекают задачи исследования.
Задача исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)
- выявить
- определить
- установить
- изучить
например: Цель исследования: Установить степень антропогенного влияния местного населения на экологическое состояние лесного биогеоценоза.
Задача исследования:
- изучение географического положения района исследования;
- проведение экологического мониторинга по изучению стадии перерождения леса;
- разработка мероприятий по улучшению экологического состояния лесного биогеоценоза.
Слайд 19Отбор методов исследования
Метод исследования – это способ достижения цели исследования.
Методы исследования делятся на теоретические(сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).
Составление плана исследования
Поиск и отбор информации по теме исследования.
Слайд 203. Практический этап (этап выполнения)
На данном этапе ребята выполняют согласно
плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно-исследовательскую работу.
Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощника.
Слайд 21Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ)
На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования презентации для защиты научно-исследовательской работы. Презентации можно сделать на бумажных носителях в виде диаграммы, схемы, таблицы, фотографии и на электронных носителях в форме компьютерной презентации.
Слайд 22Философ, просветитель Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”.
Чтобы
достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.