Презентация, доклад Методы научного познания на уроках физики.

Содержание

Недостатки подготовки учащихся в области методов научного познания:

Слайд 1 Методы научного познания как основа получения системных знаний при обучении физике
Овсянникова

Н.Г.
учитель физики МБОУ
«Гимназия № 1»
Методы научного познания как основа получения системных знаний при обучении физике Овсянникова Н.Г.учитель физики МБОУ «Гимназия

Слайд 2 Недостатки подготовки учащихся в области методов научного познания:

Недостатки подготовки учащихся в области методов научного познания:

Слайд 3Основные положения концепции научного познания

Основные положения концепции научного познания

Слайд 4

Цикличность развития научного познания

Цикличность развития  научного познания

Слайд 5Этапы теоретического обобщения

Этапы теоретического обобщения

Слайд 6Этапы цикла обучения

Этапы цикла обучения

Слайд 7Теоретическое обобщение

Теоретическое обобщение

Слайд 8 Формулировка, выражающая определение явления
Опыты, в которых обнаруживается явление
Объяснение явления на

основе теории (не всегда возможно)
Использование и учёт явления в практике, его проявления в природе

Явление

Формулировка, выражающая определение явленияОпыты, в которых обнаруживается явлениеОбъяснение явления на основе теории (не всегда возможно)Использование и

Слайд 9* Цель опыта
* Экспериментальная установка
* Выполнение эксперимента, измерения
* Анализ экспериментальных результатов

и выводы, вытекающие из опыта

Опыт

* Цель опыта* Экспериментальная установка* Выполнение эксперимента, измерения* Анализ экспериментальных результатов и выводы, вытекающие из опытаОпыт

Слайд 10* Математическое выражение и словесная формулировка закона
* Опытное подтверждение закона
* Объяснение

закона на основе теории (не всегда возможно)
* Границы применимости (не всегда возможно)
* Практическое применение и учет закона (не всегда возможно)


Закон

* Математическое выражение и словесная формулировка закона* Опытное подтверждение закона* Объяснение закона на основе теории (не всегда

Слайд 11* Явление или свойство, которое характеризует величина
* Определение величины и выражающая

её формула
* Единица измерения
* Способ измерения
* Формула, выражающая зависимость данной величины от других величин


Физическая величина

* Явление или свойство, которое характеризует величина* Определение величины и выражающая её формула * Единица измерения* Способ

Слайд 12* Исходные опытные факты
* Идеальный объект или модель
* Физические величины, характеризующие

модель
* Основные положения теории – принципы или гипотеза
* Следствия и частные законы, выводимые из основных положений
* Экспериментальная проверка следствий
* Границы применимости

Теория

* Исходные опытные факты* Идеальный объект или модель* Физические величины, характеризующие модель* Основные положения теории – принципы

Слайд 13* Назначение
* Устройство
* Принцип действия
* Область применения

Техническое устройство, прибор

* Назначение* Устройство* Принцип действия* Область примененияТехническое устройство, прибор

Слайд 14• представление о свойствах пространства – времени: относительность движения, отсутствие абсолютной

системы отчета, непрерывность пространства и времени;
• фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: принцип относительности, взаимодействие как причина явлений;
• понятие об объектах и моделях физических теорий. В механике: объект – макроскопические тела, модель – материальная точка;
• границы применимости (или их отсутствие) основных понятий – массы, силы, механической энергии, материальной точки

VII класс

•	 представление о свойствах пространства – времени: относительность движения, отсутствие абсолютной системы отчета, непрерывность пространства и времени;•	фундаментальные

Слайд 15Ученик устанавливал зависимость между силой трения скольжения тела, движущегося равномерно по

горизонтальной поверхности, и силой его нормального давления. Для этой цели он использовал динамометр и шесть одинаковых брусков массой 100 г каждый, которые поочерёдно ставил друг на друга, меняя тем самым силу нормального давления. Полученные учеником результаты представлены в таблице:

Задача

Ученик устанавливал зависимость между силой трения скольжения тела, движущегося равномерно по горизонтальной поверхности, и силой его нормального

Слайд 16• фундаментальные идеи и принципы физической картины мира
• понятие об объектах и

моделях физических теорий
• границы применимости (или их отсутствие) основных понятий


VIII класс

•	 фундаментальные идеи и принципы физической картины мира•	понятие об объектах и моделях физических теорий•	 границы применимости (или

Слайд 17 Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого угольного стержня от

его длины. Какую из указанных пар стержней можно использовать для этой цели?
А Б В Г
1) то ль к 1)только А, 2) только Б,
3) и А, и Б, 4) ни А, ни Б


Задача





Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого угольного стержня от его длины. Какую из указанных пар

Слайд 18представление о свойствах пространства-времени: относительность движения, отсутствие абсолютной системы отсчета, зависимость

расстояний и промежутков времени от скорости тела, непрерывность пространства и времени;
фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: конечность скорости распространения взаимодействий, принцип относительности, взаимодействие как причина явлений;
понятие об объектах и моделях физических теорий. В механике: объект – макроскопические тела, модель – материальная точка и системы точек, абсолютно твердое тело, упругое тело;
границы применимости (или их отсутствие) основных понятий – массы, силы, механической энергии, материальной точки;
основные законы и уравнения: закон сложения скоростей, законы движения Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения энергии и импульса;
границы применимости законов: законов движения Ньютона (действуют только в ИСО, относятся к материальным точкам), закона всемирного тяготения (применим лишь к материальным точкам), закона Гука (справедлив лишь в пределах упругости тела), закон сложения скоростей (выполняется при небольших скоростях движения тела); универсальность законов сохранения;
границы применимости теорий: классической механики (изучает движение макроскопических тел со скоростями много меньшими скорости света

IX класс

представление о свойствах пространства-времени: относительность движения, отсутствие абсолютной системы отсчета, зависимость расстояний и промежутков времени от скорости

Слайд 19Установите соответствие между научными открытиями и именами учёных, которым эти открытия

принадлежат. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ ИМЕНА УЧЁНЫХ
А) закон, определяющий тепловое действие 1) А. Ампер
электрического тока 2) Э.Х. Ленц
Б) закон магнитного взаимодействия 3) Ш. Кулон
проводников с током 4) М. Фарадей
 

Задача

Установите соответствие между научными открытиями и именами учёных, которым эти открытия принадлежат. К каждой позиции первого столбца

Слайд 20фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: принцип дальнодействия и близкодействия,

идея статистического характера движения системы микрообъектов;
понятие об объектах и моделях физических теорий. В молекулярной физике: объект – система атомов и молекул, газ, макроскопические тела, модель – атомы и молекулы в виде упругих шариков, идеальный газ, термодинамическая система. В электродинамике: объект – электрический заряд и электромагнитное поле, модель – точечный заряд, электростатическое поле, однородное магнитное поле, стационарное электрическое поле;
границы применимости (или их отсутствие) основных понятий – температуры, идеального газа, термодинамической системы, электростатического поля, точечного заряда, постоянного магнитного поля, однородного электрического поля;
основные законы и уравнения: основное уравнение МКП, уравнение Менделеева-Клайперона, первый закон термодинамики, закон Ома, закон Кулона, закон сохранения заряда формула для расчета силы Лоренца;
границы применимости законов: законов Кулона (действителен для точечных и покоящихся зарядов), основное уравнение МКТ (справедливо для систем, состоящих из большого числа частиц), уравнение Менделеева-Клайперона (справедливо для идеального газа), закон сохранения заряда (универсален);
границы применимости теории: молекулярно-кинетическая теория (используется для описания поведения систем с учетом их строения из большого числа частиц – атомов и молекул), термодинамики (изучает только на основе макроскопических характеристик тепловое движение физических систем, без учета их строения).

X класс

фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: принцип дальнодействия и близкодействия, идея статистического характера движения системы микрообъектов;

Слайд 21 Идеальный газ сжимают таким образом, что выполняется соотношение
pV2 =

const. Как при этом изменяются следующие физические величины ?
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Запишите получившуюся последовательность цифр.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЕ
А) температура 1) увеличилась
Б) давление 2) уменьшилось
В) внутренняя энергия 3) не изменится

задача

Идеальный газ сжимают таким образом, что выполняется соотношение pV2 = const. Как при этом изменяются следующие

Слайд 22представления о свойствах пространства – времени: постоянство скорости света по всем

направлениям;
фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: конечность скорости распространения взаимодействий, квантовые идеи, т.е. квантование энергии атома и корпускулярное строение света, универсальность корпускулярно- волнового дуализма (применение представлений о нем к свету, элементарным частицам, атомам);
понятие об объектах и моделях физических теорий. В квантовой физике: объект – элементарные частицы и их системы – атомы, молекулы, модель – планетарная модель атома, модель атома по Бору, протонно-нейтронная модель ядра;
границы применимости (или их отсутствие) основных понятий – гармонических колебаний и гармонических волн, видов излучений, моделей атома;
основные законы и уравнения: уравнение взаимосвязи массы и энергии, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, закон радиоактивного распада;
границы применимости законов: закона радиоактивного распада (относится к системам из большого числа частиц); границы применимости теорий: квантовой теории, электродинамики

XI класс

представления о свойствах пространства – времени: постоянство скорости света по всем направлениям;фундаментальные идеи и принципы физической картины

Слайд 23Установите соответствие между именами учёных 19 века и их вкладом в

развитие электродинамики.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

задача

Установите соответствие между именами учёных 19 века и их вкладом в развитие электродинамики. К каждой позиции первого

Слайд 24Умения конкретизировать основные положения теории познания
Умение, способствующее формированию мировоззрения и диалектического

мышления.

Необходимые умения

Умения конкретизировать основные положения теории познанияУмение, способствующее формированию мировоззрения и диалектического мышления.Необходимые умения

Слайд 25Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть