Слайд 1«Что такое звук?»
Элективный курс
Мир, окружающий нас, можно назвать миром звуков. Звучат
вокруг нас голоса людей и музыка, шум ветра и щебет птиц, рокот моторов и шелест листвы.
А что такое звук?
Проект на тему:
Слайд 2
Исследовательская работа по физике на тему : « Всё
о звуке»
Исполнитель: ученица 9а класса
МБОУ «СОШ с.Святославка»
Самойловского района Саратовской области
Вязовская Мария.
Руководитель: Мезин М.Н.
План работы.
Проведение экспериментов, обработка результатов.
Оформление результатов .
Защита проекта.
Слайд 4Поставим перед собой несколько вопросов и найдём на них ответы:
А
что такое звук?
Почему знания о звуке так важны для человека?
Почему в лесу, не видя объект мы можем его слышать, если он издаёт звук?
Почему мы вначале видим объект издающий звук, а потом его слышим?
Почему эхо не всегда можно услышать?
Наши исследования
Слайд 5А что такое звук?
Рассмотрим два основных аспекта:
Физический и бытовой.
Поставим перед собой
вопрос и найдём на него ответы:
Слайд 6Гипотезы:
Вопрос: А что такое звук?
Наши гипотезы:
Звук – это средство передачи и
приёма информации
Звук – это механические упругие волны.
Слайд 7Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос
Откуда
звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьез.
Слайд 8С помощью речи люди общаются, с помощью слуха получают информацию об
окружающем мире.
Слайд 9С физической точки зрения:
Звук – это механические упругие волны, распространяющиеся в
газах, жидкостях, твердых телах.
Волны, которые вызывают ощущение звука,
с частотой от 16 Гц до 20 000 Гц называют
звуковыми волнами (в основном продольные).
Слайд 10Причина появления звука - вибрация (колебания) тел, хотя эти колебания зачастую
незаметны для нашего глаза
Слайд 11Вокруг колеблющегося тела возникают колебания окружающей среды, которые распространяются в пространстве.
Слайд 12Источники звука — физические тела, которые колеблются , т.е. дрожат или
вибрируют с частотой
от 16 до 20000 раз в секунду. Вибрирующее тело может быть твердым, например, струна
или земная кора, газообразным, например, струя воздуха в духовых музыкальных инструментах
или в свистке или жидким, например, волны на воде.
Слайд 13Почему знания о звуке так важны для человека?
Можно рассмотреть два основных
аспекта:
Физический и бытовой.
Поставим перед собой вопрос и найдём на него ответы:
Слайд 14Гипотезы:
Вопрос: Почему знания о звуке так важны для человека?
Наши гипотезы:
Звук –
средство передачи информации.
Звук – источник положительного и негативного воздействия на организм.
Слайд 15Для человека и многих животных звук является средством обмена информацией
Звуковая информация
сопровождает человека на протяжении всей его жизни, поэтому знания о звуке играют большую роль при создании: качественных звуковых источников (акустические системы), звукоизоляции (студии звукозаписи) и т.д.
Глухонемые и страдающие тугоухостью обделены большим количеством информации.
Слайд 16Музыка и шум
Звуки высоких и низких частот
Умеренная, спокойная музыка плодотворно влияет
на деятельность человека и на его отдых.
Ритмичная – побуждает человека к решительным действиям.
Шум – это звуковой мусор. Наложение большого количества колебаний беспорядочно смешанных одно относительно другого и произвольно изменяющих интенсивность во времени, приводят к сложной форме колебаний. Такие сложные колебания, состоящие из большого числа простых звуков различной тональности, называют шумами.
Каждый человек в городе страдает шумовой болезнью. Шум, особенно большой интенсивности, не просто надоедает и утомляет – он может серьёзно подорвать здоровье. Поэтому люди, используя знания о свойствах звука, создают различного рода звукоизоляции.
Высокочастотные звуки раздражают человека,. А звуки низких частот разрушающе действуют на внутренние органы человека!
Слайд 17Почему в лесу, не видя объект мы можем его слышать, если
он издаёт звук?
Этот вопрос лучше всего объясняется с физической точки зрения.
Поставим перед собой вопрос и найдём на него ответы:
Слайд 18Гипотезы:
Вопрос: Почему в лесу, не видя объект мы можем его слышать,
если он издаёт звук?
Наши гипотезы:
Возможно звук передаётся от одного дерева другому и т.д.
Вероятнее всего звук обладает свойством огибать препятствия.
Слайд 19Как мы выяснили, звук поглощается пористыми телами и отражается от твёрдых
тел.
Поэтому, передача звука от одного дерева другому будет невозможна.
Следовательно звуковая волна огибает препятствия.
Явление огибания волнами препятствий называют дифракцией.
Слайд 20Почему мы вначале видим объект издающий звук, а потом его слышим?
Этот
вопрос лучше всего объясняется с физической точки зрения.
Поставим перед собой вопрос и найдём на него ответы:
Слайд 21Гипотезы:
Вопрос: Почему мы вначале видим объект издающий звук, а потом его
слышим?
Наша гипотеза:
Возможно звук имеет определённую скорость.
Слайд 22Распространение звуковых волн происходит с конечной скоростью. Это можно увидеть из
простейших наблюдений. Если в дали происходит гроза, выстрел, взрыв, свисток паровоза, удар топором и т.п., то сначала все эти явления видно, а только потом, спустя некоторое время, слышен звук.
Выводы
Слайд 23Как и всякая волна, звуковая волна характеризуется скоростью распространения колебаний в
ней.
Скорость распространения фазы волны в упругой среде жидкости или газа зависит от сжимаемости и плотности этой среды. В жидкостях и газах звук распространяется с постоянным давлением и его скорость пропорциональна корню квадратному из абсолютной температуры газа T.
Слайд 24В сухом воздухе, содержащим 0,03% углерода, при температуре 0 0C скорость
звука равна 331,5 м/с, а с повышением температуры увеличивается:
v = 331,1? ?T , где ? ’ 1/273 - коэффициент расширения газа. В воде звук распространяется примерно в 4,25 раза быстрее, чем в воздухе, а в твёрдых телах - ещё быстрее (около 5103 - 6103 м/с).
Слайд 25Чтобы определить скорость звука в воздухе:
V=s/t , где
V –
скорость звука (метр в секунду)
S – расстояние до источника (метры)
T – время распространения (секунды)
Слайд 26Почему эхо не всегда можно услышать?
Этот вопрос лучше всего объясняется с
физической точки зрения.
Поставим перед собой вопрос и найдём на него ответы:
Слайд 27Гипотезы:
Вопрос: Почему эхо не всегда можно услышать?
Наша гипотеза:
Эхо – это не
предсказуемое явление.
Образование эха зависит от свойств среды и объектов
Слайд 28Первое предположение теперь можно отбросить, так как человек научился создавать условия
для его возникновения.
Образование эха зависит от свойств среды и объектов
С явлением отражения звука связано такое известное явление, как эхо. Оно состоит в том, что звук от источника доходит до какого-то препятствия, которое и является границей двух сред, отражается от него, и возвращается к месту, где эта звуковая волна возникла. И если первичный звук и звук отражённый доходят до слушателя не одновременно, то он слышит звук дважды. Звук может испытать и несколько отражений.
Тогда можно услышать звук много раз. Например раскаты грома
Слайд 29При отражении звуковой волны от менее плотной среды, например лёгкие газы,
звуковая волна, распространяющаяся в воздухе, проходит через неё, вовлекая частицы этой среды в волновое движение и частично отражаясь.
Слайд 30Итог
Думают иные – те, кто ясно видят
Звезды, солнце, радугу, луну:
Как она
без зренья красоту опишет,
Как поймет без глаз и звуки, и весну?
Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев я ловлю,
Утопая в сумрак, я пойду по саду
И мечтать готова, и сказать: люблю...
Пусть я вовсе не имею зренья,
Но имею больше – чувств живых простор:
Слухом и послушным вдохновеньем
Я соткала жизненный узор...
Слайд 31Источники:
Журнал «Физика в школе», №3/ 1997г, №3/ 1998г.
Наука- энциклопедия «РОСМЭН»
Приложение к
1 сентября «Физика»№17/2000.
Факультатив «Физические основы работы клавишных музыкальных инструментов», газета «Физика»-приложение к 1 сентября, №12,1999.
Анфилов Г. В. « Физика и музыка».-М.: Детская литература,1964.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. «Факультативный курс физики.10 класс»
Интернет.