Слайд 1
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Проектная деятельность по физике как средство обучения
и воспитания школьника на ступени основной и старшей школы.
Научный руководитель О.Г.Белокопытова,
к.п.н., старший преподаватель
кафедры общей физики
Работу выполнила В.М. Конопля ,
учитель МБОУ Никольская СОШ
Слайд 2Актуальность
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего
и основного среднего образования (ФГОС ООО и ОСО) ставят задачи формирования и развития у обучающихся универсальных учебных действий, которые обеспечат их умение учиться, а также способности к будущему профессиональному саморазвитию и совершенствованию. Это может быть достигнуто при осознанном постижении школьниками различного социального опыта. Образовательные стандарты, внося определенные изменения в систему школьного образования, способствуют формированию такой модели образовательного пространства школы, которая включает в себя организацию урочной и внеурочной деятельности с опорой на государственный и социальный заказ.
Слайд 3 В Законе об образовании РФ №273-ФЗ от
29.12.2012 г. говорится о том, что среднее общее образование направлено на «…дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, …подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности»
Слайд 4 Одним из эффективных методов, по сравнению с
традиционными, носящими
репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Слайд 5 Анализ психолого-педагогической литературы
по рассматриваемой проблеме и обобщение педагогического опыта обозначили необходимость учета гуманизации образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе:
1.Взаимного доверия и уважения учителя и ученика;
2.Обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации учащегося как личности;
3.Принципа коллективного труда;
4.Осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся;
5.Использования личностно-ориентированного обучения.
Слайд 6Объект исследования: проектная деятельность в школьном образовании.
Предмет исследования: процессы обучения и
воспитания школьника через проектную деятельность по физике.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия, при которых проектная деятельность по физике выступает как средство обучения и воспитания школьника.
Слайд 7Гипотеза исследования:
применение проектной деятельности по физике как средство обучения
и воспитания в школьном образовании будет осуществляться с большей эффективностью, если:
актуализирован обучающий и воспитательный потенциал содержания школьного курса «Физика»;
осуществлена комплексная взаимосвязь урочной и внеурочной работы в проектной деятельности;
обеспечено ценностное взаимодействие учителей и учеников.
Слайд 8 Задачи
1.Уточнить понятийно-категориальный
аппарат исследования.
2.Описать современное понимание проектной деятельности на основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения и обобщения педагогического опыта.
3. Определить особенности обучения и воспитания школьника через проектную деятельность по физике.
4. Разработать варианты использования проектной деятельности на уроках физики и во внеурочной деятельности.
5. Подготовить методические рекомендации для учителей школ по применению проектной деятельности как средства обучения и воспитания школьника.
Слайд 9 Новизна
1. Уточнено содержание
понятия «проектной деятельности как средства обучения и воспитания школьника». Это позволяет гармонично дополнить традиционную классно-урочную систему, как новую технологию обучения, более тесно связанную с жизнью, практикой, стимулирующую учащихся самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.
Слайд 10 Новизна
2.Определена специфика проектной
деятельности по физике в школьном образовании. Специфика проектной деятельности обучающихся значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение.
Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон:
продукт как материализованный результат;
процесс как работа по выполнению проекта;
защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося.
Слайд 11 Новизна
3. Выявлены
показатели обучения и воспитания школьника через проектную деятельность по физике, сформированы следующие компетенции:
1. Рефлексивные умения
2. Поисковые (исследовательские) умения
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве
4.Коммуникативные умения
5.Презентационные умения и навыки
Слайд 12 Новизна
4. Разработаны
варианты использования проектной деятельности на уроках физики и во внеурочной деятельности.
Слайд 13Теоретическая значимость
Исследования заключается в том, что его результаты расширяют научно-педагогическое представление
о теории и практики применения метода проектов.
Теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия, при которых проектная деятельность по физике выступает как средство обучения и воспитания школьника.
Слайд 14Практическая значимость
1.Выявлены показатели обучения и воспитания школьника через проектную деятельность по
физике.
2. Подготовлены методические рекомендации для учителей школ по применению проектной деятельности как средства обучения и воспитания школьника.
Слайд 15Положения, выносимые на защиту:
1. В логике проведенного исследования педагогическими условиями внедрения проектной
деятельности по физике как средство обучения и воспитания школьника на ступени основной и старшей школы выступают:
- актуализация обучающего и воспитательного потенциала содержания школьного курса «Физика»;
- осуществление комплексной взаимосвязи урочной и внеурочной работы в проектной деятельности школьников на ступени основной и старшей школы;
- обеспечение ценностного взаимодействия учителей и учеников.
Слайд 16Положения, выносимые на защиту:
2. Актуализация обучающего и воспитательного потенциала содержания школьного
курса «Физика» заключается в том, что проектная деятельность предоставляет обширные возможности обучающемуся для становления профессионального самоопределения, а учебный проект может выступать «мощным» средством, направленным на развитие его творческого потенциала, самовыражение, самореализацию .
Слайд 17Положения, выносимые на защиту:
3. Осуществление комплексной взаимосвязи урочной и внеурочной работы в
проектной деятельности школьников на ступени основной и старшей школы направлено на качественное совершенствование процессов обучения и воспитания в основной и старшей школе.
Слайд 18Положения, выносимые на защиту:
4. Обеспечение ценностного взаимодействия учителей и учеников предполагает усиление
диалогического характера процесса обучения Совместная деятельность ученика и учителя, в ходе работы над проектом, дает ребенку возможность не только закрепить и усовершенствовать уже имеющиеся знания, но и освоить новые.
Слайд 19 Для успешной проектной деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой
работы и пробудить интерес к исследовательской работе.
Важно научить учащихся:
Ставить цель;
Составлять план исследований;
Подбирать необходимые приборы и материалы;
Собирать необходимые установки;
Проводить исследования и формулировать выводы.
А также:
Ознакомить учащихся с методами научных исследований по физике, который можно представить в виде следующей цепочки:
Теоретическое предвидение - разработка рабочей гипотезы - наблюдения - эксперимент - анализ экспериментальных фактов и выводы из них - проверка выводов на практике.
Слайд 20Виды проектов
Информационные
Игровые
Ролевые
Прикладные
Социальные
Учебно-исследовательские
Слайд 21Организации проектной деятельности (по количеству участников)
Индивидуальный
Парный.
Малогрупповой (до 5 человек).
Групповой (до 15
человек)
Коллективный (класс и более в рамках школы)
Муниципальный
Городской.
Всеросссийский
Международный
Сетевой (в том числе и в Интернете)
Слайд 22Формы представления результатов проектной деятельности
Макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карта.
Постеры, презентации.
Альбомы,
буклеты, брошюры, книги.
Реконструкции событий.
Эссе, рассказы, рисунки.
Документальные фильмы.
Выставки, игры, тематические вечера, концерты.
Сценарии мероприятий.
Веб-сайты, програмное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители).
Слайд 23Этапы работы учителя и учащихся над проектом
Подготовка.
Планирование.
Оценка результатов и процесса.
Исследование Анализ
и обобщение Защита проекта, представление или отчет.
Слайд 24 Анализ результатов работы с использованием метода проектов показал, что
у ребят сформировались навыки в области приобретения знаний из различных источников,
умения в области обработки информации для предоставления ее в различных видах,
ученики научились распространять знания среди сверстников.
Повысилась мотивация в обучении и, как следствие, повысилась успеваемость.
Слайд 25
Рис1.Динамика роста успеваемости по физике (2014-2016 гг)..
Слайд 26В заключение хотим заметить:
практико-ориентированные проекты позволяют удовлетворить одну из
наиболее важных потребностей учащихся - ощущение полезности своей деятельности.