Слайд 1Импульс тела. Закон сохранения импульса
Выполнила учитель физики МАОУ»СОШ №17»г Улан-Удэ Голунько
Т.А
Слайд 2АННОТАЦИЯ
Тема : «Импульс тела. Закон сохранения импульса»
Выполнила : учитель физики школы№17
Голунько Т.А, учитель высшей категории
Методические рекомендации: Использовать на уроках физики в 9-ом классе в рамках календарно- тематического планирования
Используемые материалы :
Интернет ресурсы
Собственные методические разработки
Объём: 25 слайдов
Слайд 3Цели урока
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
Дать понятия: импульс тела, импульс силы, упругое и неупругое
столкновение, сформулировать закон сохранения импульса
РАЗВИВАЮЩИЕ прививать навыки исследования, делать выводы ,логически идти от простого к сложному
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ умение работать в группах, слышать мнение товарищей, отстаивать собственное мнение
Слайд 4ФИЗИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
ИМПУЛЬС( ОТ ЛАТИНСКОГО impulsus –толчёк к чему-либо, пробуждение, стремление, быстрый
скачёк)
Слайд 5ХОД УРОКА
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1 Ответить на вопросы
Что называется первой ,второй
и третьей космической скоростью? По каким траекториям может двигаться тело, запущенное с поверхности Земли?
Почему спутники ,обращаясь вокруг Земли под действием силы тяжести, не падают на неё?
Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? В какой стране произошёл запуск?
Для каких целей запускают искусственные спутники Земли?
2 Решение задач
Рассчитайте угловую и линейную скорость орбитального движения ИСЗ «Экран», зная, что высота орбиты3600км, период обращения 24ч
Вам необходимо запустить ИСЗ на круговую орбиту высотой 300км Определить период обращения вашего ИСЗ и скорость с которой он должен двигаться
Слайд 6Решение кроссворда
Величина ,характеризующая взаимодействие тел
Величина .которую ювелиры применяют в каратах
Польский
ученый
Учёный ,который открыл закон, связанный с деформацией тел
Итальянский учёный, открывший четыре больших спутника Юпитера, которые часто называют в честь этого ученого
Английский ученый, открывший закон всемирного тяготения
Величина. которую можно измерить с помощью акселерометра
ВОПРОСЫ
Слайд 82 ИМПУЛЬС ТЕЛА .ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. Краткий конспект
Импульс тела-векторная величина, равная
произведению массы на скорость
Слайд 9КОНСПЕКТ
ИМПУЛЬС СИЛЫ- векторная величина. равная произведению силы, действующей на тело, на
время действия. Импульс силы равен изменению импульса тела
Импульс тела и импульс силы
Проведем простое наблюдение. Положим на стол теннисный шарик. Если на него подуть, то шарик немного откатится в сторону. Если подуть сильнее, то шарик откатится дальше. Такого же результата можно достичь, если дуть не сильно, но более длительное время. Другими словами, результат действия силы на тело зависит не только от самой силы, но и от времени ее действия.
Произведение силы на время ее действия называется импульсом силы:
Проведем мысленный эксперимент. Вообразим, что у нас есть тележка с песком, стоящая на рельсах. Выстрелим из пистолета в тележку так, чтобы пуля застряла в песке. В результате тележка покатится по рельсам. Остановим ее и возьмем тяжелую гирю. Пронося ее над тележкой с небольшой скоростью, уроним на песок. После нескольких тренировок гирю можно уронить так, чтобы тележка двигалась с такой же скоростью, как и после выстрела из пистолета. В этом случае говорят, что пуля и гиря передали тележке одинаковое количество движения.
Слайд 10В замкнутой системе векторная сумма импульсов тел не изменяется, сохраняется
Слайд 12Частные случаи закона сохранения импульса
Ударные взаимодействия. Система тел незамкнута, но в
течение короткого времени (во время удара) в ней развиваются силы взаимодействия, значительно превышающие внешние силы. На это время систему тел можно считать замкнутой, пренебречь внешними силами и применить закон сохранения импульса. Сохранение компонент импульса. Система тел незамкнута, но суммарная проекция внешних сил на некоторое направление равна нулю. В этом случае проекция полного импульса системы на данное направление остается неизменной при любых взаимодействиях тел.
Например, если сумма всех внешних сил по оси X равна нулю, то изменение проекции всех импульсов частей системы на ось X также равна нулю.
Слайд 13Рассмотрим два взаимодействующих тела, например, бильярдные шары. Запишем для них формулу
третьего закона Ньютона
F1 = – F2
и выведенную нами формулу:
F1*∆t = m1v1 – m1v01 и
F2*∆t = m2v2 – m2v02
Подставив два последних равенства в формулу третьего закона Ньютона и проведя преобразования, получим: m 2v01 +m2 v02 =m 1v 1+m 2v 2
Это утверждение называют законом сохранения импульса: сумма импульсов тел до взаимодействия равна сумме их импульсов после взаимодействия. Однако закон справедлив лишь в том случае, если рассматриваемые тела взаимодействуют только друг с другом.
Быстро летящие бильярдные шары можно приблизительно считать взаимодействующими только друг с другом. Поэтому на чертеже выполяется векторное равенство: 5 м/с = 3 м/с + 4 м/с .
Слайд 14Наглядное подтверждение выполнения закона сохранения импульса каждый из вас хоть раз
в жизни, но видел. Кто-то бывал в тире, кто-то видел в кино как стреляют из пушек и т.д. И вы видели, что при выстреле пуля (снаряд) вылетает из ствола в одну сторону, а винтовка (пушка) отскакивает в другую сторону. Например вот так
Слайд 16ПРИМЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗСИ
Следствием закона сохранения импульса является реактивное движение.
Для осуществления реактивного
движения не требуется взаимодействия с внешними телами.
Слайд 17ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Столкновение автомобилей.
Объясни эти ситуации с точки зрения закона сохранения
импульса.
Слайд 18ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ
Для будущих защитников.
При стрельбе существует явление отдачи и на
плече у солдата, к которому он прикладывает винтовку, могут появиться синяки.
Почему же солдат, держащий на плече базуку ( ручной гранатомет), не испытывает при стрельбе отдачи?
В каком случае ружье стреляет дальше: когда оно неподвижно закреплено, или когда оно подвешено?
ОКОЛО ФИЗИКИ
В кино, когда надо показать эффектно разлетающиеся осколки камня или стены после выстрела, винтовки заряжают мраморными пулями.
Слайд 19Почему большая рыба плывет назад?
Чем отличаются эти ситуации?
Слайд 20ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА
Векторная сумма импульсов взаимодействующих тел, составляющих замкнутую систему, остается
Слайд 21Экспериментальная работа в группах «Изучение закона сохранения импульса»
Оборудование: лента измерительная, желоб,
шары одинаковой массы 3-4шт, цилиндры металлические из набора тел для калориметра 2 шт, ударник пружинный.
Для упражнения можно предложить учащимся следующие случаи взаимодействия шаров.
На желоб кладут два шара. Один шар оставляют в покое, а другой толкают в направлении первого шара.
Слайд 22 После столкновения один шар останавливается, а второй начинает двигаться, либо
оба шара двигаются с одинаковой скоростью, равной половине первоначальной скорости второго шара
2. Два одинаковых шара толкают в одну и ту же сторону, сообщая им различные скорости. Шар, движущийся с большей скоростью, догоняет шар скорость которого меньше.
Слайд 23 После неупругого удара оба шара продолжают двигаться в одну
сторону с одинаковой скоростью
3. Два одинаковых шара приводят в руками навстречу друг другу с одинаковыми скоростями. После неупругого удара шары останавливаются
ЗАПИСАТЬ ДЛЯ КАЖДОГО СЛУЧАЯ ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА И ПРРОКОММЕНТИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРЕМЕНТА
Слайд 24ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
У какого тела модуль импульса больше: у спокойно идущего слона
или летящей пули
Сформулируйте закон сохранения импульса. Что называется импульсом тела, импульсом силы? Как связаны между собой эти физические величины?
Каким максимальным импульсом можете обладать вы?
Приведите примеры, когда вы передавали часть своего импульса другим телам
Слайд 25Домашняя работа
§21 .22 , упр. 20
Составьте задачи по теме и решите
их, нарисуйте веселые картинки по теме