Слайд 1МОУ «Средняя школа №8 города Макеевки»
Формирование информационной компетентности
учащихся
Подготовила Москвичева Л. М.,
учитель физики МОУ «СШ №8» .
Слайд 2Одна из задач современной школы
В наши дни современная школа должна готовить
выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания.
Слайд 3 Необходимо создать такие условия обучения, при которых дети могли бы
раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире.
В качестве приоритетных направлений образования на первом месте стоит переход к новым образовательным стандартам.
Слайд 4Методологическая основа Стандарта образования:
компетентностно -ориентированный,
личностно-ориентированный,
системно - деятельностный подходы, которые
обеспечивают:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.
Слайд 5Отличительная черта образовательных Стандартов
Новый подход к формированию
содержания и
оценке результатов
обучения на основе принципа:
от «знаю и умею» - к «знаю,
умею и умею применять на практике».
Становление личностных характеристик выпускника
умение ориентироваться в многообразных информационных потоках,
работать с различными источниками информации, владеть современными технологиями ее поиска,
извлекать необходимую информацию из различных источников, перерабатывать и применять в практических целях.
Слайд 7Информационно-коммуникационные технологии
это технологии, использующие компьютерные технологии (информационные процессы) и
средства коммуникации (средства связи - Интернет)
Слайд 8ИКТ позволяют решать следующие дидактические задачи:
Усиление мотивации к обучению
Активизация процесса обучения,
возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности
Изменение контроля за деятельностью учащихся, обеспечение гибкости процесса обучения
Формирование у учащихся рефлексии своей деятельности
Слайд 9ИКТ позволяют решать следующие дидактические задачи:
Совершенствование учебно – воспитательного процесса
Повышение
продуктивности подготовки учащихся
Индивидуализация работы учащихся и учителя
Ускорение распространения и доступа к достижениям педагогической науки и практики
Слайд 10ИКТ - грамотность
ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации для
получения доступа к информации, управления ею, интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе
Слайд 11ИКТ- компетентность
Под информационной компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности.
Слайд 12ИКТ - компетентность
- это способность использовать ИКТ для выполнения различных
задач;
- умение работать с информацией, критически осмысливать ее;
- умение моделировать и проектировать свою деятельность;
- использовать современные ИКТ для увеличения производительности труда.
Слайд 13Знания, с которыми связана ИКТ - компетенция
- знание языка, особенностей
функционирования речи;
закономерностей строения текста;
закономерностей построения графиков, диаграмм;
составления таблиц, схем;
структуры печатных изданий, библиотечных каталогов;
разновидностей СМИ;
возможностей электронной техники.
Слайд 15Способы деятельности, в которых проявляется освоение информационной компетенции
Формирование информационной компетентности
учеников чаще всего осуществляется через подготовку рефератов, сообщений, создание презентаций учебных тем, контроля знаний
Слайд 16Способы формирования информационной компетентности ученика:
Изучение ИКТ-технологий ,способов обработки информации и их
применение;
Активизация деятельности для получения новых знаний;
Реализация творческого подхода в поиске решения проблемной ситуации;
Участие в дистанционном процессе;
Повышение заинтересованности в развитии информационной базы
Слайд 17Способы формирования информационной компетентности ученика
Эффективным является включение в урок
виртуальных лабораторий, компьютерных моделей, где ученики могут исследовать физическую величину, проверить закон, пронаблюдать за явлением, рассмотреть ход ядерной реакции, пронаблюдать за работой паровой турбины или ядерного реактора.
Слайд 18Способы формирования информационной компетентности ученика
Электронные носители являются необходимым средством для
формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися, так как содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля.
Слайд 19Способы формирования информационной компетентности ученика
Например, при подготовке к ГИА и ЕГЭ,
учащиеся могут осуществлять контроль знаний, выполняя тестовые задания. Можно использовать для этой цели сайты:
wwwwww.www.schooltestwww.schooltest.www.schooltest.ru
wwwwww.www.onlinetestpadwww.onlinetestpad.www.onlinetestpad.com
wwwwww.www.neznaikawww.neznaika.www.neznaika.pro
wwwwww.www.ctegewww.ctege.www.ctege.info
wwwwww.www.egewww.ege-www.ege-powww.ege-po-www.ege-po-fizike
Слайд 20Способы формирования информационной компетентности ученика
Регулярное использование презентаций, созданных самостоятельно
средствами Microsoft Power Point или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под контингент учащихся своего класса
Слайд 21Способы формирования информационной компетентности ученика
Создание презентаций способствует расширению кругозора
учеников, формированию умений работать с дополнительными источниками информации.
Слайд 22Способы формирования информационной компетентности ученика
Включение в презентацию слайдов обратной связи
контролирующего характера (проверь себя, ответь на вопросы, выбери правильный ответ), при этом вопросы и ответы на них составляет сам учащийся.
Слайд 23Способы формирования информационной компетентности ученика
Например, при изучении выталкивающей
силы, можно предложить учащимся создать презентацию об Архимеде. Изучение нового материала по данной теме будет проходить с учетом материала, выполненного детьми в качестве творческого задания.
Слайд 24Способы формирования информационной компетентности ученика
Школа принимала участие в пилотном проекте
«Открытый мир». С того времени мы используем презентации по теме «Оптика». Для изучения вопросов астрономии силами учеников и учителей создана серия презентаций о планетах, малых телах Солнечной системы, различных звездах и обсерваториях.
Слайд 25 Лекция с использованием мультимедийного проектора позволяет демонстрировать
учащимся красочные чертежи и проводить построения «в реальном времени», для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.
Слайд 26Кластер
Создание кластера - одна из форм использования ИКТ. Кластер (как и
все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи.
Слайд 27Использование ИКТ во внеклассной деятельности :
проведение недели физики , подготовка
и проведение внеклассных мероприятий (презентации, викторины, КВНы, а также другие различные формы мероприятий);
создание презентаций по результатам исследовательской деятельности (конкурсы, турниры, защита работ
МАН
Слайд 28
Показатели ИКТ компетентности современного ученика
понимание образования как одного из ,
процессов, происходящих в глобальной информационной паутине;
- свободное вхождение в систему получения информации и получение базовых навыков обработки информации;
- наличие способностей к анализу, творческому подходу восприятия информации;
- владение навыками получения, хранения и использования информации.