Презентация, доклад Электромагнитное поле 11 классЖуравлева Светлана Владимировна МБ НОУ Гимназия №62 г. НовокузнецкаФизика, 11 классПлан урока Электромагнитное поле как особый вид материи

Взаимосвязь электричества и магнетизма Вплоть до начала XIX в. электричество и магнетизм считались не связанными друг с другом взаимодействиями.1735 г. – в одном из научных лондонских журналов отмечалось, что в результате удара молнией в комнате были

Слайд 1Электромагнитное поле
Составитель: Журавлева Светлана,
Учитель физики МБ НОУ «Гимназия № 62»,

г. Новокузнецк
2015
Электромагнитное полеСоставитель: Журавлева Светлана, Учитель физики МБ НОУ «Гимназия № 62», г. Новокузнецк2015

Слайд 2Взаимосвязь электричества и магнетизма
Вплоть до начала XIX в. электричество и магнетизм

считались не связанными друг с другом взаимодействиями.

1735 г. – в одном из научных лондонских журналов отмечалось, что в результате удара молнией в комнате были разбросаны и сильно намагничены ножи и вилки. Это свидетельствовало о магнитном воздействии электрического разряда или тока на металлические предметы.

Однако разгадка взаимосвязи электричества и магнетизма пришла лишь после того, как исследователи научились получать электрический ток.

Слайд 3Ханс Христиан Эрстед (1777 -1851) Профессор Копенгагенского университета

Ханс Христиан Эрстед (1777 -1851) Профессор Копенгагенского университета

Слайд 4Опыт Эрстеда (1820)

Электрический ток оказывает магнитное действие.

Покоящиеся заряды на магнитную

стрелку не действуют.

Вывод:
магнитное поле порождается движущимися зарядами.
Опыт Эрстеда (1820) 	Электрический ток оказывает магнитное действие. 	Покоящиеся заряды на магнитную стрелку не действуют. 		Вывод: 	магнитное

Слайд 5Андре Мари Ампер (1775 - 1836) Французский физик, математик, химик

Андре Мари Ампер (1775 - 1836) Французский физик, математик, химик

Слайд 6Закон Ампера (1820)
Через два месяца после открытия Эрстеда Ампер заложил новую

науку – ЭЛЕКТРОДИНАМИКУ –
показав, как действует магнитное поле на проводник с током.
FA = I B Δl sinα

Из закона Ампера следует, что параллельные проводники с электрическими токами, текущими в одном направлении, притягиваются, а в противоположных — отталкиваются.

Гипотеза Ампера:
Магнитные свойства тела определяются замкнутыми токами внутри него.
Действуя на магнитную стрелку, магнитное поле действует на токи, циркулирующие внутри нее.

Закон Ампера (1820)		Через два месяца после открытия Эрстеда Ампер заложил новую науку – ЭЛЕКТРОДИНАМИКУ – 	показав, как

Слайд 7Майкл Фарадей (1791 – 1867) Английский физик и химик

Майкл Фарадей (1791 – 1867) Английский физик и химик

Слайд 8В 1831 г. Фарадей впервые наблюдал явление электромагнитной индукции
В момент замыкания

и размыкания ключа, вольтметр регистрировал ток во внешней катушке.
При установлении постоянного тока во внутренней катушке индуцированный ток во второй - отсутсвовал

Вывод: только переменное магнитное поле порождает ток!
Явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического тока в замкнутом проводящем контуре при изменении во времени магнитного потока, пронизывающего контур.

В 1831 г. Фарадей впервые наблюдал явление электромагнитной индукции		В момент замыкания и размыкания ключа, вольтметр регистрировал ток

Слайд 9Итак, к середине XIX в. было известно:
Электрический ток (движущиеся заряды) порождает

вокруг себя магнитное поле.
Постоянное магнитное поле оказывает ориентирующее действие на проводник с током (и движущиеся заряды, соответственно)
Переменное магнитное поле способно порождать электрический ток (т.е. приводить заряженные частицы в направленное движение по средствам электрического поля)

И один шотландец задался вопросом:
если переменное магнитное поле порождает электрическое поле, то не существует ли в природе обратного процесса – не порождает ли электрическое поле, в свою очередь, магнитное?

Итак, к середине XIX в. было известно:Электрический ток (движущиеся заряды) порождает вокруг себя магнитное поле.Постоянное магнитное поле

Слайд 10Джеймс Клерк Максвелл (1831 -1879) Британский физик, математик и механик.

Джеймс Клерк Максвелл (1831 -1879) Британский физик, математик и механик.

Слайд 11Гипотеза Максвелла: во всех случаях, когда электрическое поле изменяется со временем,

оно порождает магнитное поле.

При зарядке конденсатора в пространстве между обкладками существует изменяющееся электрическое поле.

Изменяющееся электрическое поле создает такое же магнитное поле, как если бы между обкладками конденсатора существовал электрический ток.

Гипотеза Максвелла: во всех случаях, когда электрическое поле изменяется со временем, оно порождает магнитное поле.	При зарядке конденсатора

Слайд 12 Направление вектора магнитной индукции В: Линии магнитной индукции порожденного магнитного поля охватывают

линии напряженности электрического поля. при возрастании напряженности электрического поля направление вектора магнитной индукции образует правый винт с направлением вектора Е. При убывании – левый.

При изменении магнитного поля
картина аналогична.

Направление вектора магнитной индукции В:  Линии магнитной индукции порожденного магнитного поля  охватывают линии напряженности

Слайд 13Вывод Максвелла: поля не существуют обособленно, независимо друг от друга.
Нельзя

создать переменное магнитное поле без того, чтобы одновременно в пространстве не возникло и электрическое поле. И наоборот,
Переменное электрическое поле не существует без магнитного.

Электрические и магнитные поля – проявление единого целого – ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ.

Не менее важно то обстоятельство, что электрическое поле без магнитного, и наоборот, могут существовать лишь по отношению к определенным системам отсчета.
Так, покоящийся заряд создает только электрическое поле. Но ведь заряд покоится лишь относительно определенной системы отсчета, а относительно другой он будет двигаться и, следовательно, создавать магнитное поле.

Вывод Максвелла: поля не существуют обособленно, независимо друг от друга.  Нельзя создать переменное магнитное поле без

Слайд 14Определение в БСЭ:

взаимодействие между электрически заряженными частицами.
Электромагнитное поле в вакууме характеризуется вектором напряжённости электрического поля Е и магнитной индукцией В, которые определяют силы, действующие со стороны поля на неподвижные и движущиеся заряженные частицы.

Определение в БСЭ:		Электромагнитное поле – особая форма материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между электрически заряженными частицами.		Электромагнитное поле

Слайд 15Заключение

В 1864 г. Дж. Максвелл создаёт теорию электромагнитного поля, согласно которой

электрическое и магнитное поля существуют как взаимосвязанные составляющие единого целого — электромагнитного поля.
Эта теория с единой точки зрения объясняла результаты всех предшествующих исследований в области электродинамики