Слайд 1
Теребило Наталья Михайловна
учитель физики МОУ - СОШ д. Новые Ивайтенки
Концепция
физического образования в России
Концепция развития предметной области "ФИЗИКА"
Слайд 2Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели,
задачи и основные направления развития естественнонаучного образования в Российской Федерации, а также определяет механизмы, ресурсное обеспечение, целевые показатели и ожидаемые результаты от ее реализации. Концепция имеет целью совершенствование системы естественнонаучного образования в Российской Федерации.
Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.
Слайд 3Значение учебного предмета «Физика»
в современной системе общего образования
Естественнонаучное образование выполняет
системообразующую и мировоззренческую функции, играет принципиальную роль в формировании научного мировоззрения обучающихся. Естественные науки, основы которых изучаются в рамках предметной области «Естественнонаучные предметы», объединяет общий объект изучения – природа и общий метод изучения окружающего мира – естественнонаучный метод познания. Это позволяет рассматривать естественнонаучные предметы как единый комплекс, обуславливает общность целей их изучения в общем образовании и общие подходы к совершенствованию преподавания естественнонаучных предметов.
«Физика» – системообразующий учебный предмет для предметной области «Естественнонаучные предметы», поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией. Использование и активное применение физических знаний определило характер и бурное развитие разнообразных технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса, получения новых материалов с заданными свойствами и др. Без физики было бы невозможным само появление информационных технологий, лавинообразное развитие вычислительной техники.
Слайд 4Физическое образование в России
Увлекательность научного исследования
Реальное благосостояние населения
Проблемное
преподавание
Проблемное
обучение
Слайд 5Физика – это предмет, который наряду с другими естественнонаучными предметами, должен
дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания.
Физическое образование должно готовить российских граждан к жизни и работе в условиях современной инновационной экономики, которая только и может обеспечить реальное благосостояние населения и выход России на передовые позиции в мире в науке и технологиях.
Слайд 6Целями обучения физике в школе являются:
формирование интереса и стремления учащихся к
научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям
формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
формирование умений объяснять явления с использованием физических знаний и научных доказательств;
формирование представлений о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий.
развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанных с физикой.
Слайд 7Цели и задачи Концепции
Целью Концепции является повышение качества преподавания и
изучения физики в образовательных организациях с учетом перспективных направлений научно-технического развития Российской Федерации. научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:
обновление документов, регламентирующих содержание физического образования;
обновление содержания образовательных программ для уровней начального, основного и среднего общего образования с учетом преемственности и учета концептуальных подходов к изучению вопросов физики;
обновление учебно-методических комплектов, технологий и методик обучения;
совершенствование материально-технической базы школьных кабинетов физики;
совершенствование системы оценки учебных достижений обучающихся,
совершенствование системы подготовки учителей физики и повышение их квалификации с использованием современных педагогических технологий и методов обучения, содействие их профессиональному росту.
Слайд 8Основные направления реализации Концепции
Обновление содержания образования, относящегося к области физики
должно базироваться на следующих основаниях:
В начальной школе элементы физики должны входить в содержание предмета «Окружающий мир», программа которого должна включать в себя знакомство с наиболее яркими физическими явлениям, агрегатными состояниями вещества, различными видами энергии и их взаимными превращениями. Акцент в обучении должен делаться на усилении наглядности.
В 5-6 классах основной школы элементы физики должны изучаться в рамках интегрированного предмета «Естествознание». Здесь знакомство с основными физическими явлениями должно переходить на новый качественный уровень, предполагающий проведение простейших исследований, измерений и даже обработку данных с помощью компьютера. Именно на этом этапе школьники способны переходить к научным объяснениям обновление содержания образовательных программ для уровней начального, основного и среднего общего образования с учетом преемственности и учета концептуальных подходов к изучению вопросов физики;
Слайд 9Основные направления реализации Концепции
Обновление содержания образования, относящегося к области физики
должно базироваться на следующих основаниях:
В 7-9 классах физика должна изучаться в виде обязательного для всех учащихся систематического курса. Ключевым здесь должно являться экспериментальное исследование физических явлений, изучение эмпирических законов, применение физических знаний в реальных жизненных ситуациях, понимание связи физики с окружающими нас устройствами и технологиями. Должно быть расширено использование исследовательского подхода в ученическом эксперименте, а в требованиях к результатам обучения акцент перенесен с решения расчетных задач обновление учебно-методических комплектов, технологий и методик обучения;
В 10-11 классах физика может изучаться либо в рамках интегрированного курса, либо отдельного предмета. Основной целью изучения предмета на базовом уровне в средней школе должно стать формирование естественнонаучной грамотности, что требует существенного усиления методологической составляющей курса и расширение аппарата усвоения учебно-методических комплектов заданиями практико- ориентированного характера.
На углубленном уровне физика изучается как научная дисциплина, имеющая непосредственное отношение к будущей научной или инженерной
профессиональной сфере деятельности, выбранной учащимся.
Слайд 10Основные направления реализации Концепции
Стержневыми элементами курса физики основной школы являются
физические явления (формирование знаний о природе физических явлений, их причинах, основных физических понятия и знаний феноменологических законов физики). Стержневой идеей курса физики средней школы является физическая теория.
Важной составляющей обновления содержания физического образования является совершенствование инструментария для оценки учебных достижений по физике, включая расширение инструментария для учительского оценивания, внешней оценки на уровне внутреннего мониторинга образовательной организации, муниципальных и региональных систем оценки качества образования, обновление контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и других оценочных процедур.
Слайд 11 Основные направления реализации Концепции
Модернизация
подходов к преподаванию физики
как в основной, так и в средней школе должна обеспечиваться внедрением современных технологий обучения, таких как:
технология использования компьютерного моделирования в процессе исследовательского обучения, технология, основанная на использовании планшетных компьютеров и мобильных телефонов,
технология сотрудничества в обучении (работа в малых группах сотрудничества),
технология «перевернутого» обучения (самостоятельное изучение нового материала до проведения урока),
технология дополненной реальности (виртуальные объекты и информация дополняют сведения о физических объектах
и окружающей среде при проведении учебных исследований);
технология формирования экспериментальных умений учащихся.
Слайд 12Концепция физического образования в России
Увлекательность научного исследования
Реальное благосостояние населения
Проблемное
преподавание
Проблемное
обучение
Приоритетным методом является проектно-исследовательская деятельность обучающихся, которая носит интегративный характер .
Слайд 13 Основные направления реализации Концепции
Модернизация
подходов к преподаванию физики
Важнейшим показателем оценки деятельности учителя физики должен быть показатель динамики образовательных достижений обучающихся, о которой можно судить как на основании внешних оценочных процедур, так и на основании внутреннего мониторинга образовательной организации.
Для преподавания учебного предмета «Астрономия» в качестве самостоятельного предмета на уровне среднего общего образования необходимо при получении высшего педагогического образования присваивать квалификацию «учитель физики и астрономии».
Необходимо разработать специальный профессиональный стандарт для учителей физики, расширив и конкретизировав необходимые умения в обобщенных трудовых функциях
Основные направления реализации Концепции
Материально-технические условия организации процесса
обучения физике
требуют оснащения кабинета физики необходимым оборудованием, а также оснащение специальной лаборатории для занятий проектной и учебно- исследовательской деятельностью (единого для всех предметов естественнонаучного цикла).
Отбор оборудования для кабинета физики должен осуществляться на основе принципов полноты, преемственности и оптимального сочетания классических и современных (компьютерных) средств измерений.
Приоритетом является лабораторное оборудование для фронтального эксперимента, которое оптимально представлять в виде тематических комплектов (по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике). Целесообразно перейти на Федеральный программно-целевой способ обновления материальной базы школьных кабинетов физики. Необходимо разработать единые технические условия производства оборудования для обучения физике в общем образовании, что позволит обеспечить стандартизацию оснащения школьных кабинетов физики.
Слайд 15 Основные направления реализации Концепции
Реализация
концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания физики, будет способствовать реализации Стратегии научно- технологического развития Российской федерации1.
Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
Слайд 16
Наша миссия
Наша миссия – великое искусство
Всё, что умеем, знаем
и можем,
Мы отдаём и в сердце большом
Место найдётся для каждого.
Каждого нужно увидеть, раскрыть.
Всем нам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить .
Слайд 20Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической
последовательности:
анализ проблемной ситуации;
формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя;
решение проблемы: выдвижение предположении; обоснование гипотезы (обоснованный выбор одного из предположений в качестве вероятного пути решения проблемы);
доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное);
проверка правильности решения.
Слайд 22Несколько способов выдвижения проблем.
3. Выдвижение проблемы в связи с поисками нового
метода измерения физической величины.
4. Постановка вопроса, требующего установления связи между явлениями или величинами, характеризующими явление.
5. Постановка проблемного вопроса с целью привлечения имеющихся у учащихся знаний к решению задач практического характера.
Слайд 23Проблемное обучение при объяснении нового материала.
Формы проблемного обучения
Проблемное изложение
Поисковая
(эвристическая)
беседа
Слайд 24Методика проблемного обучения в большой мере зависит от содержания учебного материала.
Слайд 25Проблемное изучение физических явлений.
Типичная схема изучения физических явлений в
наиболее полном виде выглядит следующим образом.
1. Наблюдение явления.
2. Выявление характерных особенностей явления.
3. Установление связей данного явления с другими, ранее изученными явлениями и объяснение природы явления.
4. Введение новых физических величин и констант, характеризующих изучаемое явление.
5. Установление количественных закономерностей, относящихся к рассматриваемому явлению.
6. Практическое применение изученного явления.
Слайд 26 Проблемный подход может быть использован в той или иной
степени на всех этапах изучения физического явления. Однако наибольшие возможности для проблемного обучения открываются при выяснении природы явления.
Слайд 27Проблемное изучение физических законов.
Физические законы, изучаемые в школе, по
способу их установления можно разделить на следующие группы:
1. Законы, устанавливаемые экспериментально.
2. Законы, устанавливаемые теоретически. При опытном установлении физических законов открываются
две возможности для
применения проблемного
подхода.
Слайд 28
Проблемное изучение физических теорий.
Развитие физических теорий всегда происходило на
основе преодоления противоречий между сложившимися представлениями и новыми фактами, опытными данными, которые не укладывались в рамки этих представлений. Подведение учащихся к осознанию решающих проблем физики, привлечение их к размышлению над ними, вовлечение в поиск решения этих проблем представляют собой надежный путь глубокого уяснения учащимися экспериментальных оснований, на которых строилась новая теория, а отсюда — и ее основных положений.
Слайд 29Проблемное обучение при выполнении домашних заданий.
Основные виды проблемных домашних заданий.
Задания теоретического
характера.
Экспериментально исследовательские задания.
Конструкторские задания.