Слайд 1Физика и формула 1
Выполнила:
обучающаяся 10 Б класса
Соборова Марина
Руководитель:
Подчалимова Е.Н.
Слайд 2Цель работы:
Развитие интереса к физике
Знакомство с основами аэродинамики
Расширение кругозора, интеллектуальное
развитие обучающихся
Формирование умений и навыков самостоятельного поиска информации и работы с ней
Слайд 3План
Строение болида
Что такое Болид?
Уравнение Бернули
Прижимная сила и сила сопротивления
Переднее антикрыло
Заднее
антикрыло
Диффузор
Боковой дефлектор
Эволюция болидов формулы 1
Слайд 4Мне нравится смотреть этапы гонки Формулы 1. Я взялась за работу
над этим проектом, потому что мне было очень интересно узнать, почему одни болиды выигрывают, а другие нет. Существует множество факторов успеха команд в гран-при: шины, мотор, мастерство пилота, тормоза, подвеска и еще многое другое. Но темой данного реферата является изучение аэродинамических свойств болида, поскольку именно они, прежде всего, определяют результат гонки. Для этого были поставлены следующие цели: изучить основы аэродинамики, элементы аэродинамического пакета болида, познакомиться с эволюцией развития болидов формулы 1.
Слайд 5Не секрет, что Формула-1 (F1) один из самых зрелищных видов спорта
и уступает по количеству зрителей разве, что только чемпионату мира по футболу. Тысячи зрителей на трибунах автодромов и миллионы телезрителей у своих экранов два часа с азартом наблюдают за автомобилями Формулы-1, несущимися по трассе с бешеной скоростью. На прямых болиды развивают скорость до 380 км/ч (Хоккенхайм - Дэвид Култхард) и те, кто сидят на трибунах видят автомобиль считанные секунды, не всегда успевая различить шлем пилота. Именно скорость делает Формулу-1 столь популярной.
Слайд 6переднее антикрыло
заднее антикрыло
рулевое управление
шасси
электроника
устройство кузова
передняя подвеска
Основные элементы болида - монококовое шасси,
корпус, подвеска, двигатель и колеса. Конструктор должен найти оптимальные решения для каждого из этих элементов, чтобы создать лучшее.
Слайд 7 Болид, а это именно то, как называется гоночная машина в
"Формуле - 1 ", по всей видимости, получил свое название от астрономического объекта - яркого и быстрого метеора. И действительно, сделанная практически вручную, эта спортивная машина при весе более 600 килограмм способна развивать скорость свыше 300 километров в час. Для того чтобы болид ехал быстрее, конструкторы сделали его похожим на ракету - низкий, узкий, с «антикрыльями», прижимающими его к земле, чтобы он не взлетел.
Слайд 8Хотя машины Формулы-1 нередко превышают скорость 300 км/ч, по абсолютной скорости
Формула-1 не может считаться самой быстрой автогоночной серией, так как многие параметры моторов в ней существенно ограничены. Тем не менее, по средней скорости на круге среди шоссейно-кольцевых автогонок Формуле-1 нет равных. Это становится возможным благодаря очень эффективным тормозам и аэродинамике.
Слайд 9Эффект Бернулли играет огромную роль в действиях аэродинамических поверхностей болидов F1.
Эффект Бернулли выражается уравнением, известным как "Уравнение Бернулли", которое утверждает, что общая энергия данного объема вещества не изменяется; и это опирается на принцип консервативности энергии. Когда мы рассматриваем относительное движение, то энергия делится на три части: давление в воздухе., кинетическая энергия воздуха (энергия движения), потенциальная энергия воздуха.
И уравнение в таком случае имеет вид: p + 1/2 r v2 + rgh = a constant
Где: p = давление; r = плотность; v = скорость воздуха; g = ускорение силы тяжести; h = высота относительно опр. уровня.
Но, так как в процессе гонки F1 уровень ландшафта меняется не слишком сильно, то последнюю величину (потенциальную энергию) можно принять за константу, тогда мы получаем:
p + 1/2 r v2 = some other constant
Уравнение Бернули
Слайд 10 Прижимная сила и сила сопротивления две силы, которым посвящена практически вся
аэродинамическая конструкция болида F1. Конструкции антикрыльев и самого болида должны быть совершенно оптимальны, то есть обеспечение прижимной силы должно быть реализовано так, чтобы это не вызывало силы сопротивления, мешающей скоростному движению.
Для вычисления силы сопротивления используется следующая формула:
F = 1/2 CDAV
Где: F = аэродинамическая сила сопротивления;
C = коэффициент силы сопротивления;
V = скорость данного объекта;
A = лобовая площадь;
D = плотность воздуха.
Прижимная сила и сила сопротивления
Слайд 11Переднее антикрыло, ширина которого соответствует ширине самого болида, прикрепляется к носовому
обтекателю (4) при помощи пилонов. На этой аэродинамической поверхности (1) крепятся две "створки" (или элероны) (2), каждая из которых является регулируемой частью антикрыла. Как правило, эти закрылки делаются из цельного куска карбона. На окончаниях антикрыла (слева и справа) крепятся специальные боковые пластины (или боковины) (3), для обеспечения прохождения потока воздуха сверху и снизу относительно поверхности антикрыла, не огибая его. И эти пластины (3) сыграли огромную роль в аэродинамике F1
Передние антикрылья на болиде обеспечивают около 25% всей прижимной силы, но эта цифра может быть снижена до 10% в то время, когда болид находится за другим примерно на расстоянии 20мм. Появляется эффект "засасывания" сзади идущей машины в переднюю, известный как слипстрим. И когда болиды оказываются на повороте, сзади идущий не может повернуть на развитой скорости из-за потери прижимной силы, таким образом пилоту приходится сбрасывать скорость, что бы безопасно пройти поворот.
Переднее антикрыло
Слайд 12Конструкция элерона такова, что он является ассимитричным самому себе относительно центральной
разделяющий вообразимой линии (если смотреть на болид спереди): чем ближе к носовому обтекателю элерон, тем меньше его "высота" (т.е. ближе к носу элерон сужается) См. рисунок:
Такая особенность элерона позволяет проникать в радиатор большему количеству воздуха, а также пропускать воздушный поток по "днищу" болида, который затем попадает в диффузор, обеспечивая прижимную силу. В случае, если элероны не имеют такого сужения, охлаждение радиатором значительно уменьшается и температура мотора сильно возрастает. Также важно, что чем ниже будет расположено переднее антикрыло, тем лучше это влияет на проникновение воздушного потока в радиатор и диффузор, однако, всем известно, что имеется критическое положение, при котором антикрыло уже начнет задевать трассу. Правилами FIA установленно, что минимальное расстояние между трассой и передним антикрылом должно быть 40мм.
Слайд 13Прямой поток воздуха попадает в заднее антикрыло, состоящее из множества закрылок,
вызывая определенные реакции со стороны антикрыла. (Это упрощенное объяснение, т.к. на самом деле, к тому моменту, когда поток возуха достигает заднее антикрыло, он вовсе не прямой, потому что сам болид создает некоторый эффект турбулентности потока воздуха).
Примерно треть всей прижимной силы обеспечивает заднее антикрыло болида, которое постоянно видоизменяется в F1 от трассы к трассе. Это приспособление может создавать более 1000Н (Ньютонов) прижимной силы и весит около 7 кг. Ввиду того, что заднее антикрыло вызывает наибольшее сопротивление в болиде, команды видоизменяют строения антикрыльев для каждой трассы.
Заднее антикрыло
Слайд 14Заднее антикрыло сделано из двух наборов определенных аэродинамических поверхностей, соединенных между
собой и держащихся на торцевидных пластинах (3) заднего антикрыла . Верхний набор таких пластин (закрылок) (1) обеспечивает наибольшую прижимную силу и является как правило наиболее видоизменяющимся от трассы к трассе. В большинстве случаев этот верхний набор состоит из 3-х элементов. Нижний же набор (2) обычно состоит из двух элементов. По тому же принципу, как образуется прижимная сила (закон Бернулли) , зона низкого давления, прямо под антикрылом, помогает диффузору засасывать воздух, который так же в свою очередь обеспечивает прижимную силу.
Слайд 15Самая маленькая аэродинамическая "антикрыловая" деталь (из основных), которую можно обнаружить на
болиде, - это диффузор. На самом деле принцип действия диффузора прямопротивоположен принципу действия антикрыла: вместо того, чтобы отталкивать воздух, диффузор засасывает его. Эффект этот получается из-за аэродинамической формы.
Диффузор
диффузор
Слайд 16Диффузор находится в самой нижней, "хвостовой" части формулы, прямо под задним
антикрылом, и объем диффузора увеличивается по мере приближения его к "концу" болида (см. верхний рис.). Воздух, попадающий в диффузор из-под дна болида разрежается, за счет попадания его в увеличенный объем диффузора, отсюда и эффект засасывания (всем хорошо известен закон, что газ стремится выравнить давление в системе). Диффузор состоит из большого количества всеразличных "тонельчиков" и "разделителей", которые аккуратно и очень точно контролируют потоки воздуха для лучшего засасывания. Так как диффузор находится в зоне выхлопных газов и заднего рычага подвески, то это накладывает жесткие требования на его конструкцию, в противном случае (при некорректном создании и регулировках диффузора) при изменении скорости выхлопные газы будут влиять на аэродинамический баланс болида.
P.S. Появление диффузоров обусловлено запретом FIA поднимать "хвостовую" часть болида. В этом случае невозможно обеспечить нужный аэродинамический эффект без диффузоров.
Слайд 17Это приспособление было впервые применено в 1993 году. Без них набегающий
поток воздуха будет идти прямо, и , соответственно, давить на заднюю стенку воздухозаборника, создавая лобовое сопротивление. Дефлектор же (если рассмотреть для примера левый относительно гонщика воздухозаборник) закручивает поток против часовой стрелки (глядя спереди), причем когда поток входит внутрь водухозаборника, то он уже направлен внутрь болида, т.е. на охлаждаемую поверхность. Таким образом, с помощью боковых дефлекторов достигвется 2 цели : снижение лобового сопротивления и более эффективное охлаждение. Устанавливаются они, как правило, между передними колесами и боковыми понтами болида.
Боковые дефлекторы
Слайд 18Эволюция болидов формулы 1
Феррари 500 (Ferrari 500) — 1952 г. (Италия)
Cooper Climax T51 — 1959 (Великобритания)
Слайд 19Ferrari 156 F1 ‘Sharknose’ — 1961 (Италия)
Lotus 25 — 1963 (Великобритания)
Слайд 20Matra MS 80 — 1969 (Франция)
Renault RS01 — 1977 г. (Франция)
Слайд 21Lotus 79 — 1978 г. (Великобритания)
Ferrari 312T4 — 1979 г. (Италия)
Слайд 22McLaren Mp4/4 — 1988 г.
Williams FW07 — 1980 г. (Великобритания)
Слайд 23Williams FW 18 — 1996
Ferrari f2004 — 2004 г.