Слайд 1Реализация практической направленности при изучении физики в условиях реализации ФГОС
Шморгун Вера
Николаевна, руководитель РМО учителей физики, 2017г.
Слайд 2«Если человек в школе не учился творить,
то и в жизни
он будет подражать и копировать»
Л.Толстой
Слайд 3Принцип связи обучения с жизнью (или связи учебного материала с практикой)
является одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время.
В современной дидактике этот принцип называется принципом практической направленности подготовки учащихся.
Слайд 4Основные идеи, заложенные в содержание принципа практической направленности
1) приобретение
учащимися знаний и умений, которые потребуются им в будущей жизни;
2) конкретизация знаний и умений, необходимых человеку в современной жизни (не только в профессиональной, но и в быту, обеспечении безопасности жизнедеятельности и т.п.
Слайд 5 Изучение школьного курса физики направлено:
во-первых, на усвоение
учащимися основ наук,
во-вторых, на усвоение информации об устройстве и принципах действия указанных в программах и учебниках технических объектов, в-третьих, на овладение практическими умениями, указанными в программах. При этом предполагается, что усвоенными научными знаниями учащиеся смогут пользоваться при решении жизненных проблем.
Слайд 6Исходя из содержания и целей предмета физики следует, что принцип практической
направленности является одним из системообразующих элементов процесса её изучения.
Слайд 7Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что
принципиальным отличием современного подхода к обучению является ориентация результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности: «Учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру».
Слайд 8Концепция ФГОС актуализирует задачу реализации практической направленности обучения, что требует усиления
внимания со стороны учителя к организации деятельности обучающихся по формированию умений и навыков, освоению ими учебных действий. В связи с чем, необходимо осуществить переход от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми.
Слайд 9 В рамках ФГОС принцип практической направленности обучения принимает более глубокое
содержание и значительно расширяет свои границы.
Слайд 10На это указывают следующие аспекты:
- Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования - ФГОС) - их системно-деятельностный характер, в основе которого лежит, технология «деятельностного метода обучения», во главе которой лежит деятельность не учителя, а учащихся.
- Переход от целей школьного обучения как усвоения знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных предметов – к единой цели как умения учиться для удовлетворения потребности в самообразовании и саморазвитии всю жизнь;
Слайд 11от изолированного, понятийного изучения учебных дисциплин – к включению содержания обучения
в контекст решения значимых жизненных задач
Стандарт ориентирует на использование новых «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся».
Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. По данным ученых 20 % обучающихся удерживают в памяти, если слышат материал; 30 %- если видят; 50 %- если видят и слышат; 90 %- если говорят, в то время, как делают; 95 %- если исследуют, создают сами.? Высокая степень речевой активности учащихся, направленность урока на деятельность, позволяющую получить предметный, метапредметный и личностный результаты обучения отражает требования ФГОС ООО.
Слайд 12Широкое применение системы средств обучения в условиях комплектно оборудованного кабинета физики,
позволяющего учителю с наименьшей затратой времени и усилий использовать любые средства обучения в комплексе, в системе.
Слайд 13Практическая направленность преподавания физики выражается:
1.В формировании у учащихся умений наблюдать и
объяснять различные явления и процессы, происходящие в окружающем мире; (изучение явлений, процессов в физике носит ярко выраженную практическую направленность обучения);
2.в приобретении учащимися знаний и умений, которые потребуются им в будущей жизни;
3.в использовании не менее 30% всех уроков для отработки учебного материала путём решения задач, выполнения лабораторных работ и практикума, а также повторения и обобщения материала.
Слайд 144.В введении«деятельностного метода обучения»: овладения учащимися способами деятельности, общеучебными компетенциями. «научить
учиться»
5.В использовании современных педагогических технологий позволяющих, организовать активную исследовательско-познавательную деятельность. (метод проектов, исследовательских технологий)
6.В наполнении содержания познавательных задач практико-ориентирующим материалом.
Слайд 15Реализация практической направленности осуществляется
на уроке
каждый урок должен строиться на основе
деятельности учащихся, на каждом должен присутствовать анализ учебного материала, сопоставление фактов, высказывание учеником собственной точки зрения, мыслительная активность, практические действия в их любых видах и формах.
во внеурочной деятельности:
Кружковая деятельность
- Проектная деятельность
- Участие в различных УНО, конкурсах и т.п.
Слайд 16Практическая направленность урока
1.Физика наука экспериментальная, поэтому важное место
на уроке должно отводиться эксперименту во всех его проявлениях:
- Демонстрационный эксперимент;
-Проведение опытов учащимися для проверки научных фактов;
- Решение экспериментальных заданий
Слайд 172. Практически на каждом уроке физике необходимо показывать учащимся неразрывную связь
физики с жизнью.
3. Большое значение имеют домашние наблюдения и эксперимент.
4. Усиление практической направленности преподавания выражается также в проработке учебного материала путём решения задач: качественных, количественных и экспериментальных.
5.Необходимо применение новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе
Слайд 186.Важную роль в усилении практической направленности обучения физики играют экскурсии, так
как экскурсии – одно из средств связи преподавания физики с производством.
7. Усиление практической направленности преподавания, выражается, в частности, в том, что не менее 30% всех уроков должно быть отведено проработке учебного материала путём решения задач, выполнения лабораторных работ и практикумов, а также повторению и обобщению материала.
Слайд 197.Работа с таблицами и с рисунками вырабатывает у учащихся привычку всматриваться
в них и получать большой объем информации, осуществляется выработка умения читать схемы приборов, умение определять по рисункам устройства и принцип их действия.
8. Большое внимание необходимо уделять организация самостоятельной работы учащихся. В дидактике под самостоятельной работой ученика понимают такую его деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением.
Слайд 209.Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по
каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Явления природы взаимно связаны. Эту взаимосвязь необходимо раскрывать перед учащимися при изучении всех естественнонаучных дисциплин. Именно поэтому необходимо большее внимание уделять интегрированным урокам.
10. Работа с учебником (в устной и письменной форме), учит самостоятельно приобретать знания;
11. Подготовка сообщений - учит работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять работу;
12. Выполнение презентаций.
Слайд 21Таким образом проектирование современного урока физики направлено на сохранение фундаментальности физического
образования и усиление его практической, жизненной направленности, обеспечение освоения учащимися способами деятельности, компетенциями обеспечивающие ему дальнейшее совершенствование в современной жизни.
Слайд 22В процессе обучения физике в общеобразовательной средней школ учащиеся должны овладеть
глубокими и прочными знаниями основ науки физики в соответствии с современными требованиями общественного и научно-технического прогресса, у учащихся должны быть выработаны стремление к непрерывному совершенствованию знаний, умение самостоятельно пополнять их и применять их на практике. Вот почему особое внимание в обучении и воспитании в школе уделяется практической направленности образования.