Слайд 1Особенности планирования внеурочной деятельности по физике в 7-м классе
Учитель физики Наро-Фоминской
СОШ № 4
Булгакова Нина Ивановна
Слайд 2Что такое внеурочная деятельность?
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:
«…образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных)».
Слайд 3Цель внеурочной деятельности:
создание условий для проявления и развития ребёнком своих
интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
Задачи:
способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
способствовать возникновению у ребёнка потребностей в саморазвитии, самоопределении;
формировать у ребёнка готовность и привычку к творческой деятельности;
повышать самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей;
расширять его представление об окружающем мире.
Слайд 4Внеурочная деятельность – прежде всего развивающая деятельность!!!
Внеурочная деятельность направлена на:
Планируемые результаты
Личностное
развитие (ценности, ценностные отношения, ценностное поведение)
УУД
Слайд 5Внеурочная деятельность определена как один из механизмов реализации основной образовательной программы.
Внеурочная
деятельность организуется участниками образовательного процесса на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ.
Формы внеурочной деятельности отличны от классно-урочных.
Слайд 6Материалы по организации внеурочной деятельности. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников. Авторы:
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.
Слайд 8Формы внеурочной работы по физике в основной школе
индивидуальная;
групповая;
массовая.
Слайд 12Основными требованиями к организации внеурочной работы со школьниками являются:
вовлечение учащихся
с учетом их интересов и способностей;
единство учебной и внеучебной деятельности;
увлекательность внеурочных занятий.
Слайд 13Одним из ведущих принципов
организации внеурочной работы по физике является тесная
связь с обязательными занятиями по физике. Эта связь имеет две стороны:
опора во всей внеурочной работе по физике на знания и умения учащихся, приобретенные на уроках
направленность всех форм внеурочной работа на развитие интереса учащихся к физике, на постепенное расширение круга учащихся, интересующихся физикой и ее практическими приложениями.
Слайд 14Особенности внеурочной деятельности по физике
внеурочная работа по физике имеет ряд особенностей
в решении этой задачи:
во-первых, на внеурочных занятиях по физике имеется возможность большей индивидуализации работы с учащимися;
- во-вторых, предоставление каждому школьнику возможность выбора занятий по его интересам и темп работы, соответствующий его желаниям и возможностям.
Большое значение имеет и тот факт, что эта деятельность не регламентируется условиями обязательного достижения каких-то заданных результатов.
Слайд 15Особенности организации групповых мероприятий
Одной из самых сложных и самых распространенных
групповых форм организации внеурочной работы есть физические кружки.
Организации кружка должна предшествовать большая подготовительная работа. Суть ее заключается в том, что учеников информируют о будущем кружке, основных направлениях его работы. Для этого используются не только школьные средства информации, но и индивидуальные и групповые беседы с учениками. Большой эффект дает проблемная организация учебной работы из физики, когда на уроке учитель анализирует ту или другую проблему и предлагает найти ее решение на занятиях кружка.
Физические кружки могут иметь разные направления в зависимости от подготовки и собственных вкусов учителя, который будет вести этот кружок, а также от начальных интересов и пожеланий учеников.
Слайд 16В зависимости от тематики работы кружки могут быть:
Теоретические (история физики, рассмотрение
определенных теоретических вопросов физики, развязывания задач).
Физико-технические (моделирования, радиотехнические, авиамодели и т.п.).
Экспериментальные (конструирования физических приборов, проведения физических опытов и исследований).
Комплексные (общефизические).
Слайд 17 Практика показывает, что оптимальным количеством членов кружка будут 10-15 человек.
Если же запишется большее количество, то это не может служить причиной для перебора учеников.
На первом занятии выясняется распорядок работы кружка, ученики выбирают предложенные учителем задания для индивидуальной работы. Если кружок объединяет учеников разных возрастных групп и с разным стажем кружка, то целесообразно создать небольшие бригады по 2-3 человек во главе со старшим и более опытным учеником. Этим достигается взаимообучение и обмен опытом.
Слайд 18Особенности организации массовых внеурочных мероприятий
Наиболее распространенными среди массовых мероприятий во внеурочной работе являются вечера
физики. Это форма, которая соединяет все наиболее интересные формы работы и имеет большое активизирующее действие на учеников.
Вечера физики разделяются на тематические и занимательной физики.
Тематические вечера посвящаются определенной теме школьной программы, или какой-либо проблеме науки физики. Например, "Механика в космосе", "Сверхпроводимость в технике", "Проблемы электроники" и т.п.
Слайд 19Вечера занимательной физики переносят акцент на заинтересованность учеников физикой и чаще
организуются для учеников 7-8 классов.
Вечер занимательной физики готовится предварительно. Прежде всего, составляется его план. Один из таких планов имеет такой вид:
Вступление и открытие вечера.
Выбор жюри.
Интересное сообщение.
Занимательные опыты.
Викторина.
Подведение итогов и награждения победителей.
Как правило, ведущими вечера выступают ученики, предварительно подготовленные учителем.
В состав жюри избирают лучших учеников, но обязательно вводят учителя, который исполняет роль консультанта и арбитра.
Слайд 20На современном этапе внеклассная работа по физике эффективно осуществляется посредством
системы дистанционного
обучения;
системы дополнительного образования (в рамках деятельности кружков, секций, клубов, научных обществ, творческих объединений различной направленности по интересам);
работы с информационно-коммуникационными ресурсами в сети Интернет, через внутришкольные и межшкольные серверы поддержки и индивидуального сопровождения.
Слайд 21перед учителем не стоит задача привлечения к внеурочной работе по физике
всех учащихся, независимо от их успеваемости по предмету, но каждого учащегося, проявляющего интерес к физике, учитель должен заметить и найти соответствующую его индивидуальным особенностям форму удовлетворения и развития интереса.
Слайд 22Внеурочная работа
способствует развитию исследовательской деятельности, развивает интерес и любовь к
физике, обогащает ученика новыми знаниями, расширяет кругозор. Только учитель, умело стимулирующий и направляющий интересы учащегося в нужное русло, сможет пробудить интерес к такой непростой науке как физика и сформировать социально-значимые компетенции учащегося.
Слайд 23Таким образом, цель учителя - сделать внеурочную деятельность детей более содержательной,
привлекательной, разносторонней и современной, используя современные технологии обучения при организации внеурочной работы по физике в основной школе.