Слайд 1Совершенствование методического сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с одаренными
и мотивированными на достижения детьми.
Слайд 2Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный
деятель....
Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества.
Н. Рерих
Слайд 4Владимир Путин,
президент Российской Федерации
Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного
развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы.
Слайд 5Одаренные дети или вундеркинды –
от немецкого Wunderkind - «Чудесное дитя»
Слайд 6Это важно знать
Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость
составляют одарённые дети.
Слайд 7Это важно знать
Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к
обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети.
Слайд 8Это важно знать
В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание
уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким.
Слайд 9Одаренные дети и особенности работы с ними
«Одаренность человека — это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»
В. А. Сухомлинский.
Слайд 10Понятие одаренности
Одаренность – это системное, развивающееся
в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Слайд 12Виды одаренности
Психологи выделяют несколько видов одаренности:
академическую (способность к обучению в
широком смысле слова),
интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое),
психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства),
художественную и лидерскую.
Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему, - обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу
Слайд 14Одаренные дети и особенности работы с ними
Особенности познавательного развития
одаренных детей
Любознательность;
Сверхчувствительность
к проблемам;
Высокий уровень развития логического мышления;
Повышенный интерес к дивергентным задачам;
Слайд 15Одаренные дети и особенности работы с ними
Особенности познавательного развития
одаренных детей
Оригинальность
мышления;
Гибкость мышления;
Продуктивность мышления;
Легкость ассоциирования
Способность к прогнозированию;
Слайд 16Одаренные дети и особенности работы с ними
Особенности познавательного развития
одаренных детей
Высокая
концентрация внимания;
Отличная память;
Способность к оценке;
Слайд 17Актуальность на уровне ОУ
Раннее выявление , обучение, воспитание и сопровождение
одаренных и талантливых детей – одна из главных проблем совершенствования системы образования.
Необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности обучающихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.
Слайд 18Цели:
Определение стратегии педагогического взаимодействия в работе с одаренными детьми.
Создание комплекса условий
и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях ОУ.
Создание условий и равных возможностей для развития интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей.
Слайд 19Задачи:
Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого
потенциала, интересов и способностей.
Создание условий для развития разносторонней одаренности:
кадровых,
материально-технических,
разработка нормативно-правового обеспечения.
Разработка системы мер мотивации, морального и материального стимулирования труда обучающихся и педагогов.
Слайд 20Наиболее известные подходы к развитию одаренных детей
изменения в содержании образования
(изменения в учебной программе и учебном материале) и технологиях работы с ним;
изменения в организации учебной, познавательной деятельности;
развитие личностных особенностей;
преодоление личностных проблем одаренных.
Слайд 21техника преподавания
Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информацию,
устраивают демонстраций и реже решают задачи за учащихся.
Слайд 22техника преподавания
Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют
это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.
Слайд 23техника преподавания
Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных больше
задают открытых вопросов, помогают обсуждениям, используя вопросы типа «Чтобы случилось, если бы..?» Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов такими вопросами, как «Что ты имеешь ввиду?» « Если она права, то, как это повлияет на..?»
Слайд 24техника преподавания
Они стремятся получить знания, которым хотят обучить, от самих
учащихся. И они пытаются гораздо чаще понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.
Слайд 25техника преподавания
Учителя одаренных ведут себя более как психотерапевты. Они избегают
реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы. Но не оценивают. Находят способы показать, что они их принимают.
Слайд 26техника преподавания
Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют
друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым учащиеся меньше зависят от учителя.
Слайд 27Работа с одаренными детьми эффективна если выполняется как минимум три условия:
-
ученик должен быть здоров;
- иметь желание заниматься не на ситуативном уровне, а хотя бы на познавательном;
- большое трудолюбие, усидчивость.
Слайд 28Одна из основ взаимопонимания учителя и ученика – положительный эмоциональный настрой,
деловая атмосфера.
Эмоциональный настрой порождается чувством радости, удивления, азарта, восторга.
К.Д. Ушинский писал, что «главная цель обучения и воспитания – дать человеку деятельность, которая наполняла бы его душу».
Слайд 29Одаренные дети и особенности работы с ними
Слайд 30Основные направления работы с одаренными детьми.
Учебная деятельность: высокая мотивация, нетрадиционные уроки,
использование ИКТ, творческие и исследовательские задания, ученические презентации.
Внеклассная работа: предметные недели, участие в предметных олимпиадах, турнирах, играх, конкурсах, НОУ, работа в кружках, индивидуальное консультирование.
Слайд 31
Математик и педагог Д.Пойа писал, "что решение задач — это практическое
искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь ... если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать".
Слайд 32Обучение - это процесс создания новых привычек Чтобы научить ребенка решать
задачи, необходимо, прежде всего, сформировать привычку решать задачи, да еще привычку делать это с удовольствием. А этому можно научить!
Слайд 33Организация дополнительной работы с одаренными учащимися
Основное направление дополнительных занятий – установление
связей между отдельными темами, изучаемыми в различных классах средней общеобразовательной школы.
Основной принцип – не дать забыть пройденный материал, даже если он изучался в прошлые годы.
Слайд 34Организация дополнительной работы с одаренными учащимися
Основная форма занятий – индивидуальные занятия
или групповые лекции с индивидуальными консультациями.
Слайд 35Интенсивность дополнительных занятий.
Интенсивность занятий зависит от общей занятости учащегося. В
идеале дополнительные занятия обзорного вида нужно проводить как можно чаще, например, не реже трех раз в неделю. При переходе непосредственно к методам решения задач интервал между занятиями увеличивается до недели, так как на решение предложенного набора задач необходимо время. Но в течение этой недели необходимо устраивать консультации для разрешения возникающих вопросов.
Слайд 36Основой
взаимоотношений между родителями и школой должно стать сотрудничество
Слайд 37В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Слайд 40
Республиканский конкурс «Кубок Башкортостана по физике»
Слайд 41
Подготовка и участие в городских олимпиадах
Слайд 42Участники муниципального этапа ВОШ по физике
Слайд 44Сайфуллин Рустам (10А класс) проводит демонстрацию собранного им прибора Фарадея для
учащихся 4 -11 классов
Слайд 69Используемые сайты и литература:
Психология одаренности детей и подростков / Под ред.
Н.C Лейтеса. – М., 2000.
Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991
http://images.yandex.ru