Презентация, доклад на тему Обобщение опыта. Любимые приёмы работы с информацией.

Содержание

«Человек образованный тот, кто знает. Где найти то, чего он не знает». Георг Зиммель, немецкий социолог

Слайд 1ЛЮБИМЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
МБОУ «СШ №8» г. Новый Уренгой
Чирва Л.

С.,
учитель физики
ЛЮБИМЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙМБОУ «СШ №8» г. Новый УренгойЧирва Л. С.,учитель физики

Слайд 2«Человек образованный тот,
кто знает. Где найти то,
чего он не

знает».



Георг Зиммель,
немецкий социолог
«Человек образованный тот, кто знает. Где найти то, чего он не знает». Георг Зиммель, немецкий социолог

Слайд 3В Федеральном государственном стандарте общего образования
2-ого поколения отмечается:

«лозунгом современной школы

становится требование «научить ребенка читать» - читать целенаправленно, осмысленно, творчески».

В Федеральном государственном стандарте общего образования 2-ого поколения отмечается:«лозунгом современной школы становится требование «научить ребенка читать» -

Слайд 4Метапредметные результаты (в рамках предмета «физика»)


формирование умений воспринимать, перерабатывать и

предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач…

Метапредметные результаты  (в рамках предмета «физика») формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной,

Слайд 5В современной педагогике существует много приемов, которые активизируют деятельность учащихся. Например,

«мозаика проблем», «письмо по кругу», «стратегии», «шляпы мышления», «вопросы – толстый и тонкий», «оценочное окно» и др. Они вносят разнообразие в проведение занятий, повышают интерес школьников к предмету изучения, повышают качество образовательного процесса. Однако не нужно забывать и о традиционных приемах работы на уроке, направленных на отработку умения и навыка работы с учебной литературой. Именно они создают основную базу умений работы с учебником. Учебник на уроке основной источник информации, на его страницах изложен изучаемый материал, размещены рисунки, фотографии, схемы, таблицы – всё то, что является необходимой информацией для успешного изучения темы урока.
В современной педагогике существует много приемов, которые активизируют деятельность учащихся. Например, «мозаика проблем», «письмо по кругу», «стратегии»,

Слайд 6Часто мы подкрепляем изучаемый материал иллюстрациями на слайдах, раздаем дополнительную литературу,

проигрываем музыку или читаем стихи, но учебник все равно остается главным источником информации на уроке. И я хочу вам напомнить некоторые приемы работы с учебником. Существуют эффективные приемы работы с текстовой информации, которые позволяют не только быстрее осваивать прочитанную информацию, но и способствуют развитию творческого мышления.

Часто мы подкрепляем изучаемый материал иллюстрациями на слайдах, раздаем дополнительную литературу, проигрываем музыку или читаем стихи, но

Слайд 7Эти приемы удовлетворяют нескольким требованиям: они компактны, имеют возможность для внесения

дополнения и удобны в использовании. Конечно, вы можете изобрести что-нибудь своё, но полезно воспользоваться и опытом предыдущих поколений. Остановимся на некоторых из них.
Эти приемы удовлетворяют нескольким требованиям: они компактны, имеют возможность для внесения дополнения и удобны в использовании. Конечно,

Слайд 8План – это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом материале, этапы раскрытия

темы; точный и краткий перечень мыслей в том порядке, как они расположены в тексте. Составление плана помогает “свернуть” содержание текста для его запоминания и последующего “развёрнутого” изложения мыслей и доказательств.
Алгоритм составления плана. Прочти текст.
При повторном чтении определи основную тему текста (она станет названием текста, если такового у текста нет).
Раздели текст на относительно самостоятельные по смыслу части.
Выдели в каждой части главную мысль (главная мысль части подскажет тебе её название).
Озаглавь части текста – пункты плана (в утвердительной или вопросительной форме).
Определи, какие из них будут названиями частей главной темы, а какие – частей подтем (касается не всех текстов!)
Запиши пункты плана (основные части обозначают обычно римскими цифрами, подчасти – арабскими цифрами, если части обозначают арабскими цифрами, то подчасти – буквами).
Воспроизведи (перескажи) текст по составленному плану.

План – это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом материале, этапы раскрытия темы; точный и краткий перечень мыслей

Слайд 9Составление конспекта. Конспект – это краткое, связное изложение основных мыслей текста

или прослушанной лекции. Существенным элементом конспекта являются аргументы, пояснения, примеры. Конспектируют обычно при повторном просмотре после основного ознакомительного чтения. Существует несколько видов конспектов. План – конспект, следящий (линейный) и структурный (опорный) конспекты.
Конспектирующий делает исходные материалы понятными для себя, удобными и полезными для использования. При этом конспект должен быть логичным, целостным, понятным, обладающим способностью вызывать в памяти весь исходный текст.
Составление конспекта. Конспект – это краткое, связное изложение основных мыслей текста или прослушанной лекции. Существенным элементом конспекта являются аргументы,

Слайд 10Тезисы – это очень краткое изложение основных мыслей текста (статьи, главы, параграфа).

Тезис можно назвать коротким и чётким ответом на пункт (мысль) плана. Тезисы – это основные положения, утверждения, суть читаемого в кратких формулировках. Тезисы могут быть текстуальными (если дословно выписываются из текста) и смешанными (если излагаются своими словами с включением слов, цитат, выражений из текста). Тезисы, не содержащие пояснения и доказательств, называются простыми; тезисы, в которых упоминаются отдельные (наиболее важные) доказательства, называются развёрнутыми.
Тезисы – это очень краткое изложение основных мыслей текста (статьи, главы, параграфа). Тезис можно назвать коротким и чётким

Слайд 11Вопросы к тексту

Тема «Диффузия»

Прочитайте текст
Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
Если бы вы читали текст вслух, то , как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Вопросы к тексту          Тема

Слайд 12Прием «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся

на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.  Цели приёма: Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме 
Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс 

Прием «Корзина идей».  Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он

Слайд 13Правила применения приема. Время выполнения: 7-8 минут 1 этап. 2 минуты. Учащиеся

выполняют работу индивидуально.  2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.  3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.  Предложения по применению приёма на уроке: Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Правила применения приема. Время выполнения: 7-8 минут 1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.  2 этап.

Слайд 14Прием - Таблица (знаю, хочу узнать, узнал). Создавать эту таблицу можно

по любой теме на любом предмете.
Прием - Таблица (знаю, хочу узнать, узнал). Создавать эту таблицу можно по любой теме на любом предмете.

Слайд 15В этой таблице возможна еще одна колонка – «Где узнать дополнительную

информацию?» Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал».  Это разработка профессора из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала.  Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.  В начале урока,заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Заполнение таблицы можно проводить парами или группами.
В этой таблице возможна еще одна колонка – «Где узнать дополнительную информацию?» Если вы хотите на уроке

Слайд 16Затем заполняют следующую графу таблицы «Хочу узнать» — это определение того,

что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После заполнения колонки можно вывести тему и цели урока.  На «стадии осмысления» после обсуждения текста (фильма и т.п.), после получении новых знаний учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».  В таблице учащиеся могут указывать также и источники получения новой информации. 

Затем заполняют следующую графу таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса

Слайд 17«Плюс – минус – вопрос»
Тема «Тепловой двигатель»

«Плюс – минус – вопрос»Тема «Тепловой двигатель»

Слайд 18Задача учителя – формирование вдумчивого читателя, способного увидеть в тексте недоговоренности,

умолчания, скрытые вопросы, противоречия. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие предположения можно сделать на основе полученной информации. Другими словами, это высший уровень умения читать: читать и понимать то, что не написано. Поэтому при системном и систематическом использовании учебника в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию. 
Задача учителя – формирование вдумчивого читателя, способного увидеть в тексте недоговоренности, умолчания, скрытые вопросы, противоречия. Думающий ученик

Слайд 19Любимое методическое пособие

Любимое методическое пособие

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть