Слайд 1Наука физика – дочь удивления и любопытства
Слайд 2Могу предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: 1-я
стадия – от любопытства к удивлению; 2-я – от удивления к активной любознательности и стремлению узнать; 3-я – к прочному знанию и научному поиску.
На первой стадии у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д. По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективизация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность.
Слайд 3Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать.
На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Стараюсь так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.
Следующая стадия проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.
В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем – возможность их объяснения; потом – глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира
Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся.
Слайд 4При первой же встрече ребят с физикой как учебной дисциплиной добиваюсь
максимально возможного эмоционального всплеска, т.к. с ним прочно связаны не только интерес к предмету и качество усвоения знаний, но и нравственное становление личности учеников.
Слайд 5На первом этапе курса физики (7 – 8-й класс) я выделяю
на некоторых уроках время (5-7 мин.) для микробесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом. На микробеседах мы говорим об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники, причем беседу нужно проводить эмоционально. Трудно четко спланировать эти краткие беседы, отразить их содержание в поурочном планировании, т.к. зачастую они бывают импровизированными. Так, перед изучением вопроса «М.В. Ломоносов о строении вещества» готовлюсь к беседе об основных, наиболее интересных этапах жизни и деятельности ученого, о его вкладе в развитие науки.
Слайд 6Немалый интерес к физике прививают уроки-семинары. Их я организую в 9
– 11-х классах и обычно связываю с вопросами научно-технического прогресса, «Движение искусственных спутников Земли», «Тепловые двигатели» и др. За неделю до проведения урока-семинара учащимся сообщаю его тему, дату, перечень литературы. Готовятся все ученики, а выступают по желанию; обобщения делаю сама. Эти занятия вырабатывают самостоятельность мышления учащихся, развивают их эрудицию. Практика работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности учеников ,которые связаны с их жизнью
Слайд 7В 9-м классе удачно прошел семинар, посвященный электрическим зарядам и электрическому
полю. Готовились к нему две недели. Ученикам была указана соответствующая литература и предоставлены необходимые приборы для постановки опытов. На семинаре по каждому вопросу выступали два ученика: один сообщал теоретические сведения, второй демонстрировал эксперименты. После своего выступления ученики обращались к одноклассникам, предлагая объяснить увиденные опыты.. Моя роль сводилась к дополнению и обобщению материала ,а также оценке выступлений не только докладчиков, но и всех принимавших участие в семинаре.
Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, подбираю систему следующих в логической последовательности вопросов, позволяющих вести беседу целенаправленно и требующих от учащихся напряжения умственных сил. Например, вопрос «С каким ускорением падают тела разной массы?» я формулирую иначе: «Почему все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым
Слайд 8Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и
способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Приведу несколько примеров. При изучении с семиклассниками темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там»; при изучении понятия о теле отсчета привожу отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный». Разбор в классе содержания этих строк позволяет учащимся не только глубже усвоить суть относительности механического движения, но и получить удовольствие, вспомнив, любимые с детства строки, почувствовать сердечную доброту и юмор их автора. Можно попросить ребят прокомментировать с точки зрения физики такие шуточные слова: «Ехала деревня мимо мужика».
Слайд 9Использование произведений искусства в процессе обучения физики есть один из примеров
повышения познавательного интереса к науке.
При изучении физики школьники знакомятся с причинами ряда физических явлений в природе. Так, законами рассеяния света объясняется голубизна небосвода; дисперсией света в каплях влаги – радуга; интерференцией и дифракцией – игра цвета на водной поверхности водоемов; преломлением света – миражи; электромагнитными и оптическими процессами – великолепие северных сияний. Школьникам важно пояснить необходимость для художника знаний фотометрии, многообразия цветов и их оттенков, правил восприятия света, смешения цветов. Изучая в разделе «Оптика» спектральный состав излучения, рассказываю о психологической особенности восприятия цвета человеком, например: бордовый и красный вызывают ощущения тепла, зеленый – прохлады. Эти свойства цветов порождать определенные ощущения широко используются в технике; так, горячие цеха заводов, как правило, окрашивают в холодные тона (синие, голубые).
Слайд 10Использование при обучении физике произведений изобразительного искусства повышает эмоциональную восприимчивость учащихся,
тем самым способствует получению глубоких знаний, приобщает учащихся к прекрасному, помогает воспитывать эстетический вкус. Уроки физики, на которых демонстрируются репродукции художественных произведений, должны убеждать подрастающее поколение в том, что наука и искусство взаимосвязаны, что глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался.
Слайд 11Но при этом необходимо помнить, что живопись на уроке физики не
цель, а лишь помощница. Мы открываем первый учебник физики и видим портрет М.В.Ломоносова и вспоминаем знакомые по урокам литературы слова А.С.Пушкина, что Ломоносов «сам был нашим первым университетом». Здесь можно рассказать об экспериментах ученого с цветным стеклом, показать его мозаичное панно «Полтавская битва» и зарисовки полярных сияний, прочитать его поэтические строки о науке, о радости, которая приходит с приобретением новых знаний, привести слова академика И.Артоболевского: «Искусство для ученого – не отдых от напряженных занятий наукой, не только способ подняться к вершинам культуры, а совершенно необходимая составляющая его профессиональной деятельности».
Слайд 12Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и
металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия - вот те науки, в которых Ломоносов оставил свой след. А.С. Пушкин писал, что ”соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”.
Слайд 15При изучении темы «Оптика» уместно показать, какую роль играют световые явления
в живописи.
Слайд 16 Иллюстрацией физиологического восприятия смешения цветов может послужить картина В.И.Сурикова «Боярыня
Морозова»: снег на ней не просто белый, он небесный. При близком рассмотрении можно увидеть множество цветных мазков, которые издали, сливаясь воедино, и создают нужное впечатление.
Слайд 17«Оптическая смесь» – решающий фактор в технике исполнения, например, Ж.П.Сера, позволяла
ему добиваться необыкновенной прозрачности и «вибрации» воздуха. Люди знают результат механического смешения желтый + синий = зеленый, но неизменно удивляются эффекту, возникающему при наложении рядом на холст мазков дополнительных цветов, например зеленого и оранжевого, – каждый из цветов становится ярче, что объясняется сложнейшей работой сетчатки глаза.
Слайд 20Оживляют урок красочные картины изучаемых на уроках физики физических явлений
Слайд 24Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Большое
внимание я уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.
Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Например, я даю задание: «Исследуйте зависимость скорости испарения от температуры окружающей среды».
Слайд 25Приведу несколько примеров домашних экспериментальных заданий.
– Определите предел измерения и цену
деления шкалы рулетки. Какие физические величины можно измерить, определить с помощью рулетки? Вычислите площадь поверхности обеденного стола и объем ванной комнаты. Выразите результаты вычислений в м2 и м3.
– Вставьте плотно воронку в бутылку и попробуйте быстро налить в нее воду. Что вы наблюдаете? Почему вода не вливается в «пустую» бутылку?
– Вырежьте из листа бумаги два одинаковых лепестка и приложите их друг к другу. Слипаются ли они? Повторите опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почему лепестки прилипают друг к другу?
– Возьмите электрическую лампу и новый подвесной патрон. Изучите их устройство. Покажите и нарисуйте токопроводящую часть лампы. Разберите патрон и рассмотрите отдельные части и клеммы, к которым подается электрический ток. Покажите путь тока по патрону и лампе. Соберите патрон.
Слайд 26Использование заданий на воспроизведение материала – первоначальный и необходимый этап повторения
и контроля уровня знаний школьников. Оживить опрос, активизировать учащихся могут занимательные формы работы. В их числе – работа с кроссвордами по физике.
Для того чтобы кроссворды стали учебно-дидактическим средством, способствующим повышению эффективности обучения, я составляю их на базе основного программного материала, а зашифрованы в них физические понятия, явления, законы, названия приборов, фамилии ученых, практические применения научных знаний. На уроках кроссворды применяю для проверки лишь усвоения фактического материала учащимися, а не общей эрудиции. Загадывание физических терминов провожу так, чтобы ответ требовал не только знаний определений понятий, но и понимания физической истины.
Слайд 27Повышает эмоциональный настрой урока - занимательность. Учитель, используя свойства предметов и
явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов.
Следует различать две стороны занимательности: возможности содержания самого предмета и определенные методические приемы.
Чтобы используемый занимательный материал на уроках дал прочный обучающий эффект, на мой взгляд, нужно соблюдать следующие требования.
1. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. В частности, учащиеся 7-го класса после рассмотрения вопроса об архимедовой силе с интересом прочтут статью «Загадка водяной капли», а ученики 8-го класса при изучении раздела «Тепловые явления» – статью «Жара и холод».
2. Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями. В противном случае занимательность не приведет к развитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому учителю следует ставить перед учениками вопросы: «Как?», «Почему?», «Отчего?»
Слайд 28Учу ребят находить увлекательный материал в интернете на сайте «Классная физика»
Слайд 31 Дополнительный материал, выбираемый учителем для урока, должен соответствовать увлечениям учеников.
Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт, целесообразнее привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислять несколько эффектных, но малозначащих фактов.
Слайд 32Мыльный пузырь
Мыльный пузырь
Оторвался от трубки,
Вот он поплыл,
Наподобие шлюпки,
Влево, налево, левее...
потом
Через балкон-
И пропал за углом.
Я запустил
Этот шарик недаром-
Вырастет он,
Станет радужным шаром.
Я прикреплю к нему
Снизу гондолу
И полечу
Потихонечку в школу.
Роман Сэф
Frances Tipton Hunter The Bubble Fairies
Слайд 33Все знают, что пузыри переливаются всеми цветами радуги, поэтому очень красивы.
причина в интерференции света.
Переливчатые «радужные» цвета мыльных пузырей получаются за счёт интерференции световых волн и определяются толщиной мыльной плёнки.
Когда свет проходит сквозь тонкую плёнку пузыря, часть его отражается от внешней поверхности, в то время как другая часть проникает внутрь плёнки и отражается от внутренней поверхности. Наблюдаемый в отражении цвет излучения определяется интерференцией этих двух отражений. Поскольку каждый проход света через плёнку создает сдвиг по фазе пропорциональный толщине плёнки и обратно пропорциональный длине волны, результат интерференции зависит от двух величин. Отражаясь, некоторые волны складываются в фазе, а другие в противофазе, и в результате белый свет, сталкивающийся с плёнкой, отражается с оттенком, зависящим от толщины плёнки.
Когда свет проходит сквозь тонкую плёнку пузыря, часть его отражается от внешней поверхности, в то время как другая часть проникает внутрь плёнки и отражается от внутренней поверхности. Наблюдаемый в отражении цвет излучения определяется интерференцией этих двух отражений. Поскольку каждый проход света через плёнку создает сдвиг по фазе пропорциональный толщине плёнки и обратно пропорциональный длине волны, результат интерференции зависит от двух величин. Отражаясь, некоторые волны складываются в фазе, а другие в противофазе, и в результате белый свет, сталкивающийся с плёнкой, отражается с оттенком, зависящим от толщины плёнки.
Слайд 34Мыльный пузырь, пожалуй, самое восхитительное и самое изысканное явление природы. Так
говорил известный писатель Марк Твен.
«Выдуйте мыльный пузырь и смотрите на него: вы можете заниматься всю жизнь его изучением, не переставая извлекать из него уроки…». Так говорил ученый Кельвин.
И что же это такое радужное чудо – мыльный пузырь?
В словаре Ожегова о нем упоминается как о чем-нибудь ярком, но непрочном, о дутой величине. О том, что быстро появляется и быстро исчезает.
Мыльный пузырь - тонкая плёнка мыльной воды, которая формирует шар с переливчатой поверхностью. Эта забава известна с давних времен и привлекает как детей, так и взрослых. Например, при раскопках известного города Помпеи были найдены фрески с изображением детей, выдувающих мыльные пузыри. Не менее популярна эта забава и в наше время.
Мыльные пузыри не могут оставить равнодушным никого: ни художника, ни клоуна, ни ученого, ни взрослых, ни детей.
Мне очень понравилась картина Фрэнсис Типтон Хантера «Феи мыльных пузырей».
Слайд 35Радужные блики на пузырях – волны света, отражающиеся от внешних поверхностей
пленки. И это очень хорошо видно на компьютерном изображении на слайде.
Слайд 36Это не только забава. На мыльных пузырях ученые изучали строение и
поведение тонких пленок. Тонкая пленка мыльного пузыря, переливающаяся всеми цветами радуги, была предметом исследования и размышлений великого физика Исаака Ньютона.
И еще интересно то, что пузыри сначала поднимаются вверх – когда вдуваемый воздух теплее окружающего, - а потом, по мере остывания, опускается вниз. Интересно, притянется ли пузырь к наэлектризованной расческе? Пленка пузыря очень тонкая, и все-таки, несмотря на это, она состоит из трех слоев: два слоя мыльной воды, а между ними слой почти чистой воды. В обычной жизни мы очень часто пользуемся услугами мыльных пузырей. Мыло – самый сильный враг грязи. Вот, например, сажа. Ее особенно трудно отмыть. Но возьмите в руки мыло, намыльте их хорошенько. Мыло вытащит и выгонит сажу из всех пор и складок. Дело тут в пене. Частички сажи прилипают к пузырькам пены, а пену уж смыть нетрудно.
А еще мы знаем, что вода бывает разная - жесткая или мягкая. Мыльные пузыри делают воду мягкой. В мягкой воде хорошо стирать.
Значит, мыльные пузыри годятся не только для забавы. Человек хитер – он и мыльные пузыри заставил на себя работать.
Слайд 37Можно просто сидеть и пускать мыльные пузыри. Это само по себе
занятие увлекательное. А можно сделать его ещё более увлекательным. К примеру, приобретите специальные плавающие свечи, налейте в ванную воды, поместите туда зажженные свечи, выключите свет и попускайте мыльные пузыри. Уверяю вас, более красивое зрелище трудно увидеть. А какая релаксация!
Слайд 39…Сияя гладкой пленкой,
Растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий,
Раскрашенный пузырь.
Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала…
С. Маршак
Слайд 42Luigi Amato Soap bubbles.
Плесну воды, размылю мыло,
и в сказку убегу скорей...
Там
фея мыльных пузырей
мне скажет: Добрый вечер.
Мило!
Слайд 43Когда свет проходит сквозь тонкую плёнку пузыря, часть его отражается от
внешней поверхности, в то время как другая часть проникает внутрь плёнки и отражается от внутренней поверхности. Наблюдаемый в отражении цвет излучения определяется интерференцией этих двух отражений. Поскольку каждый проход света через плёнку создает сдвиг по фазе пропорциональный толщине плёнки и обратно пропорциональный длине волны, результат интерференции зависит от двух величин. Отражаясь, некоторые волны складываются в фазе, а другие в противофазе, и в результате белый свет, сталкивающийся с плёнкой, отражается с оттенком, зависящим от толщины плёнки.
Слайд 44
В институте физики им. Лебедева ученые Ю. Стойлов и А. Старцев
обнаружили, что лазерный луч, проходящий через мыльную пленку можно разделить на удивительно-большое количество каналов толщиной в один микрон (поляритон / пространственных солитонов), которые не расходятся с их оригинальных траекторий и не интерферируют друг с другом. Эти оптические трассы, выступая в качестве антенн для волн, ограничивая свет, преобразуются и удлиняют лазерный луч. Вполне возможно, что лазер максимизирует,через диэлектрофорез, преломления до сближения света внутри. Система ведет себя как высокопроизводительный оптический компьютер снабженный гигантским параллельным процессором составленным из миллиардов клеток, руководящими лазерным лучем»