Слайд 1
Метапредметный подход на уроках физики
Учитель физики
МБОУ «Павловская СОШ»
Н.В.Громова
Слайд 2.
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить»
Томас Эдисон
Слайд 3
Федеральный государственный образовательный стандарт определил приоритетные направления развития образования. Одно из
них – МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД, как средство достижения метапредметного результата.
Слайд 4
В основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему
надо учить в школе, — это творческое мышление.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но
осваивает универсальные способы
действий и с их помощью
сможет сам добывать
информацию о мире.
Слайд 5
«Мета» – в переводе с древнегреческого означает «стоящее за» ( “через”,
“над”), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).
τὰ μετὰ τὰ φυσικά —
«то, что после физики»
Слайд 6Метапредметные или межпредметные связи?
Межпредметные связи: предметы естественнонаучного цикла +физика
Метапредметные связи: предметы
ЛЮБОГО цикла +физика
Ю. Громыко, директор ИСО РАПН, д.ф.н, профессор
Слайд 7Метапредметы
По А.В.Хуторскому
«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как
бы находится за ним, существует до его конкретного проявления».
По Ю.В. Громыко:
«Это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности».
Слайд 8
Традиционный подход
1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.
2. Осознание понятий и
работа с ним в рамках учебного предмета.
Метапредметный подход
1. Промысливание ( не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.
2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.
3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.
Слайд 9Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Слайд 10Метапредметные связи
интегрируют как можно больше учебных предметов на основе мыследеятельностного подхода
к обучению (ФГОС второго
поколения, 2010 г.)
Слайд 11
О, физика – наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия
нам будет вместо рук.
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.
М. В. Ломоносов
Слайд 12Метадеятельность -
универсальная деятельность, которая является «надпредметной»:
целеполагание,
планирование,
проектирование,
исследование,
прогнозирование,
сценирование,
моделирование,
конструирование,
анализ,
рефлексия.
Слайд 13Метазнания
- знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано.
Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Слайд 14 Метаспособы -
методы, с помощью
которых человек открывает
новые способы решения
задач, строит
нестереотипные
планы и программы,
позволяющие отыскать
содержательные способы
решения задач.
Слайд 15
Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, надпредметные познавательные умения и навыки: планировать;
производить
измерения; представлять результаты в различных знаковых системах; делать логически выстроенное сообщение;
работать в команде.
Слайд 16Фактические метапредметные связи -
это установление сходства фактов, использование общих фактов,
изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы.
Слайд 17
Философские метапредметные связи.
Невозможно изучать, например, шкалу электромагнитных излучений или
Периодический закон Д.И. Менделеева без привлечения законов философии: перехода количества в качество, отрицания-отрицания, единства и борьбы противоположностей.
Слайд 18Понятийные метапредметные связи
это расширение и углубление признаков предметных понятий, и формирование
понятий, общих для родственных предметов.
К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ - тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия - явление, процесс, энергия.
Слайд 19Задача про попону (8класс): Зачем вспотевшую лошадь накрывают попоной?
Ученики спрашивают,
что такое попона? Сразу выход за предмет физики - вспомнили «Песнь о вещем Олеге» Пушкина : «Покройте попоной, мохнатым ковром».
Ответ: Чтобы лошадь не
переохладилась, так как
при испарении выделяется
тепло – энергия. И обращение
к биологии: охлажденный орга-
низм подвержен
заболеваниям.
Слайд 20
Примерный рефлексивный тест для обучающихся