Слайд 1Механизмы преобразования движения
К механизмам преобразования движения относятся винтовой, реечный, кулачковый,
кривошипно-шатунный, кулисный и храповой. Все они преобразуют один вид движения в другой - вращательное движение в поступательное или, наоборот, поступательное во вращательное.
Слайд 3Винтовой механизм
Винтовой механизм, состоящий из винта и гайки, широко используют для
преобразования вращательного движения в поступательное. Возможно, несколько вариантов конструкции и соответственно применения такого механизма.
1. Ведущим элементом является винт, которому сообщается вращательное движение. Гайка закреплена неподвижно, поэтому винт, вращаясь, одновременно будет перемещаться поступательно (механизм слесарных тисков).
2. Ведущим элементом также является винт, которому сообщается вращательное движение, но он закреплен так, что лишен возможности перемещаться поступательно. Гайка, в свою очередь, лишена возможности вращаться и будет перемещаться лишь поступательно (механизм продольной подачи суппорта токарного станка с помощью ходового винта).
3. Ведущим элементом является гайка, которой сообщается вращательное движение. Поскольку она закреплена так, что может лишь вращаться, винт будет двигаться поступательно (механизм винтового домкрата).
4. Ведущим элементом является гайка, которой сообщается поступательное движение. Ведомым движением в этом случае будет вращение винта (механизм быстродействующей отвертки). Возможно и обратное преобразование — поступательного движения винта во вращательное движение гайки.
Первых три варианта используются для преобразования вращательного движения в поступательное, а четвертый — поступательного во вращательное. (Последнее преобразование возможно лишь при одном непременном условии — угол подъема винтовой линии должен быть большим.)
Кинематический расчет винтового механизма прост: за один оборот линейное перемещение равно ходу резьбы, т. е. произведению шага на число заходов.
Слайд 4Винтовой механизм преобразует вращение винта в поступательное движение ножа рубанка при
настройке лезвия по высоте.
Слайд 5Реечный механизм
Один из наиболее распространенных в технике, применяемых для преобразования
вращательного движения в поступательное и, наоборот, поступательного во вращательное. Он состоит из шестерни и прямолинейной зубчатой рейки. Рейка - это развернутое зубчатое колесо, начальный диаметр которого увеличен до бесконечности.
Таким образом, если рейку закрепить неподвижно, а шестерню привести во вращение, то она будет совершать сложное движение, то есть вращаться вокруг оси и передвигаться поступательно вдоль рейки. За один оборот вокруг оси шестерня, а вместе с ней и прикрепленный к ней механизм передвинутся на расстояние, равное длине начальной окружности, то есть произведению шага на количество зубьев. Для определения пути, пройденного механизмом за определенный промежуток времени, следует перемножить шаг рейки, количество зубьев шестерни и количество оборотов, совершенных шестерней за этот промежуток времени.
С помощью такого механизма осуществляется продольное перемещение суппорта токарного станка, в котором рейка прикреплена неподвижно к станине, а шестерня, размещенная в фартуке, вращаясь вокруг оси, перекатывается по рейке и перемещает вместе с собой фартук и суппорт. Примером применения механизма, в котором вращательное движение шестерни преобразуется в поступательное движение рейки, является перемещение шпинделя сверлильного станка.
Слайд 6Зубчато-реечный механизм
Зубчато-реечный механизм, состоящий из зубчатого цилиндрического колеса и зубчатой рейки
— планки с нарезанными на ней зубьями, можно использовать для разных целей, например, вращая зубчатое колесо на неподвижной оси, перемещать поступательно рейку (в домкрате, в механизме подачи сверлильного станка) или, обкатывая колесо по неподвижной рейке, перемещать ось колеса относительно рейки (при осуществлении продольной подачи суппорта в токарном станке).
Основные кинематические закономерности в зубчато-реечном механизме легко обнаружить, если соотнести скорость поступательного движения рейки (или оси колеса во втором случае) с окружной скоростью колеса. Так как отсутствует проскальзывание, то ясно, что эти скорости равны.
Слайд 7Зубчато-реечный механизм
преобразует вращение колеса в поступательное движение зубчатой рейки.
Слайд 8Кулачковый механизм
Кулачковые механизмы позволяют осуществлять любой закон движения ведомого звена при
непрерывном равномерном вращении ведущего звена. Простейший дисковый, или плоский, кулачковый механизм представляет собой кулачок (диск) с прижатым к нему пружиной толкателем (ползуном). При вращении вала кулачок давит на толкатель, заставляя его совершать возвратно-поступательное движение. Изменяя профиль кулачка, можно как угодно изменять закон движения толкателя и связанного с ним рабочего органа машины. Именно эта особенность обеспечивает широкое применение механизма в металлорежущих станках-автоматах, ткацких станках, полиграфических машинах.
Кроме рассмотренного существует и более сложный кулачковый механизм — пространственный. В этом случае кулачок имеет форму цилиндра с расположенным на его поверхности замкнутым пазом (канавкой). В паз входит ролик, расположенный на оси, закрепленной в ползуне. При вращении кулачка ползун совершает возвратно-поступательное движение.
Обычно закон движения толкателя плоского кулачкового механизма, заданный технологическим процессом, выражается зависимостью между ходом толкателя и углом (или временем) поворота кулачка. Эта зависимость, заданная в графической форме, называется диаграммой перемещений толкателя. Пусть дана диаграмма, по которой надо построить профиль кулачка. На оси абсцисс отложены углы поворота или пропорциональное им время поворота кулачка, а на оси ординат — соответствующие им расстояния конца толкателя от оси вращения кулачка. Построение осуществляется в следующем порядке: проводится окружность и делится на равные части, соответствующие углам (или времени) поворота кулачка, отображенным на диаграмме; лучи (радиусы), проходящие через точки деления, нумеруются и на них откладываются соответствующие расстояния, взятые с диаграммы; концы полученных отрезков соединяются. Полученный контур и является профилем кулачка.
Обычно для уменьшения трения толкателя о кулачок на конце толкателя укрепляют ролик. В этом случае построенный профиль соответствует движению оси ролика, а окончательный профиль, все точки которого расположены ближе к центру кулачка, будет подобным ему.
Слайд 9Кулачковый механизм состоит из кулачка 1, штанги 2 и стойки 3.
К штанге обычно крепится исполнительный орган. Для уменьшения трения в паре кулачок — штанга на конец ее устанавливают ролик 4. Как правило, ведущим звеном в кулачковом механизме является кулачок.
Слайд 10Кривошипно-шатунный механизм
Кривошипно-шатунный механизм один из самых распространенных шарнирно-рычажных механизмов. Его применяют
как для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное (например, механические ножовки, поршневые насосы), так и для преобразования возвратно-поступательного движении во вращательное (например, двигатели внутреннего сгорания). Кривошип непрерывно вращается, ползун совершает возвратно-поступательное, а шатун сложное плоскопараллельное движение; стойка является неподвижным звеном.
При повороте кривошипа на равные углы ползун проходит неравные участки пути. Это легко обнаружить, если на одной схеме изобразить звенья механизма в последовательно занимаемых им положениях. Таким образом, равномерное вращение кривошипа преобразуется в неравномерное возвратно-поступательное движение ползуна. Полный ход ползуна равен удвоенной длине кривошипа.
Разновидностью кривошипно-шатунного механизма является эксцентриковый механизм, роль кривошипа в котором выполняет эксцентрик, укрепленный на ведущем валу. Эксцентрик — это диск, ось вращения которого не совпадает с его геометрической осью. В этом случае ход ползуна равен удвоенному расстоянию между геометрической осью детали и осью вращения. Это расстояние называют эксцентриситетом.
Слайд 12Кривошипно-ползунный механизм
в состав которого входит ползун - звено, образующее
со стойкой (неподвижным звеном)поступательную кинематическую пару. Кривошипно-ползунный механизм преобразует вращательное движение в прямолинейно-поступательное или наоборот.
Слайд 13Кривошипно-ползунный механизм
состоит из кривошипа 1, шатуна 2, ползуна 3 и
неподвижной стойки 4.
Слайд 14Кривошипно-кулисный механизм
Кривошипно-кулисные механизмы обычно преобразуют равномерное вращение кривошипа в неравномерное вращательное
движение, качательное или возвратно-поступательное движение кулисы. Кривошипные механизмы с качающейся кулисой используют в приводе движения резания металлорежущих станков.
Слайд 15Кривошипно-кулисный механизм
а — с качающейся кулисой; б — с поступательно-движущейся кулисой
(в приводе движения резания строгальных станков, a/b равно отношению времени прямого хода к времени обратного хода).
Слайд 16Кулисный механизм
Шарнирный механизм, в котором два подвижных звена — кулиса
и кулисный камень — связаны между собой поступательной (иногда вращательной при дуговой кулисе) кинематической парой.
Наиболее распространённые плоские четырёхзвенные К. м. в зависимости от типа третьего подвижного звена делятся на группы: кривошипно-кулисные, кулисно-коромысловые, кулисно-ползунные, двухкулисные. Кривошипно-кулисные механизмы могут иметь вращающуюся, качающуюся или поступательно-движущуюся кулису Кривошипный механизм. Кулисно-коромысловые механизмы, получающиеся из предыдущих при ограничении угла поворота кривошипа, выполняют с качающейся и поступательно-движущейся кулисой, применяют для преобразования движения, а также в качестве т. н. синусных механизмов, в счётно-решающих машин. Кулисно-ползунные механизмы предназначаются для преобразования качательного движения в поступательное или наоборот, а также используются в качестве тангенсного механизма в счётно-решающих машинах. В машинах находят применение двухкулисные механизмы , обеспечивающие равенство угловых скоростей кулис при постоянном угле между ними. Это свойство используют, например, в муфтах, допускающих смещение осей соединяемых валов. Сложные многозвенные К. м. применяют для различных целей, например в системах регулирования наполнения цилиндров двигателей внутреннего сгорания, реверсивных механизмах паровых машин и др.
Слайд 17Кулисный механизм
состоит из кривошипного диска 1, кулисы 2 ,качающейся вокруг
оси 3. Другой конец кулисы связан с ползушкой 4. При вращении кривошипного диска палец 5, входящий в кулисный камень 6, заставляет кулису качаться вокруг оси 3.
Слайд 18Эксцентриковый механизм
Является разновидностью кривошипно-ползунного механизма. Эксцентрик — это диск, у
которого ось вращения не совпадает с его геометрической осью. Расстояние между осями называют эксцентриситетом. При вращении эксцентрика 1 вокруг неподвижной оси 0\ его геометрическая ось О описывает дугу окружности, радиус которой равен величине эксцентриситета /. Обойма 2 скользит относительно эксцентрика и через шатун 3 сообщает ползуну 4 возвратно-поступательное движение. Эксцентриковый механизм преобразовывает только вращательное движение в возвратно-поступательное. Он применяется в механических прессах, камнедробилках и др.
Слайд 19Эксцентриковый механизм
1 — эксцентрик; 2 — обойма; 3 — шатун;
4 — ползун
Слайд 20Храповой механизм
Состоит из храпового колеса и собачки, используют для преобразования
непрерывного вращательного движения ведущего звена в прерывистое движение ведомого звена. Рассмотрим принцип его действия. Собачка, закрепленная на планке, совершает колебательное движение, передаваемое ей шатуном. Поворачиваясь на определенный угол (величину угла можно регулировать, передвигая кривошипный палец), собачка захватывает зубья храпового колеса, перемещая его периодически в одном направлении. В обратном направлении колесо поворачиваться не может, так как собачка, упираясь в зубья храпового колеса, препятствует вращению его в этом направлении.
Слайд 21Храповой механизм
состоит из собачки (a) и зубчатого колеса (b)
Слайд 22Мальтийский механизм
преобразует равномерное вращательное движение в прерывистое. Например, шестишпиндельный автомат
устроен так, что через определенный промежуток времени шпиндели передвигаются по окружности и за полный цикл обработки каждый шпиндель находится в шести различных позициях. Вращение и фиксация в каждой позиции осуществляются при помощи мальтийского механизма. Принцип действия его следующий. При вращении кривошипного диска его палец входит в прорез мальтийского креста, поворачивая мальтийский крест до выхода из прореза. Кривошипный механизм вращается равномерно, а механизм, соединенный с мальтийским крестом, поворачивается на определенный угол, пока палец кривошипа находится в прорезе креста. После этого мальтийский крест находится в состоянии покоя до тех пор, пока палец не войдет в следующий прорез.
Слайд 23Мальтийский механизм
Мальтийский механизм с внешним зацеплением с шестью прорезями
Мальтийский
механизм с внутренним зацеплением и четырьмя прорезями
Слайд 24Планетарный механизм преобразования движения
Механизм преобразования движения предназначен для преобразования вращательного
движения в возвратно-поступательное и наоборот.
Компактность механизма, напоминающего по габаритам обычный шарикоподшипник, позволяет уменьшить размеры и упростить конструкцию устройств, в которых используется возвратно-поступательное движение.
Имея возможность создать большой номенклатурный ряд механизмов по их размерам и передаваемым усилиям, появляются условия широчайшего использования механизмов преобразования в технике. Область применения их видится такой широкой, что сегодня даже трудно определить ее границы.
Еще одним качеством механизма преобразования движения является то, что он не только упрощает конструкцию машин, но и придает им новые свойства и характеристики. Примером может служить использование механизма в рулевой колонке автомобиля, при котором не только упрощается конструкция, но и появляется возможность вообще отказаться от гидравлического усилителя руля.
Используя механизм преобразования движения, появляются устройства так сильно отличающиеся от классических вариантов, что их можно отнести к устройствам нового типа, отличительной чертой которых является отсутствие продольных направляющих. Аналоги таких механизмов автору не известны.
Все выше перечисленное позволяет говорить о том, что использование механизма преобразования движения открывает новую область в технике, где даже применение механизма преобразования зачастую становится изобретением, о чем свидетельствуют полученные патенты Российской Федерации.
Слайд 25Планетарный механизм преобразования движения